Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является проанализировать понятие «гражданское общество». В связи с чем возникают следующие задачи:
– проанализировать содержание понятия «гражданское общество»;
– выявить структуру и функции гражданского общества.
Таким образом, объектом исследования будет непосредственно политология, а предметом – гражданское общество.

Содержание работы

Введение 3
1. Зарождение и развитие идеи гражданского общества 4
2. Понятие гражданского общества и его основные признаки 7
3. Структурные элементы и функции гражданского общества 9
Заключение 13
Терминологический словарь 15
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

контр 7.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

 

 

 

 

 

Кафедра «Социальная  работа

и социология»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Политология»

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Шифр:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013

 

Содержание

 

Введение

 

Проблема гражданского общества принадлежит к числу  фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Целью данной работы является проанализировать понятие «гражданское общество». В связи с чем возникают  следующие задачи:

– проанализировать содержание понятия «гражданское общество»;

– выявить структуру и функции гражданского общества.

Таким образом, объектом исследования будет непосредственно  политология, а предметом – гражданское  общество.

 

1. Зарождение и развитие идеи гражданского общества

Со времени первого  упоминания понятия "гражданское  общество" в комментариях к "Политике" Аристотеля (XIV в) оно отличалось крайней широтой и неоднозначностью. Становление данной научной категории знаменовало переход от понятия civitas - город град к civilitas, означавшему и "управление", и "государство", и "гражданство", и "цивильность". Долгое время в политической науке понятия "гражданское общество" и "государство" не различались. Однако по мере дифференциации различных сфер общества, освобождения их от вездесущей государственной власти, начала процесса превращения бесправного подданного в свободного гражданина эти понятия приобретают собственное значение.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось  представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis - гражданин было образовано понятие civitas - общество.

В середине XVII века Т. Гоббс  в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства.

Дж. Локк трактует "гражданское  общество" как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Он впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу провозгласил главной общественной ценностью. В его понимании свобода нуждается, прежде всего в защите от государства и достигается эта цель созданием общественного договора, служащего защитной структурой между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.

Для Т. Пейна гражданское общество представляло собой область саморегуляции  частных интересов. Государство, считает  он, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся индивиды не способны сами сохранять  справедливость в отношениях между собой. Оно создается по общественному договору - единственно возможному способу создать государство. Поэтому верховная власть в нем должна принадлежать народу. Отстаивая идею народного суверенитета, Т. Пейн обосновывает право народа учреждать или уничтожать любую форму правления. Как и другие представители естественно-правовой теории, Т. Пейн различал естественные и гражданские права человека. Таким образом, уже у истоков появления концепции был поставлен вопрос о взаимодействии гражданского общества и государства.

Позднее Г. Гегель рассматривал гражданское  общество как промежуточную форму  человеческой общности, располагающуюся  между семьей и государством и  обеспечивающую жизнеспособность общества, реализацию гражданских прав. Гражданское  общество для него - совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой его выступает частная собственность. Однако движущей силой исторического прогресса, по Гегелю, является государство, воплощающее "Мировой Дух", гражданское общество выступает как "инобытие" Духа-Идеи. И оно, и индивид подчинены государству, ибо только последнее защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость, реализует всеобщность интересов.

К. Маркс рассматривает гражданское  общество исходя из материалистического понимания истории, в соответствии с которым государство и политика являются отражением экономических производственных отношений; государство при этом - инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Буржуазное общество, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию индивидов, поглощает гражданское общество. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового общества - коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития общества. Эта цель достигается ликвидацией частной собственности, что позволяет достичь не только юридического, правового равенства буржуазного общества, но и фактического экономического равенства всех индивидов. Государство уступает место коммунистическому самоуправлению, и проблема противостояния гражданского общества и государства решается сама собой.

При всей несхожести этих (и многих других) подходов к концепции гражданского общества одна мысль проступает отчетливо: становление гражданского общества - цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизуются и граждане, и гражданские отношения, и само государство. В этом процессе формируются и складываются новые, более упорядоченные, менее конфликтные отношения в обществе.

По определению Ж. - Л. Кермона, "гражданское  общество слагается из множественности  межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют мужчин и  женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства". Это - семейные, общественные, экономические, культурные, религиозные и прочие структуры, которые развиваются в обществе вне государства и создают условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

В свою очередь государство - центр  властвования, располагающий аппаратом  насилия, стремится укрепить позиции  достигшей власти социальной группы и предотвратить центробежные дезинтегрирующие тенденции в обществе.

 

 

 

 

2. Понятие гражданского общества и его основные признаки

Понятие «гражданское общество»  столь же древнее, как и политическая наука. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Канта. Гегеля, Маркса и др. гражданское  общество анализируется и описывается  достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Для примера – несколько фрагментов из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе:

Н.Макиавелли: В жизнь  общества, в такие его сферы, как  труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться.

И.Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность  каждого члена общества как гражданина.

Ф.Гегель: Гражданское  общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами, Гражданское общество вместе с семьёй составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К.Маркс: В гражданском  обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого  лишь постольку, поскольку они обоюдно  становятся друг для друга средством.

Гражданское общество –  это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

• высокое сознание людей; 

• высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью; 

• широкие связи между  членами общества; 

• наличие подконтрольной государственной  власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего  лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; 

• децентрализация власти; 

• передача части власти органам  самоуправления; 

• использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов; 

• развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием  принадлежности к общей культуре, нации; 

• личность гражданского общества —  это человек, ориентированный на созидание, духовность. 

 
Рис.1 Признаки и отличия гражданского общества.

 

 

 

 

3. Структурные элементы и функции гражданского общества

Структура гражданского общества – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, которые обеспечивают целостность и динамизм развития.

Структуру современного общества составляют социальная, политическая, экономическая, духовно-культурная и информационная системы:

  • Социальная система выступает как совокупность социальных групп, классов, этносов, наций, народов и т.д.: человек (индивид, личность); семья; различные социальные группы (творческие союзы, профсоюзы, домохозяйки, инвалиды, студенты и проч.); объединения людей (религиозные и общественные образования) и др. Интересы каждой из них должны учитываться государством, тем самым создается равновесие, компромисс.

Организации и объединения  социальной сферы гражданского общества создаются и действуют, как и  все субъекты гражданского общества, на основе общественной инициативы. Свои социальные интересы стремятся реализовать  через данные организации и предприниматели, и наемные рабочие.

  • Политическая система – это совокупность государственных, партийных, общественных организаций; права в целом; политических отношений, норм и т.п.

В условиях многопартийности те политические партии (иногда их десятки), которые не находятся у власти, вполне отвечают критериям субъектов гражданского общества. Они являются негосударственными объединениями (организациями), существуют независимо от государства и стремятся к реализации своих интересов.

  • Экономическая система состоит из эффективных рыночных основ; видового разнообразия института собственности; производственных процессов; экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления); различного рода хозяйственных субъектов.

В экономической сфере  функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими).

Отличительные цели и  направления деятельности объединений  и организаций в экономической  сфере гражданского общества прослеживается в структуре, целях и направленности активности практически любого объединения в сфере бизнеса.

  • Духовно-культурная система – это совокупность институтов и отношений в сфере информационной, культурно-просветительской деятельности (образование, культура, воспитание, творчество, религия и институты, их опосредующие).

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу  мысли, слова, реальную возможность  публично высказать свое мнение, самостоятельность  и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием.

  • Информационная система – это совокупность отношений, которые складываются в результате общения людей друг с другом непосредственно или через средства массовой информации: общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

Информация о работе Гражданское общество