Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.
Также в данной работе изучены формы территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения…………………………………………….4
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства………………………...9
Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

     Близкими  по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов и тем самым дают повод для их отождествления. Механизм государства действительно представляет сооой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства. 

     Формы государственного правления

     Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

     Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на ряд вопросов.

      Во-первых, какой способ лежит в основе организации  высших органов государственной власти. Истории известны два легетимных способа: наследование и выборы и один не легетимный - захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивиддуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

      Монархия (от греч. monorchia - единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в рунах единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

      Монархии  в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

      Абсолютная  монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

      Во-первых, верховная власть полностью принадлежит  единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

      Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха  и отсутствие наследников.

      В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

      В-четвертых, полностью отсутствует юридическая  ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики [2]. Сегодня такая форма монархии сохранилась лишь в нескольких государствах, например Оман, Саудовская Аравия и др.

     Конституционная монархия предполагает ограничение власти монарха конституцией или традициями. В зависимости от характера ограничений эта форма монархии разделяется на две разновидности: парламентскую и дуалистическую.

     В парламентском варианте монарх не обладает реальной властью, но выполняет представительские, церемониальные функции. Правительство при этом, как правило, создается парламентским большинством и отвечает за свою деятельность именно перед парламентом. Ныне эта форма монархии существует в Великобритании, Испании, Норвегии и других странах.

     Дуалистическая монархия отличается тем, что монарх в ней возглавляет правительство (исполнительную власть). Власть же законодательная относительно независима от воли монарха. Принимаемые парламентом законы ставят монархическую власть в определенные рамки и служат ей некоторым противовесом. Хотя в большинстве таких случаев независимость парламента весьма условна: во-первых, немалую часть парламентариев сам же монарх и назначает, а во-вторых, у него имеется право вето, блокирующее неугодные монарху решения парламента. Дуалистическая форма монархии существует сегодня в Иордании, Марокко и др. 

     Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, в которой источником власти считается народ, а все высшие органы власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

     В отличие от монархии республике свойственны  следующие особенности.

     Во-первых, источником власти является народ (избирательный  корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному  органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен делый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

     Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

     В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной  власти, как правило, он равен 4-5 годам.

     В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

     В настоящее время из 190 государств в мире около 150 являются республиками.

     Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

     Классическая  президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представлявмый президентом бюджет.

     Сегодня к числу классических президентских  республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

     Классическая  парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

     В настоящее время классическими  парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

     Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют  свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем  совмещения и появления новых  признаков возникают неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу.

     «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь  возникающих государствах (например, при распаде Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).

     Наиболее  характерной чертой полупарламентской  республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

     Наиболее  характерной чертой полупрезидентской  республики является установление ответственности  перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др. 

     Формы государственного устройства

     Термин  «государственное устройство» в  политике-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего  государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

     В узком смысле слова - для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления  территории государства на те или  иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

     При характеристике государственного устройства как одной из форм государства  имеется в виду второе (узкое) значение этом термина.

     Таким образом, форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

     В отличие от формы правления здесь  организация государства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.

     Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на следующие  вопросы. Во-первых, из каких структурных  частей состоит государство (города, районы, области, края, pecпублики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, какой правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости  от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная  самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько.

     По  форме государственного устройства выделяют три формы: унитарные, федерации  и конфедерации.

     Унитарным называется такое государство, в котором существующие в нем административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты) не имеют признаков собственной государственности. То есть составные части этих государств не обладают признаками суверенитета.

     Унитарное государство характеризуется рядом  особенностей, которые позволяют  отличать его от других государств.

     1. Структурными единицами такого  государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся, Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и другие). Следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы