Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Своими корнями понятие "гражданское общество" уходит к временам античности. В период Нового времени, в последние два века его начали связывать с демократическим порядком в обществе и вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством - с другой.

Содержание работы

Введение
Гражданское общество
Развитие концепции гражданского общества в истории политической мысли.
Формирование современной идеи гражданского общества
Современное понимание гражданского общества
Вывод

Файлы: 1 файл

Алматинский университет энергетики и связи.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 Развитие концепции гражданского  общества  в истории политической  мысли

 

Гегель выделяет три функции  гражданского общества: опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда, а также удовлетворение потребностей всех остальных; защиту собственности посредством правосудия; предотвращение в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций. Связывая гражданское общество с социальной структурой, он отмечает, что если первым базисом государства является семья, то вторым - сословия. Этот второй базис важен, потому что частные лица, хотя и эгоистичны, вынуждены обращаться к другим. Здесь, следовательно, находится то, что связывает эгоизм с всеобщим, с государством, заботой которого должно быть сохранение этой связи основательной и прочной.

Гегелю удается выявить и  проследить диалектическую связь между  индивидуальной свободой и взаимозависимостью людей и сословий в обществе, указать  на важнейшую роль государства в  процессе гармонизации интересов в  обществе. В конечном счете такой анализ дает возможность преодолеть примитивное противопоставление свободы и необходимости, эгоизма и солидарности. Однако Гегель идет дальше и анализирует неодинаковое положение в обществе трех сословий - сельскохозяйственного, промышленного и лиц свободных профессий, а также различия в их отношении к природе. При этом особое внимание он уделяет принципиальным различиям между двумя первыми сословиями в их отношении к свободе и правопорядку, что чрезвычайно важно для понимания общества, которое осуществляет быстрый и несколько запоздалый по сравнению с передовыми странами переход от аграрного общества к индустриальному, как было в России.

Три сословия Гегель характеризует  как субстанциальное или непосредственное (земледельческое сословие), как  рефлектирующее или формальное (промышленное сословие) и, наконец, как всеобщее (правящее сословие). Он отмечает, что осознание  свободы и порядка возникло главным  образом в городах, где индивид  промышленного сословия всецело  зависит от себя. Это чувство своей  значимости тесно связано с требованием  правопорядка. Земледельческому сословию, напротив, о многом не приходится думать самому: то, что оно добывает, это дар чуждого, природы; на первом плане у него чувство зависимости, и с этим легко сочетается готовность зависеть от людей, претерпевать все, что бы ни случилось. Поэтому земледельческое сословие склонно к подчинению, промышленное - к свободе.

Формирование современной идеи гражданского общества

Нельзя ставить знак равенства  между понятиями «общество» и  «гражданское общество»: второе значительно  уже первого и моложе на много  лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории  человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого  состояния общества.

Гражданское общество в его современном  понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное  указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими  словами, гражданское общество - это  общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем  это не означает, что гражданское  общество только тем и занимается, что борется с государством. В  рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при  наличии определенных экономических  условий, а именно - экономической  свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство.

Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих  свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное  от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие  «гражданское общество» характеризует  определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Начало процессу развития гражданского общества положило формирование представительного  государства, выступающего от имени  всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание  юридического равенства людей на основе наделение их правами и  свободами. Замена сословного неравенства  всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение  личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения  и имущественного положения были признаны равными и полноправными  участниками общественной жизни, наделенными  свободной волей.

 

 

Современное понимание гражданского общества

 

Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило  в ходе конфликта в государстве  и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и  последующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежными  отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением  от церковного влияния) индивидуального  и массового сознания, возникновением политических партий, которые стали  важным каналом трансляции разнородных  интересов различных групп.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и  Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности.

Свобода человека органически связана  с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная  собственность является не только экономической  основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного  и культурного прогресса.

Значение института частной  собственности в формировании гражданского самосознания человека, - в становлении  гражданского общества раскрыл русский  философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствует  индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.

Главным признаком и основой  гражданского общества является законодательное  закрепление юридического равенства  людей на основе наделения их правами  и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень  реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким - либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин  начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал  личности. Развивать их можно в  первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному  самосовершенствованию.

 

На связь содержания категории "гражданское общество" с производственными  отношениями и экономическим  развитием указывал К. Маркс. В предисловии "К критике политической экономии" он писал: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии".

Толчком к формированию современного гражданского общества стало стремление промышленного сословия, или буржуазии, к свободе. В дальнейшем распространение  гражданских и политических прав сначала на буржуазию, а затем  на рабочий класс создало условия  для интегрирования этих классов  в сложившееся общество. Развитие в XX в. таких социально-экономических прав, как право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров с работодателями, а также развитие государства всеобщего благосостояния можно считать новым важным этапом в процессе формирования современного гражданского общества, для которого характерен высокий уровень социальной интеграции.

Развитие экономики постиндустриального  общества требует обновления концепции  гражданского общества, чтобы сделать  ее более работоспособной с учетом принципиальных изменений в социальной структуре современного общества. Его  экономика - это экономика лиц  наемного труда, где гражданин не собственник-одиночка, противопоставляющий  себя враждебному ему государству, а средний класс не отождествляется  с классом собственников. Более  того, с "расщеплением собственности", отделением собственности от контроля над нею в условиях, когда фактором экономического развития выступает  не материальный, а человеческий капитал, соответственно меняется и структура  потребления. В такой экономике  отождествление собственности и  благосостояния, собственности и  власти, приводящее в конечном счете к подавлению демократии рынком, должно все больше восприниматься как анахронизм, который тормозит поступательное развитие экономики и общества.

Разумеется, гражданское общество не является единственным субъектом  на макроуровне, взаимодействующим с экономикой. Государство как второй субъект вместе с гражданским обществом и экономикой образуют своеобразный институциональный треугольник, в рамках которого и происходят процессы, определяющие вектор социально-экономического развития.

 

Учитывая современные  социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».

Понятие «гражданское общество», как  правило, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого политолога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государство» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и  государство взаимно дополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.                                                  

 

Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребностей.

Информация о работе Гражданское общество