Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:03, реферат
Цель работы – изучить теоретические аспекты государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие государства;
- определить структуру государства;
- выявить основные функции государства.
Введение ...................................................................................................... 3
1. Понятие государства ............................................................................... 4
2. Структура государства ............................................................................ 8
3. Функции государства ............................................................................ 11
Заключение .............................................................................................. 16
Список литературы .................................................................................... 17
Реферат
Государство: структура и функции
Содержание
Введение ..............................
1. Понятие
государства ..............................
2. Структура
государства ..............................
3. Функции
государства ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Изучение
теоретических вопросов о государстве
достаточно актуально в настоящее
время. Это объяснятся изменением политической
ситуации в мире и в нашей стране.
Очень важно понимать, что конкретно
полнимается под государством. Знание
структуры и функций
Цель работы – изучить теоретические аспекты государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие государства;
- определить структуру государства;
- выявить основные функции государства.
Изучение теоретических вопросов о государстве происходило на основе: учебной и научной литературы, интернет-источников.
Государство - это коллективная общность, которая обладает в отношении составляющих ее свободных индивидов особыми правами на подчинение их коллективной воле.
Другое
определение рассматривает
Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается в марксистской литературе.
На мой взгляд, данная точка зрения не является ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции государства.
Существует
множество теорий происхождения
государства: разные варианты теологической
теории выводили государство из божественных
начал; органическая теория по сути отождествляла
государство с живым
Однако, на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.
Проблема
происхождения государства и
права наиболее обстоятельно
исследованы в известной
Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
Не следует абсолютизировать те или иные недостатки формулировок государства, поскольку содержание все равно преимущественно раскрывается через анализ его структуры и функций, тем более, что многие западные и российские политологи считают, что понятие «государство» в современных условиях используется не для обозначения организованного общества, имеющего автономное правительство, а для обозначения системы организаций и учреждений, руководящих этим обществом.
Следует
иметь в виду, что сегодня термин
«государство» употребляется в
узком и широком смысле. В узком
смысле государство - это основной институт
политической системы, осуществляющий
функции власти и управления в
обществе. В широком смысле слова
государство – это общность людей,
объединенных общими интересами и властью
и проживающих на определенной территории.
В этом смысле термин «государство»
отождествляют с понятиями «
Современное
государство имеет ряд
а) территория;
б) население (народ);
в) суверенная власть.
Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная характеристика. Так, территория российского государства занимает 1/7 часть суши планеты, а, к примеру, территория княжества Монако занимает всего 1.95 км. Независимо от размеров территории государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории2.
Население
– это народ, проживающий на территории
данного государства и
Суверенная власть – это определяющий признак государства. Суверенитет (франц. souverainete – верховная власть). Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Являясь суверенной, государственная власть обладает тремя свойствами:
1) распространяется на все население и на все общественные, в том числе, политические организации;
2) обладает
прерогативой отменить любые
проявления всех иных
3) имеет исключительные
средства воздействия,
Только государственная власть обладает правом на применение насилия. Однако это право строго определено и регламентировано законом.
В связи с определением сущности государства следует сказать о том, что в недавнем прошлом понятия «Родина» и «государство» считались синонимами. Так в Уголовном кодексе СССР была статья 64, которая называлась «Измена Родине». Ни в одном демократическом государстве нет в законе статьи под таким названием. У нас отождествление этих понятий стало возможно только в силу тоталитарного характера политической власти в СССР. Нельзя отождествлять понятия «Родина» и «государство».
Государство отличается от других политических институтов следующими основными признаками3:
1. Наличием
особой системы органов и
2. Монополией
на принудительную власть в
отношении населения,
3. Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики (экономической, социальной, военной и др.) от имени всего общества внутри и вне страны.
4. Суверенным
правом издания законов и
5. Организацией
власти по определенному
6. Монопольным
правом на взимание налогов
и сборов с населения, на
формирование
Государство как определенная политическая структура обладает сложным строением. Традиционно выделяют три ветви государственной власти4:
- законодательную,
- исполнительную,
- судебную,
имеющие в различных странах разное название и структуру.
Часто образно
говорят о «четвертой» власти
- средствах массовой информации, когда
хотят подчеркнуть их влияние
на общественные настроения и мнение.
Для такой оценки есть достаточно
оснований, о чем неоднократно упоминают
в своих выступлениях, мемуарах известные
государственные деятели
Но не
следует понятие «четвертая власть»
рассматривать наравне с
Саму идею разделения властей впервые обосновал Дж. Локк. Для поддержания режима свободы он считал необходимым разделить государственную власть на две уравновешивающие друг друга части: законодательную (парламент) и исполнительную (монарх, кабинет министров). Идея разделения власти получила свое развитие в работах Ш. Монтескье. Он первым выдвинул и обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ш. Монтескье в разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение всей власти в руках одного правителя, государственного органа или одного социального слоя, по его мнению, неизбежно ведет к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол6. Он считал, что эти три властные структуры должны взаимно дополнять, контролировать и сдерживать друг друга, чтобы ни одна из властей не могла подавить другую, присвоить себе ее компетенции, наибольший объем власти должен принадлежать представительной, законодательной власти. В 1748 г. Ш.Монтескье писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... с другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти».
Концепция Ш. Монтескье и сегодня лежит в основе организации деятельности государственных учреждений и организаций большинства развитых стран мира.
Охарактеризуем кратко законодательную, исполнительную и судебную власти.
Законодательная власть (Федеральное собрание в России, Парламент в Великобритании, Конгресс в США, Великое национальное собрание в Турции, Риксдаг в Швеции и т.д.) выполняет следующие основные функции: - принимает, изменяет и отменяет законы; утверждает бюджет государства;
- контролирует деятельность исполнительной власти;