Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

Содержание работы

1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции……………………………………………………………………..……..2
2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов…………………………………………………………..9
3. Формы государственного устройства и правления……………………..…..14
4. Органы государственной власти Российской Федерации………………….16
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                                                                               

Вариант № 18. Государство как политический институт.

1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции……………………………………………………………………..……..2

2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов…………………………………………………………..9

3. Формы государственного устройства и правления……………………..…..14

4. Органы государственной власти Российской Федерации………………….16

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции.

Признаки государства

    Государства разных исторических  эпох и народов мало схожи  между собой. И все же они  имеют некоторые черты, которые  в большей или меньшей степени  присущи каждому из них, хотя  у современных государств, подверженных  интеграционным процессам, они  порою достаточно размыты. Общими  для государства являются следующие  признаки:

1. Отделение публичной власти  от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов-управленцев.  Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы  государства. Законы и полномочия  государства распространяются на  людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической  общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная  власть на определенной территории. В любом современном обществе  имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.  Но высшей властью, решения  которой обязательны для всех  граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему  принадлежит право на издание  законов и норм, обязательных  для всего населения.

4. Монополия на легальное применение  силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государства,  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д.

6. Обязательность членства в  государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

7. Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий -- государств, не претендует на  представительство и защиту всех  граждан и не обладает для  этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство -- субъект  международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства  те или иные организации признаются субъектами международного права и  наделяются соответствующими правами  и обязанностями. В современном  международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный  контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения  и эволюции.

    Функции государства

    Государство есть сложная  социальная организация, основным  назначением которой является  осуществление публичной власти  в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные  стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства  называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и  внешние.

Внутренние функции: Охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная.

Внешние функции:

Защита государства от вооруженных  нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения  и связи между ними определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных  организаций. К первому виду относятся  государственные организации, которые  осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные  организации, основным назначением  которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются  органами государства и управляются  ими. В зависимости от того, в какой  сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или  культурно-воспитательной) действуют  государственные организации, они  подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные  организации. Они непосредственно  охраняют граждан и государство  от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют  государственные организации - предприятия  и учреждения, основным назначением  которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных  и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные  заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и  др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные  учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются  широкой сетью государственных  организаций, таких, как учебные  заведения, библиотеки, музеи, театры и  др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями  действуют частные и общественные организации и объединения. Частные  и общественные организации и  предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной  сфере действуют негосударственные  организации, такие, как, например, частная  полиция и охрана, частные детективные  организации, объединения и организации  общественности по охране общественного  порядка и самозащите и некоторые  другие.

Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными  организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного  порядка принадлежит органам  внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены  различные виды наказаний. Меры наказаний  должны быть соразмерны вине нарушителя.

Экономическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от полного  невмешательства в экономику (концепция  “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной  деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического  типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через  налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют  себя социальными. Это означает, что  они считают своей важной задачей  заботу обо всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии  обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность. Таким образом, государство принимает различные  меры для повышения жизненного уровня граждан.

Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство  заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в  связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает  искусство, обеспечивает для граждан  свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего  государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного  наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому  прошлому - непременная составная  часть воспитательного процесса.

Природоохранительная  функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей  хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования  природных богатств приобрели большое  экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число  наиболее острых социальных проблем  и представляет собой одну из важнейших  общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы  в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства  и его органов.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим  направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного  труда, суверенитета и территориальной  целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Информация о работе Государство как политический институт