Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Своими корнями понятие "гражданское общество" уходит к временам античности. В период Нового времени, в последние два века его начали связывать с демократическим порядком в обществе и вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством - с другой.

Содержание работы

Введение
Гражданское общество
Развитие концепции гражданского общества в истории политической мысли.
Формирование современной идеи гражданского общества
Современное понимание гражданского общества
Вывод

Файлы: 1 файл

Алматинский университет энергетики и связи.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

 

Алматинский университет энергетики и связи

Факультет радиотехники телекоммуникации и связи

 

 

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

Политология

 

Семестровая работа №1

 

                                    Тема: Гражданское общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Кабиден  Алишер Маратович

Группа: БРЭ 12-09

№ зачетной книжки: 123067

Проверил: Абдуллина  Зарема Альфредовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

План:

  1. Введение
  2. Гражданское общество
  3. Развитие концепции гражданского общества в истории политической мысли.
  4. Формирование современной идеи гражданского общества
  5. Современное понимание гражданского общества
  6. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Своими корнями  понятие "гражданское общество" уходит к временам античности. В  период Нового времени, в последние  два века его начали связывать  с демократическим порядком в  обществе и вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством - с другой.

Для стран, находящихся в условиях системной трансформации, сильное  гражданское общество выступает  неким идеалом, а независимые  от государства общественные организации, многие из которых ранее находились к нему в оппозиции, стали трактоваться в качестве своеобразных школ демократии.

Теоретическое осмысление гражданского общества и его практическое применение, особенно среди мыслителей шотландского Просвещения, в полной мере относятся  к XVIII веку При этом принципиальное значение имеет категория "цивилизованное общество". Оно опирается на стихийное развитие взаимоотношений между индивидами, объединенными для достижения общих целей, а также на принципы и традиции в рамках данного сообщества, предполагающие уважение права, или законопослушание.

Гражданское общество в его классическом понимании не воспринималось как  отдельная от государства сфера. Так, английский философ Джон Локк (1632 - 1704) приравнивал его ко всему политическому обществу в отличие от царства природы. В XVIII веке шотландский мыслитель Адам Фергюсон (1723 - 1816) определил гражданское общество как состояние цивилизованности и как следствие прогресса цивилизации . При этом термин "гражданское общество" имел также экономическую подоплеку, поскольку цивилизованность противопоставлялась обществам, в которых не было частной собственности .

В рамках классической республиканской  традиции, связанной с именами  Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804), Д. С. Милля (1806-1873), А. де Токвиля, гражданское общество наряду с цивилизованностью соотносится также с гражданством или гражданственностью, характеризующей роль индивида в качестве гражданина - члена определенного сообщества, находящегося во взаимоотношениях с государством. Гражданин, как правило, не только пользуется принадлежащими ему правами, но и несет определенные обязательства перед обществом.

Разграничение государства и гражданского общества, доминирующее в современной  либеральной политической мысли, сложилось  во второй половине XVIII века в ходе развития рыночного капитализма и возникновения государств в Западной Европе. Оно отражает отделение публичного, частного, рыночного от государственного. Данная дихотомия объясняет современную форму гражданского общества в суверенном конституционном государстве и предопределяет необходимость его охраны от деспотизма со стороны государства путем развития самоорганизации общества. В этих условиях государству отводится минимальная роль - обеспечение правовых рамок защиты жизни, свободы и собственности его граждан.

Наиболее развернутый анализ понятия  и практики гражданского общества, его взаимодействия и соотношения  с государством дает Гегель, рассматривающий  его как промежуточный институт между семьей и политическими  отношениями в рамках государства.

В "Философии права" он пишет: "Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества. Многие новейшие специалисты по государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредования, на которой дают себе свободу все единичности, все способности, все случайности рождения и счастья, из которой проистекают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу.

Эгоистическая цель, обусловленная  таким образом в своем осуществлении  всеобщностью, обосновывает систему  всесторонней зависимости, так что  средства к существованию и благо  единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены. Эту систему можно ближайшим образом рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка".

Гражданское общество

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной  демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом  и его членами, а общество имеет  безусловное первенство по отношению  к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием  гражданского общества.

Что же такое «гражданское общество?». Каковы его внутренние механизмы, которые  позволяют развиваться экономическим, социально-культурным, политическим отношениям в режиме демократизма, уважения человеческой личности, гарантирования ее прав и  свобод?

Чтобы ответить на этот вопрос следует, прежде всего, обратить внимание на тот  факт, что между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей  ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество»  употребляется как н широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном  значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений  свободных и равноправных индивидов  в условиях рынка и демократической  правовой государственности. Это сфера  свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную  структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные  и правовые отношения, мораль, а также  не опосредованные государством политические отношения между индивидами как  первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском  обществе в отличие от государственных  структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи  — отношения конкуренции и  солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление  о нем лишь с позиции его  противопоставления государственной  власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в  современной, общедемократической  концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном  единстве могут быть определены как  современное гражданское общество.

Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее  определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных  интересов» (Гегель). В то же время  «гражданское общество» — это  и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в  состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный  для него образ гражданского общества.

Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт  исторического развития человечества гражданское общество появляется в  период ломки жестких рамок сословно-феодального  строя, начала формирования правового  государства. Обязательным условием возникновения  гражданского общества является появление  возможности у всех граждан экономической  самостоятельности на базе частной  собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и  возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными  юридическими правами со всеми другими  гражданами. Политическим фундаментом  гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В  этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Поскольку в руках у государства  сосредоточена большая власть, оно  может превратиться в огромный живой  организм, напоминающий библейское чудовище Левиафан (что-то среднее между бегемотом  и морским змеем). Ведь с помощью  чиновников, армии, полиции, суда легко  подавить интересы социальных групп, классов  и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как прожорливый, страшный Левиафан поглощал общество, как происходило огосударствление его сфер, осуществлялся всеобщий (тотальный) контроль над личностью. Эти открытые террористические диктатуры, как вы знаете, превратились в опаснейших противников общественного прогресса.

В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок  реальных общественных отношений, который  основан на признанных самим обществом  требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок  складывается на основе внутреннего  содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и  меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в  себе определенные требования, нормативные  модели поведения граждан, должностных  лиц, государственных органов и  государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и  существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания  и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком  обществе и государстве приобретает  правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную  волю, но эта воля в полной мере соответствует  требованиям справедливости и свободы.

Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям  справедливости и свободы является первой важнейшей качественной характеристикой  такого общества. Эта особенность  гражданского общества воплощается  в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, нормирующий (упорядочивающий) деятельность людей, коллективов и организаций. С  другой стороны, сам человек как  член гражданского общества обретает свободу в результате своей способности  подчиняться нормативным требованиям  свободы как познанной необходимости.

Информация о работе Гражданское общество