Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.
Также в данной работе изучены формы территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения…………………………………………….4
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства………………………...9
Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

     2. Существование единой и единственной  для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно-территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

     3. Наличие единой территории, единой  конституции, единой системы права,  единого гражданства, единой судебной  системы, единых вооруженных сил.  Это означает то, что административно-территориальные  образования не имеют своей  собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

     Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную  роль по отношению к процессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

     Тем не менее, истории и современности  известны и целый ряд сложных  государств - федерация и конфедерация. 

     Федерация - союзное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (субъектов федерации), обладающих юридически закрепленной политической самостоятельностью.

     Федерацию отличают следующие особенности.

     Во-первых, она состоит из различных государственных  образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и другие). Данные образования являются субъектами федерации  и имеют свое собственное административно-территориальное  деление.

     Во-вторых, в ней существуют две системы  высших органов государственной  власти: федеральные органы и соответствующие  органы членов федерации. Федеральные  органы осуществляю свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов - на своей территории. Разграничение предметов ведения  и полномочий центра и субъектов  осуществляется путем их закрепления  в Конституции, либо в Федеративном договоре. Подобное   разграничение   осуществляется   двояким   образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и  исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочии между центром и тем или иным субъектом Федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет. Россия относится к последней.

     В-третьих, территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.

     В-четвертых, наличие в субъектах федерации  своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги.

     В-пятых, наличие, как правило, двухпалатного  федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

     В-шестых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный - США, ФРГ, либо национальный - СССР), так и их совокупность (Россия). 

     Конфедерация - союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

     Подобные  образования возникают для решения локальных задач - сохранения независимости, отражения внешней агрессии или в качестве первого шага на пути объединения в централизованное государство. Историческими примерами могут служить США (1781-1787), Швейцария (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (союз Египта и Сирии в 1958-1961 гг.) и др.

     В настоящее время чистых конфедераций в мире нет. Швейцарское государство, хоть и сохраняет в своем официальном названии слово «конфедерация», таковой давно уже не является. Но это не значит, что конфедеративная форма устройства государств нежизнеспособна. Мир международных взаимоотношений весьма динамичен и переменчив. В нем периодически возникают ситуации, в которых оказывается востребованной идея конфедерации. Так, в частности, было в 1991 г. после распада СССР. И хотя идея не реализовалась (СНГ не является конфедерацией, так как не имеет наднациональных органов, уполномоченных принимать обязательные для всех решения), но была в тот момент вполне уместной. Некоторые черты конфедеративного объединения многие аналитики усматривают в политической архитектуре Евросоюза. Хотя, конечно, это образование имеет гораздо более сложную форму [3]. 

     Правовое  государство

     Современным воплощением принципов конституционализма является правовое государство. Идейные  истоки концепции правового государства можно обнаружить уже в античной политической мысли, в частности в сочинениях Платона, Аристотеля и Цицерона. Платон видел спасение государства там, где закон - владыка над правителями, а они его рабы. Аристотель также утверждал, что закон должен властвовать над всем. Цицерон рассматривал государство (республику) как общий правопорядок.

     В Новое время наиболее полно философию  правового государства сформулировал И. Кант, который рассматривал государство как объединение людей, подчиненных правовым законам, источником которых должна быть воля всех людей, образующих народ. Каждый должен принимать участие в общем решении и в то же время подчиняться закону.

     В целом в современной науке  конституционного права к характеристикам правового государства относят следующие черты:

     1)  соблюдение государством основных  прав человека;

     2)  всеобщность права и верховенство  закона;

     3) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

     4) разделение властей;

     4)  независимость и самостоятельность  судебной власти;

     5) принцип верховенства конституции  по отношению к другим законам;

     6) приоритет норм международного  права перед нормами национального  права.

     Все принципы правового государства  нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, законы и т.д.

     Однако  реальное состояние российской государственности  очень далеко от идеала правового  государства. Это проявляется и  в «правовом нигилизме», когда государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда само государство нарушает элементарные права граждан, например, подолгу не выплачивая зарплату (практически сейчас уже не наблюдается). Наконец, это проявляется и в том, что конституции ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам. Другими словами, наличие в Российской Федерации правового государства - это скорее цель государственного строительства, чем характеристика ее реального состояния. 

     3.Один  из средневековых  философов заметил,  что государство  –  орган, призванный  пресекать всякую  несправедливость, кроме  той, «которую  творит оно само».  В современных  государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.

Выделяют 3 основных пункта сдерживания несправедливости власти:

1) разделения  властей – теория, по которой  государственная власть должна  быть разделена на законодательную,  исполнительную и судебную. Этот  принцип был впервые сформулирован  французским просветителем Ш.Л.Монтескьё.  Разделение властей основывается  на естественном разделении функций  законотворчества, государственного  управления, правосудия и государственного  контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные  полномочия между различными  государственными органами, исключить  сосредоточение всех полномочий  в ведении единого органа, чтобы  избежать произвола. 

2) большое  количество общественных и правозащитных  организаций. Общественные организации  – неправительственные добровольные  объединения граждан на основе  совместных интересов и целей.  В Федеральном законе указано,  что общественные организации  создаются для защиты общих  интересов и достижение целей  объединившихся граждан. Деятельность  правозащитных организаций заключается  в защите прав человека мирными  средствами от произвола государственных  структур.

3) Международное  право – особая правовая система,  регулирующая отношения между  государствами и другими субъектами  международного права (государствами,  международными межправительственными  организациями). Различают императивные  и диспозитивные нормы международного  права. Императивные нормы –  это нормы, от которых субъекты  международного права не могут  отступать даже по взаимному  соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В данной контрольной работе государство  рассматривалось, как основной институт политической системы.

      Государство — это политическая организация  общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и  её население, располагает для этого  специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления  и обладает суверенитетом. Государство  – совокупность составляющих: территория, население, власть.

      По  форме правления различают республику и монархию. Республика - государство, органы власти которого формируются  на основе всеобщих выборов. Республика в свою очередь делится на президентскую  и парламентскую.  Монархия –  форма государственного правления, при которой власть в обществе полностью или частично принадлежит  единоличному наследственному правителю  – монарху (царю, королю). Монархия бывает неограниченная или абсолютная и  ограниченная.

      Правовое  государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим  власть воле суверенного народа.

      Государство важнейший элемент политической системы. Через государство осуществляется власть, управление обществом. Для обеспечения  порядка, только оно одно, из всех политических и общественных организаций, имеет  в распоряжении аппарат насилия  – армию, органы правопорядка и безопасности.

      Таким образом, цели и задачи контрольной  работы достигнуты.

 

       Список литературы

1. Боер А. А.,Кузнецов  Э. В.,Старовойтова О. Э. Теория  государства и права: учебное  пособие. — Санкт-Петербург: Редакционно-издательский  центр ГУАП, 2007.

2. Гринин Л.  Е. 1997. Формации и цивилизации  // Философия и общество.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Монархия

4. Конституционное  право России: Учебник для юридических  вузов / Под ред. А.А. Безуглова,  Л.Л. Беломестных. М., 2004.

5. http://www.lekziya.ru/gosudarstwo/53-pravovoe.html

6. Керимов А.Д.  Современное государство: вопросы  теории.– М.: норма,2007.

      Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 27534 
 
 
 
 


Информация о работе Государство как основной институт политической системы