наМЕББМ «ҚАЗАҚСТАН-
НУО «КАЗАХСТАНСКО-
РЕСЕЙ МЕДИЦИНАЛЫҚ
РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТІ»
УНИВЕРСИТЕТ»
ҚОҒАМДЫҚ ПӘНДЕР КАФЕДРАСЫ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
На тему: Группа давления
Выполнил(-ла) студент Мажкенова А.А.
группы
109Б .
факультета
ОМ
.
Проверил(-ла) Джилысбаев
Д.Д
.
Алматы 2014
Содержание:
1. Введение
2. Группы интересов
в политике
3. Характерные черты групп
давления
4. Общественные потребности
5. Профсоюзы
6. Соотношение понятий
групп
Контрольные вопросы
Список использованной литературы
Введение.
Кроме партий на политической сцене активно
действуют группы давления. В отличие
от партий, преследующих цель встать у
власти, группы давления не стремятся
овладеть государственными структурами,
а ограничиваются влиянием, давлением
на власть, оставаясь при этом все же вне
ее. Они обладают значительными возможностями
оказывать необходимый нажим на политических
деятелей и органы власти для принятия
ими требуемого решения. Эти группы могут
быть официально организованными или
складываться неофициально в ходе каких-либо
политических кампаний. Располагая сильной
экономической властью, группы давления
способны мобилизовать на политические
акции значительные массы населения, подготовить
общественное мнение.
Однако содержание термина «группа давления»
оказывается трудно уловимым, поскольку
таких групп в обществе может быть много
и все они различаются. Скажем, существуют
религиозные группы, крестьянские (фермерские)
организации, молодежные движения, семейные
ассоциации, организации предпринимателей,
феминистские движения, профсоюзы, различные
клубы и общества и т. д.
Вторым наиболее массовым
организованным субъектом политического
рынка выступают группы
интересов и группы
давления. Под этим понятием имеются
в виду организации самого
разного типа, члены которых, не претендуя
на высшую политическую
власть в системе,
пытаются влиять на нее для обеспечения
своих специфических интересов. В
этом их принципиальное отличие от политических
партий.
В число
таких групп входят:
профсоюзы рабочих и служащих;
фермерские (крестьянские) организации
и союзы;
профессиональные ассоциации
предпринимателей;
феминистские, экологические,
правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
философские клубы и общества
и др.
Существуют различные
классификации групп давления. Они
могут быть:
широкого и специализированного
профиля;
представляющие преимущественно
материальные интересы и ставящие на первое
место идеологические ценности и моральные принципы;
В качестве приоритетных
группы давления выполняют следующие две
функции:
во-первых, это селекция, обобщение,
формулирование и артикуляция основных
интересов своих членов;
во-вторых, целенаправленное
воздействие на институты публичной власти
с целью удовлетворения особо значимых
интересов.
При этом объектами
этого воздействия выступают все ветви
власти, но прежде всего законодательная
и исполнительная, а также партии, которые
эту власть контролируют.
Группы интересов
(давления) в политике. Понятие «группы давления»
пришло из американской политологии. В
отличие от политических партий, они не
преследуют цель осуществления власти.
ограничиваются лишь оказанием влияния
на власть, стремлением подвергнуть
ее давлению, оставаясь при этом все же
вне ее.
Группы интересов – это добровольные организации,
созданные для выражения и представления
интересов входящих в них людей во взаимоотношениях
как с другими группами и политическими
институтами, так и внутри самих организаций.
Отдельные индивидуумы и группы предъявляют
различные требования лицам, принимающим
политические решения. Этот процесс называется
артикуляцией интересов. Следующей функцией
групп интересов является агрегация интересов,
то есть согласование посредством дискуссий
множества частных требований и установление
между ними определенной иерархии. Третья
функция – интеграция, то есть приближение
интересов, которые различные группировки
представляют вовне, к мнениям их рядовых
членов. Наконец, четвертая функция групп
интересов – это информирование органов,
принимающих политические и административные
решения.
Существуют разные типы групп интересов.
Первый из них – неорганизованные
группы. Их отличает низкий уровень
взаимосвязей, отсутствие регулярной
деятельности от имени группы.
