Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:55, реферат
Своими корнями понятие "гражданское общество" уходит к временам античности. В период Нового времени, в последние два века его начали связывать с демократическим порядком в обществе и вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством - с другой.
Введение
Гражданское общество
Развитие концепции гражданского общества в истории политической мысли.
Формирование современной идеи гражданского общества
Современное понимание гражданского общества
Вывод
Алматинский университет энергетики и связи
Факультет радиотехники телекоммуникации и связи
Кафедра социальных дисциплин
Политология
Семестровая работа №1
Выполнил: Кабиден Алишер Маратович
Группа: БРЭ 12-09
№ зачетной книжки: 123067
Проверил: Абдуллина Зарема Альфредовна
Алматы 2012
План:
Введение
Своими корнями понятие "гражданское общество" уходит к временам античности. В период Нового времени, в последние два века его начали связывать с демократическим порядком в обществе и вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством - с другой.
Для стран, находящихся в условиях системной трансформации, сильное гражданское общество выступает неким идеалом, а независимые от государства общественные организации, многие из которых ранее находились к нему в оппозиции, стали трактоваться в качестве своеобразных школ демократии.
Теоретическое осмысление гражданского общества и его практическое применение, особенно среди мыслителей шотландского Просвещения, в полной мере относятся к XVIII веку При этом принципиальное значение имеет категория "цивилизованное общество". Оно опирается на стихийное развитие взаимоотношений между индивидами, объединенными для достижения общих целей, а также на принципы и традиции в рамках данного сообщества, предполагающие уважение права, или законопослушание.
Гражданское общество в его классическом понимании не воспринималось как отдельная от государства сфера. Так, английский философ Джон Локк (1632 - 1704) приравнивал его ко всему политическому обществу в отличие от царства природы. В XVIII веке шотландский мыслитель Адам Фергюсон (1723 - 1816) определил гражданское общество как состояние цивилизованности и как следствие прогресса цивилизации . При этом термин "гражданское общество" имел также экономическую подоплеку, поскольку цивилизованность противопоставлялась обществам, в которых не было частной собственности .
В рамках классической республиканской традиции, связанной с именами Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804), Д. С. Милля (1806-1873), А. де Токвиля, гражданское общество наряду с цивилизованностью соотносится также с гражданством или гражданственностью, характеризующей роль индивида в качестве гражданина - члена определенного сообщества, находящегося во взаимоотношениях с государством. Гражданин, как правило, не только пользуется принадлежащими ему правами, но и несет определенные обязательства перед обществом.
Разграничение государства и гражданского общества, доминирующее в современной либеральной политической мысли, сложилось во второй половине XVIII века в ходе развития рыночного капитализма и возникновения государств в Западной Европе. Оно отражает отделение публичного, частного, рыночного от государственного. Данная дихотомия объясняет современную форму гражданского общества в суверенном конституционном государстве и предопределяет необходимость его охраны от деспотизма со стороны государства путем развития самоорганизации общества. В этих условиях государству отводится минимальная роль - обеспечение правовых рамок защиты жизни, свободы и собственности его граждан.
Наиболее развернутый анализ понятия и практики гражданского общества, его взаимодействия и соотношения с государством дает Гегель, рассматривающий его как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства.
В "Философии права" он пишет: "Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества. Многие новейшие специалисты по государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредования, на которой дают себе свободу все единичности, все способности, все случайности рождения и счастья, из которой проистекают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу.
Эгоистическая цель, обусловленная
таким образом в своем
Гражданское общество
Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.
Что же такое «гражданское общество?».
Каковы его внутренние механизмы, которые
позволяют развиваться
Чтобы ответить на этот вопрос следует, прежде всего, обратить внимание на тот факт, что между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.
Сам термин «гражданское общество» употребляется как н широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Для современного понимания гражданского
общества недостаточно представление
о нем лишь с позиции его
противопоставления государственной
власти и, соответственно, сфере реализации
публичных интересов. Главным в
современной, общедемократической
концепции гражданского общества должно
быть определение собственных
Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
Гражданское общество — это закономерный
этап, высшая форма самореализации
индивидов. Оно вызревает по мере
экономического, политического развития
страны, роста благосостояния, культуры
и самосознания народа. Как продукт
исторического развития человечества
гражданское общество появляется в
период ломки жестких рамок сословно-
Поскольку в руках у государства
сосредоточена большая власть, оно
может превратиться в огромный живой
организм, напоминающий библейское чудовище
Левиафан (что-то среднее между бегемотом
и морским змеем). Ведь с помощью
чиновников, армии, полиции, суда легко
подавить интересы социальных групп, классов
и целого народа. История установления
фашизма в Германии и Италии является
ярким примером того, как прожорливый,
страшный Левиафан поглощал общество,
как происходило
В этом плане гражданское общество
есть объективно сложившийся порядок
реальных общественных отношений, который
основан на признанных самим обществом
требованиях справедливости и меры
достигнутой свободы, недопустимости
произвола и насилия. Данный порядок
складывается на основе внутреннего
содержания этих отношений, что превращает
их в критерий «справедливости и
меры свободы». Тем самым отношения,
составляющие гражданское общество,
обретают способность нести в
себе определенные требования, нормативные
модели поведения граждан, должностных
лиц, государственных органов и
государства в целом в
Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.
Правовой характер гражданского общества,
его соответствие высшим требованиям
справедливости и свободы является
первой важнейшей качественной характеристикой
такого общества. Эта особенность
гражданского общества воплощается
в нормативных требованиях, заложенных
в содержании категорий справедливости
и свободы. Свобода и справедливость
представляют собой в условиях гражданского
общества социальный фактор, нормирующий
(упорядочивающий) деятельность людей,
коллективов и организаций. С
другой стороны, сам человек как
член гражданского общества обретает
свободу в результате своей способности
подчиняться нормативным