Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:37, контрольная работа
Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.
Также в данной работе изучены формы территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.
Введение…………………………………………………………………….3
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения…………………………………………….4
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства………………………...9
Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Близкими
по содержанию, но не совпадающими являются
категории механизма государства и формы
государства. Отдельные авторы определяют
эти категории как систему, совокупность
государственных органов и тем самым дают
повод для их отождествления. Механизм
государства действительно представляет
сооой совокупность государственных органов
необходимых для осуществления внутренних
и внешних функций. Форма государства
дает характеристику государства не столько
с точки зрения системы органов, сколько
с позиций способов и принципов образования
государственной власти, взаимоотношения
ее с населением, распределения властных
полномочий между составными частями
и методов их осуществления. Таким образом,
данные категории являются вполне самостоятельными
и позволяют дать характеристику различным
сторонам сущности государства.
Формы государственного правления
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.
Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легетимных способа: наследование и выборы и один не легетимный - захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивиддуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. monorchia - единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в рунах единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).
Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников.
В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.
В-четвертых,
полностью отсутствует
Конституционная монархия предполагает ограничение власти монарха конституцией или традициями. В зависимости от характера ограничений эта форма монархии разделяется на две разновидности: парламентскую и дуалистическую.
В парламентском варианте монарх не обладает реальной властью, но выполняет представительские, церемониальные функции. Правительство при этом, как правило, создается парламентским большинством и отвечает за свою деятельность именно перед парламентом. Ныне эта форма монархии существует в Великобритании, Испании, Норвегии и других странах.
Дуалистическая
монархия отличается тем, что монарх
в ней возглавляет правительство (исполнительную
власть). Власть же законодательная относительно
независима от воли монарха. Принимаемые
парламентом законы ставят монархическую
власть в определенные рамки и служат
ей некоторым противовесом. Хотя в большинстве
таких случаев независимость парламента
весьма условна: во-первых, немалую часть
парламентариев сам же монарх и назначает,
а во-вторых, у него имеется право вето,
блокирующее неугодные монарху решения
парламента. Дуалистическая форма монархии
существует сегодня в Иордании, Марокко
и др.
Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, в которой источником власти считается народ, а все высшие органы власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).
В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.
Во-первых,
источником власти является народ (избирательный
корпус), который в процессе прямых
или косвенных выборов
Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.
В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.
В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
В настоящее время из 190 государств в мире около 150 являются республиками.
Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.
Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представлявмый президентом бюджет.
Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.
Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.
Рассмотренные
выше формы правления и ныне сохраняют
свое значение, все они существуют
в различных государствах мира. Но
на их базе и наряду с ними, путем
совмещения и появления новых
признаков возникают
«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).
Наиболее
характерной чертой полупарламентской
республики является ограничение вотума
недоверия. В Германии, например, предусмотрен
«конструктивный вотум
Наиболее
характерной чертой полупрезидентской
республики является установление ответственности
перед парламентом отдельных министров,
но не главы правительства, которым фактически,
а часто и юридически остается президент.
Эта тенденция нашла свое выражение в
конституционном праве ряда стран Латинской
Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае
и др.
Формы государственного устройства
Термин «государственное устройство» в политике-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В
узком смысле слова - для характеристики
территориальной (национально-территориальной)
организации государственной
При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду второе (узкое) значение этом термина.
Таким образом, форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
В
отличие от формы правления здесь
организация государства
Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, pecпублики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, какой правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько.
По форме государственного устройства выделяют три формы: унитарные, федерации и конфедерации.
Унитарным
называется такое государство, в котором
существующие в нем административно-
Унитарное
государство характеризуется
1.
Структурными единицами такого
государства являются районы, города,
края, области и другие
Информация о работе Государство как основной институт политической системы