Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:37, контрольная работа
Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами нашей территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Введение
1. Основные характеристики государства. Факторы ее возникновения
1.1 Функции и признаки государства
1.2 Структура и ее типология
1.3 Формы государства и ее элементы
2. Тенденции в развитии современного государства
3. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России
Заключение
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Социальное
государство является очередной
ступенью эволюционного развития государственности.
Объективные причины его
Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.
Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы. [1, с.54]
В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.
Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Факторы возникновения государства
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:
1) развитие общественного
разделения труда, выделение
2) возникновение в ходе
развития производства частной
собственности, классов и
3) завоевание одних народов
другими (Ф. Оппенгеймер, Л.
Гумплович и др.). Влияние завоеваний
на образование и развитие
государства несомненно. Однако
его не следует
4) демографические факторы,
изменения в воспроизводстве
самого человеческого рода. Имеется
в виду, прежде всего, рост
5) психологические (рациональные
и эмоциональные) факторы.
6) антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.[2, с.88 ]
1.1 Функции и признаки государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно - воспитательная
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.
Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз – обороны страны.[3, с.29]
Признаки государства:
- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
- система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
1.2 Структура и типология государства
По разделению власти: система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы; судебные органы.
По выполняемым функциям
Органы, осуществляющие внутренние функции: охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура); социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта); духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
Органы, осуществляющие внешние функции: вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений.
Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. [4, с.50]
1.3 Форма государства
Форма государства – это
Форма
государства определяет – кто
и как правит в обществе, как
устроены и действуют в нем
государственно-властные структуры, как
объединено население на данной территории,
каким образом оно связано
через различные
Элементы формы государства:
• форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
• форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;
• политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.
Типы государств
Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.
Информация о работе Государство как основной институт политической власти