Государство как основной институт политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами нашей территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Основные характеристики государства. Факторы ее возникновения
1.1 Функции и признаки государства
1.2 Структура и ее типология
1.3 Формы государства и ее элементы
2. Тенденции в развитии современного государства
3. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России
Заключение

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

Отличительные признаки правового государства:

•     верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

•     гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

•     взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

•     принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

       Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. [5,с. 40]

    Функции социального государства не только сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

Согласно  Конституции, Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие личности. В  Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тенденции в развитии современного государства

В развитии современного государства можно  выделить несколько тенденций.

 Ведущей тенденцией в развитии  многих государств, особенно европейских,  является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает  нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской  формой правления.

Важной  тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.  Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.   

  Важными тенденциями в развитии  современного государства также  выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в  Европейское Сообщество, которое  в 1994 г. пополнилось еще тремя  государствами – Австрией, Швецией  и Финляндией и насчитывает 15 стран. Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства. Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.  

  Важная тенденция в развитии  современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.   

  Еще одна важная тенденция  связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства. [6, с.102]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России

Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации  и конфедерации.

    Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное – это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.

    Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, т.е. народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).

Федерация – это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством.

В федерации  имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации  существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы.

   Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообщества, как, например, Польша и Финляндия.

Конфедерация – достаточно рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном.

объеме  осуществляют международную деятельность.

По  Конституции Советский Союз представлял  собой федерацию, а по способам применения или реализации самостоятельности  – унитарное государство. Право  на самоопределение, вплоть до отделения  и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 1990-х  гг. оно было использовано всеми  союзными республиками.

После распада СССР перед Россией остро  встал вопрос о формировании новой  государственности, о принятии новой  Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.

В России сформировалась конституционно-договорная федерация, т.е. наряду с Конституцией отношения между центром и  субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров. На начало 1998 г. было подписано уже 40 подобных договоров.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин на пресс-конференция 19.05.2004 г. заявил:  за последние 10 лет Россия недополучила от приватизации 100 миллиардов долларов; за последние 12 лет из-за сокрытия налогов страна потеряла 4 годовых бюджета (т.е. около 360 млрд. долларов).

Еженедельник "Аргументы и факты" со ссылкой на американских экспертов утверждает, что за годы российских реформ Запад заработал на вывозе природных ресурсов из России до 700 миллиардов долларов.

При этом к 2000 г. внешний долг России составлял 158,4 млрд. долларов. К 2020 г. России предстоит выплатить 212 млрд. долларов, из них 70 млрд. – только проценты.

По  данным Российского союза промышленников и предпринимателей, доходы 10 % самых богатых россиян превышают доходы 10 % самых бедных в 30 раз. В СССР аналогичный показатель составлял 4–5 раз. Социологи говорят, что разница в 10 – 12 раз является критической, дальше общество нормально развиваться не может.

ВВП России по итогам 2003 г. составил лишь 79 % от уровня 1990 г. Социологические опросы показывают: 80 % опрошенных считают, что в ходе приватизации их элементарно ограбили.[7, с.56]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство как главная  властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в  рамках их уставных задач, содействовать  их развитию и совершенствованию. Социальное назначение государства состоит  в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря  государству социальная жизнь приобретает  организованность и стабильность, разрешаются  социальные противоречия, устраняется  тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.

Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства не возможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства  неуклонно возрастает. Увеличивается  число проблем, требующих постоянного  регулирования со стороны государственных  структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство  – основной и один из важнейших  институтов не только политической системы  общества, но и всего общества в  целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей  по всестороннему регулированию  общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Борзихина И.В. Политология  [Текст]: учеб. пособие для студентов заочного отделения \ И.В. Борзихина, Н.Д. Запецкая, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис;    Отв. ред. А.В. Трофимов.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

2.Денисенко, Н.А. Политология  [Текст] /Н.А. Денисенко, Н.А. Хохлов, Ю.И. Горюн.- НГТУ: Учебное пособие, 2005. – 220с.

3. Добрынина М.И. Политическая система общества [Текст]: учебное пособие / М.И. Добрынина, И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. - 182 с.

4. Курьянов, М.А. Политология в вопросах [Текст]: учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.-80с

5. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: курс лекций/ М.Н.Марченко. – М.: Зерцало,ТЕИС, 1996. –320 с.

6. Решетников С.В. Политология. Практикум [ Текст ]/ С.В. Решетников. – Минск: ТетраСистем, 2008. – 256 с.

 

1) Денисенко, Н.А. Политология [Текст] /Н.А. Денисенко, Н.А. Хохлов, Ю.И. Горюн.- НГТУ: Учебное пособие, 2005. – 220с.

2) Решетников С.В. Политология. Практикум [ Текст ]/ С.В. Решетников. – Минск: ТетраСистем, 2008. – 256 с.

  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: курс лекций/ М.Н.Марченко. – М.: Зерцало,ТЕИС, 1996.

4) . Курьянов, М.А. Политология в вопросах [Текст]: учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

5) Борзихина И.В. Политология [Текст]: учеб. пособие для студентов заочного отделения \ И.В. Борзихина, Н.Д. Запецкая, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис;     Отв. ред. А.В. Трофимов.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

6) Добрынина М.И. Политическая система общества [Текст]: учебное пособие / М.И. Добрынина, И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. - 182 с.

7) Курьянов, М.А. Политология в вопросах [Текст]: учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.


Информация о работе Государство как основной институт политической власти