Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 01:07, реферат

Описание работы

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Содержание работы

Понятие и теории возникновения государства, признаки, структура государства.
Формы государственного правления и государственного устройства.
Типы современных государств.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

  1. Понятие и теории возникновения государства, признаки, структура государства.

 

  1. Формы государственного правления  и государственного устройства.

 

  1. Типы  современных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и теории возникновения государства, признаки, структура государства.

Термин «государство»  употребляется обычно в двух значения слова.

В первом, широком смысле слова под государством понимается объединение людей на определенной тер­ритории на основе публичной власти. В этом случае синонимом понятия «государство» выступают понятия «народ», «страна».

Во втором, узком значении слова под государством понимается специальный аппарат управления обще­ством. В этом случае синонимом понятия «государство» является понятие «государственная машина» как сово­купность органов управления.

В политологии термин «государство»  употребляется во втором, узком значении слова. Государство – это универсальный  политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих  на данной территории людей и регулирующий их взаимоотно­шения с помощью права.

 

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

 

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних  времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в неко­торых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

 

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и что­бы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специаль­ный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской теории происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречи­выми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство возникает как следствие непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

  • углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;
  • демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

В литературе выделяются и  некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции  выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат усложнения экономической  и социальной жизни, как форма  удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными  делами.

Атрибуты государства.

1.             Наличие территории. Территория  определяется границами, разделяющими  отдельные государства.

2.             Наличие населения. Власть государства  осуществляется по отношению  к людям, проживающим на его  территории.

3.             Наличие специального государственного  аппарата, который включает следующие  элементы:

а) Представительные органы государственной власти:

-         высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной  властью

-         местные органы власти и самоуправления, образуемые с административно  – территориальным делением страны.

б) Исполнительно –  распорядительные органы или органы государственного управления:

-         высшие исполнительные органы (правительство)

-         центральные исполнительные органы (министерства, ведомства)

-         местные исполнительные органы

в) Органы судебной власти

г) Органы прокуратуры

д) Органы государственного контроля

е) Органы охраны общественного  порядка (милиция, полиция)

ж) Органы государственной  безопасности

з) Вооруженные силы (армия)

 

Признаки государства:

Принадлежность (подданство, гражданство). Гражданство – основанная на законе устойчивая связь личности с государством, как принадлежность личности к государству.

Право на применение принуждения  – государство располагает специальными органами принуждения, которые может  применять в ситуациях оговоренных  законом.

Суверенитет – независимость, самостоятельность. Термин ввел Жан  Боден. Суверенитет бывает внутренний и внешний. Суверенитет означает, что государство обладает высшей и неограниченной властью внутри страны, а другие государства должны считаться с этим и уважать этот принцип.

Всеобщность – государство  распространяет свое влияние на всех граждан, находящихся на его территории, включая граждан иностранных  государств.

Государство действует  в рамках установленных законов. Основным законом, по которому функционирует  государство, является конституция.

 

Итак, государство  – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

 

Место государства  в политической системе общества раскрывается через его функции.

 

Функции государства  делятся на внутренние и внешние.

 

К внутренним функциям государства относятся следующие:

 

1. Государственное  регулирование экономики посредством  налоговой, кредитной, инвестиционной, таможенной политики.

 

2. Социальная функция,  которая включает в себя следующие  подфункции:

 

— регулирование социальных отношений посредством национальной, демо­графической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населе­ния;

 

— создание государственной  системы социального обеспечения;

 

— создание условий  для нормальной жизнедеятельности  общества посредст­вом жилищной, экологической политики, создания государственной систе­мы услуг.

 

3. Культурно-воспитательная  функция, которая реализуется  посредством создания государственной  системы учреждений образования,  науки, культуры.

 

4. Охрана общественного  порядка и поддержание дисциплины  граждан в рамках существующего  права.

 

5. Защита существующего  общественного строя от внутренних  деструктивных сил.

 

К внешним функциям государства относятся следующие:

 

1. Защита страны  от внешней агрессии.

 

2. Защита государственных  интересов на международной арене  посредством ди­пломатической деятельности.

 

3. Развитие сотрудничества  с другими странами мира в  целях обеспечения благо­приятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.

 

Для осуществления  этих функций созданы специальные  государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства  входят:

 

1. Органы государственной  власти – законодательной и  исполнительной. Часто говорят о  триаде властей: законодательной,  исполнительной и судебной. Однако  в строгом, формально-юридическом  смысле судебная власть (в лице  министерства юстиции) входит  в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из  структуры исполнительной обусловлено  тем значением, которое придается  в либерально-демократической традиции  судебной власти: она рассматривается  как один из важнейших механизмов  обеспечения контроля со стороны  общества над государством.

 

2. Органы охраны  правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние  войска, суд, прокуратура.

 

3. Органы, обеспечивающие  внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это  ФСБ – Федеральная служба безопасности.

 

4. Органы, обеспечивающие  внешнюю безопасность страны (армия,  управление внешней разведки, таможенная  служба, федеральная пограничная  служба).

 

Второй, третий и четвертый  элементы приведенной структуры  государства представляют собой  ничто иное, как так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти. Возникает вопрос: на каком же основании силовые ведомства и министерства выделяются из структуры исполнительной власти в каче­стве самостоятельных элементов государства? Ответ очевиден: в силу их особой значимости для выполнения ос­новных функций государства.

Информация о работе Государство в политической системе общества