Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:29, контрольная работа
Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.
Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Контрольная работа
По дисциплине «Политология».
Тема: «Государство, личность, общество».
Выполнил(а): студент(ка) 6 курса
Факультет с.х.строительства
Заочная форма обучения
Специальность: БТП и П
Ф.И.О Лепестихина Н.В.
Шифр: 0880004
Санкт – Петербург
2013 года
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).
Личность (философ.) – внутреннее
определение единичного существа в
его самостоятельности, как обладающего
разумом, волей и своеобразным характером,
при единстве самосознания. Развитие
лично-общественной жизни проходит
исторически три главные
Государство, общество и
личность являются объектом и главными
взаимосвязанными источниками предмета
теории государства и права. Объектом
исследования данной работы являются
общественные отношения, связанные
с государством и правом. Предметом
исследования являются закономерности
возникновения, становления, развития
государства и права. Чтобы понять
современное развитие российского
права и принципы государственного
строительства целесообразно
В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д.
Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Взаимосвязь государства и личности
Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».
Человек - это родовое
понятие, употребляемое для
Личность- 1) человек как
субъект отношений и
2) Устойчивая система
социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества
или общности. Понятие личности
следует отличать от понятий
«индивид» (единичный
В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.
Правовой статус личности
- это система прав, свобод и обязанностей,
закрепленная в нормах права. Основой
правового статуса личности является
ее конституционный статус, где права,
свободы и обязанности в
Независимо от того, о
каких правах человека, а тем более
– гражданина, чей статус ассоциируется
с «принадлежностью» к
Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.
Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.
Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).
Однако независимо от того,
в какой форме и в какой
степени проявляется связь
1.2 Исторический характер права человека
При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.
Процесс возникновения того
или иного «набора» прав и свобод
человека, включающий в себя процесс
их осознания и последовательного
формирования. Это не одномоментный,
а весьма длительный и весьма напряженный
исторический процесс, зачастую начинающийся
в пределах одной формации и завершающийся
принятием формально-
Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.
Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем более фетишизировать. Между правами и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.
Кроме того, говоря об относительном,
а порою и весьма условном характере
связей и зависимостей права и
свобод человека от той или иной
формации, весьма важным представляется
иметь в виду не только межформационную
историческую среду, но и внутриформационные,
зачастую весьма противоречивые условия,
при которых возникают и
Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.
Естественное право при
этом рассматривается как
Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).
В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.
Суть ее заключается, во-первых,
в том, что во взаимоотношениях позитивного
и естественного права в
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Несмотря на то, что в
настоящее время процесс
Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.
В условиях глобализации, когда
права индивида неизбежно связываются
с «правами всего человечества (планетарного
сообщества)», «планетарные вызовы обусловили
серьезные затруднения в
При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».[5]
Разумеется, необходимость
и потребность «корректировки»
некоторых подходов к правам человека
и переосмысления ряда сложившихся
положений и представлений о
правах и свободах человека – это
отнюдь не только и даже не столько
вызов или результат
На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.
Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.[6]
Эти и им подобные права
и свободы, получившие название первого
поколения прав и свобод, теоретиками
права и практиками традиционно
рассматривались как «