Характерными чертами
таких групп являются:
• нерегулярность артикуляции интересов
• отсутствие организованных действий
и средств артикуляции
• недостаток преемственности во внутренней
структуре
Второй тип групп интересов – это организованные группы.
Они составлены из профессионально подобранных
кадров, с четко обозначенными политическими
или социальными функциями. Эти группы
формируются в рамках таких организаций,
как политические партии, законодательные
органы, административный аппарат, церковь
и т.д.
К третьему типу относятся специализированные
структуры для артикулирования интересов:
профсоюзы, этнические объединения, ассоциации,
сформированные из религиозных и гражданских
групп. Наиболее влиятельными из этих
групп являются профсоюзы.
Особую роль в либерально-демократических
странах играют институциональные группы.
Они включают в себя политические партии,
законодательные органы, армию, бюрократию,
церковь.
Группы интересов удовлетворяют следующие
общественные потребности:
1. Передают настроения и требования определенных
общественных слоев правительству.
2. Влияют на законодательный процесс,
разрабатывают законопроекты и представляют
их на рассмотрение правительств.
3. Выполняют важную роль при подборе экспертов
и специалистов на министерские должности,
открывая доступ на государственные посты
лицам с соответствующим опытом и окружением.
4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей
в реализации правительственных программ.
5. Осуществляют контакт с правительством
и способствуют выработке современных
и эффективных законов.
Одной из влиятельнейших общественных
групп являются профсоюзы. Они
созданы на длительную перспективу как
объединения лиц наемного труда с целью
защиты и улучшения своего экономического
и социального положения. С середины XIX
века профсоюзы возникали при существовавших
в доиндустриальную эпоху объединениях
или как вновь образовавшиеся организации.
По мере смягчения репрессий со стороны
государства они основывались во все более
широком масштабе. Так как профсоюзы рассчитаны
на длительную перспективу, то в организационном
отношении они приближаются к форме бюрократической
организации.
Эти организации основываются на индивидуальном
членстве и должны решать проблему привлечения
новых членов и получения от них взносов
и поддержки. В качестве союзов, объединяющих
лиц наемного труда, они должны определить
интересы в процессе внутренней жизни
союза.
Как организации, являющиеся составной
частью изменяющегося общества, профсоюзы
должны приспосабливаться к его изменениям.
Они могут частично воздействовать и сами
на эти изменения с помощью своей политики.
В буржуазных государствах
организованные социальные группы, стремящиеся
воздействовать на государственные органы,
добиться их поддержки и принятия решений,
отвечающих интересам и целям группы.
От политических партий Г. д. отличает
сравнительно узкая целевая ориентация,
отсутствие общей политической программы.
В широком смысле слова к Г. д. могут быть
отнесены и политические партии, а также
различные звенья государственного механизма
(например, армия). Теория Г. д. широко используется
в политической науке США и ряда других
буржуазных государств при характеристике
процессов выработки различных государственных
решений. Г. д. в буржуазной политической
литературе считается всякая общественная
организация, целенаправленно влияющая
на государственный аппарат путём официальных
и неофициальных контактов с его представителями,
массовой агитации, публичных выступлений,
рассчитанных на создание определённого
общественного мнения. Наиболее влиятельными
Г. д. являются различные организации крупного
капитала — торговые и промышленные палаты,
ассоциации крупных владельцев недвижимости,
владельцев и управляющих капиталистических
корпораций. В качестве Г. д. буржуазные
политологи рассматривают также профсоюзы
и другие профессиональные ассоциации,
организаций женщин, молодёжи, расовых
и национальных меньшинств, религиозные
объединения, различные организованные
движения, преследующие ограниченные
политические, экономические, культурно-этические
цели. Ставя в один ряд капиталистические
Г. д. и организации трудящихся, ссылаясь
на формальное равенство их возможностей
отстаивать свои интересы перед государством
и на уравновешивание интересов конкурирующих
групп, буржуазные идеологи пытаются подвести
т. о. теоретическую основу под концепцию
плюралистической демократии, т. е. рассредоточения
власти между различными классами и слоями
буржуазного общества (см. Плюралистической демократии
теория). В действительности влияние
капиталистических Г. д. безусловно доминирует,
они выступают как важная форма связи
государственного аппарата с монополиями
и совместно с буржуазными партиями обеспечивают
политическое господство финансово-промышленной
элиты.
