Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

Содержание работы

1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции……………………………………………………………………..……..2
2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов…………………………………………………………..9
3. Формы государственного устройства и правления……………………..…..14
4. Органы государственной власти Российской Федерации………………….16
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

Борьба с международной  преступностью:

В последнее время все более  широкие масштабы приобретает международная  преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных  преступлений.

Ни одно государство не в силах  в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

Конкретными действиями государств в  этой области является создание международных  организаций по борьбе с преступлениями.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал  вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в  центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной  частью программы завершения строительства  материально - технической базы в  государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены  экологическим состоянием природы  в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают  различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство  принимает различные меры к нарушению  нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные  наказания.

 

 

  1. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов.

 

Впервые термин «социальное государство» был выдвинут в середине ХІХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном (1815 - 1890). Он считал, что идея государства  заключается в восстановлении равенства  и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является развитием другого, и в этом смысле мы говорим о социальном государстве».

Подлинно социальное государство  возможно лишь в условиях демократии, и должно быть правовым в современном  значении этой характеристики. В ходе общественного прогресса оно  приобретает новые свойства, наполняется  новым содержанием, соответствующим  конкретным условиям существования  общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом.

Правовое государство - это такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует  о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая  реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподом правового государства. Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические  методы воздействия на общество. Экономической  основой правового и социального  государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной  и других) как равноправных и в  одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Законодательное закрепление положений, составляющих суть принципов правового  государства, ещё недостаточно для  фактического построения. В реальной жизни стали заметно более  распространенными факты грубейшего нарушения прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального  построения правового государства  в России необходимо:

ѕ повысить общую культуру населения;

ѕ построить развитую экономику, создать  мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

ѕ повысить уровень материальной обеспеченности граждан;

ѕ создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

ѕ создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание  граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Правовое государство, как можно  вывести из вышеизложенного, это  такое взаимодействие государства  и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят  права и свободы человека и  гражданина. А отсюда и взаимодополняющая  и взаимоутверждающаяся связь правового  и социального государства. То есть, люди, граждане - общество является центральным звеном в правовом государстве.

Социальную основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Правовое государство - это одновременно и социальное государство. Утверждение  правовой природы социального государства  фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели  правовые основания, но стали ведущими для государства. Личные права человека стали важнейшей частью всей правовой системы государства, определяя  через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его  социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Они стали  неотъемлемой частью функциональной структуры  государства. Произошла окончательная  передача социальных функций от общества к государству.

Впервые социальное государство в  качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции  ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным государством». В следующие годы практика конституционного закрепления статуса социального  государства получила дальнейшее распространение. Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства «1.РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В настоящее время все страны мира являются социальными государствами, независимо от того, закреплено это в их основном законе, или нет. Таким образом, в соответствии с различными теориями социального развития, программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения. Задачей государственных органов управления при этом становится: нахождение баланса между происходящими экономическими и социальными процессами, обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках, с одной стороны, достижение высокого уровня и качества жизни населения - сокращение поляризации населения по уровню доходов, повышение защиты социально уязвимых граждан, обеспечение всеобщей доступности в области получения образования, здравоохранения, обеспеченности жильем; гармонизации социальных отношений, ослабление социальной поляризации и предотвращение перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму, с другой.

Кроме того, следует учитывать, что  проведение государством социально  ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы.

Для становления социального государства  необходимо правовое государство. Из этого  делается вывод: наилучшим и наиболее преемлимым в современном обществе является социальное государство, подкрепленное  сильными правовыми корнями. Роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы охранять правопорядок бороться с преступностью, создавать  необходимые условия для беспрепятственной  деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих  прав и свобод, активности и предприимчивости. И мы должны сделать все, для того чтобы мы и наши потомки жили в  такой политической организации  общества.

 

  1. Формы государственного устройства и правления.

 

Под государственным устройством  понимается внутритерриториальная  организация государства. В настоящее  время встречаются следующие  формы государственного устройства.

Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация - союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может  осуществляться как по административному  принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История  показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация  способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Конфедерация - государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них - ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и  некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так  как в ведение центральных  органов переданы функции обороны, дипломатического представительства  и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир  переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран  не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с  такими составляющими, как Совет  Европы, Европейская парламентская  ассамблея, безтаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему  и перспективному сотрудничеству между  государствами. Добровольное объединение  в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более  быстрому развитию.

 

  1. Органы государственной власти Российской Федерации

Государственная власть в  России осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений  часто называетсясистемой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Информация о работе Государство как политический институт