Соотношение понятий. Государственная политика,
любая программа и процесс управления,
направленные на демократическое развитие
общества теряют ключевой смысл правового
прогресса вне ориентации на защиту частных
и групповых интересов граждан. Основным
способом продвижения группами своих
интересов (социальных, политических,
экономических, этнических) традиционно
был лоббизм. Иными словами, главным источником
лоббирования являются интересы групп.
Для обозначения сил, стоящих
за лоббистскими организациями, традиционно
использовались понятия „заинтересованная
группа”, „группа интересов”, „группа
давления”, которые, несмотря на попытки
различных исследователей их идентифицировать
имеют различный функциональный смысл.
Для нас термины „группа интересов”,
„группа давления” представляют непосредственый
рабочий интерес: без них, как без определенного
рода обобщающих понятий, нет серьезного
разговора о лоббизме. Поэтому возникает
необходимость определить значение этих
терминов в данной работе. Термины „заинтересованная
группа”, „группа интересов”, „группа
давления” американские авторы употребляют
как синонимы, взаимозаменяемо. В теории
такое употребление не вызывает особых
возражений, хотя и здесь оно не всегда
безобидно, ибо если заинтересованной
группой может стать каждая группа, то
не каждая способна стать эффективной
группой давления. Что касается практики,
то отличительный оттенок в содержании
терминов имеет определенное значение
для понимания механизма лоббизма. Следовательно,
нобходимо определить не только общее,
но и особенное в каждом термине и соотношение
между ними.
Термины „заинтересованная
группа”, „группа интересов” в действительности
не имеет смысловой разницы. По мнению
Автономова А.С. в отечественной литературе
путаница в употреблении данных терминов
возникает вследствие неадекватного перевода
с английского языка термина interest group.
Это термин можно было бы перевести как
„группы – носители интересов”, или „группы,
имеющие интересы”, или „заинтересованные
группы”. Последний перевод, по его мнению,
наиболее удачный, поскольку он сохраняет
двузначность термина и в то же время передает
основной смысл. [1, 14].
Родоначальник теории заинтересованных
групп – Дж. Берри определяет их следующим
образом: „Заинтересованная группа –
это организованное объединение индивидуумов,
которые разделяют некоторые цели и которые
стараются повлиять на государственную
политику” [2, 4]. По иному определению:
„Заинтересованная группа – это группировка
(или их совокупность), преследующая интересы
в той или иной деятельности правительства
и готовая оказать давление на него в случае
необходимости” [3, 27]. Теоретически такая
группа готова оказать давление на правительство.
Группа давления в данном случае – фактически
та же заинтересованная группа, но уже
приступившая к активным политическим
действиям. В этом контексте имеет смысл
предположить, что в аспекте функционального
действия заинтересованная группа не
является группой давления, но потенциально
имеет возможность стать таковой в случае
необходимости предпринять какие-либо
активные действия по отстаиванию своих
интересов. Следовательно, группа давления
– это организация, созданная для защиты
интересов и оказания давления на власть
с целью добиться от неё принятия таких
решений, которые соответствуют ее интересам.
Социальная база таких групп характеризуется
достаточно широким спектром различных
слоев населения: ассоциации фермеров,
предпринимателей, этнические, религиозные
и другие общественные организации.
Ряд исследователей подходят
к определению понятия „групп давления”
через сравнение с политическими партиями,
выделяя функциональный аспект. Так, если
целесообразность существования партий
характеризуется политической деятельностью
в узком смысле слова, то группы давления
имеют неполитические цели, т.е. не стремятся
стать у власти, хотя для их достижения
они занимаются политикой. Для партий
политика является целью, а для групп давления
– средством. Ту или иную группу можно
включить в категорию групп давления,
если она обладает следующими характерными
чертами: во-первых, оформленностью организационной
структуры (организации); во-вторых, наличие
собственной цели, идентичной личностным
целям представителей группы; в-третьих,
существованием ее как автономного центра
принятия решений, а не как инструмента
в руках другой организации; в-четвертых,
оказанием группой эффективного давления.
Однако, по мнению А.В.Шапошникова,
подобные концепции функционального развития
„заинтересованной группы” и „группы
давления” не отражают механизма формирования
лоббизма как политико-правового явления,
поскольку не раскрывают внутренние условия
и структурирования самой группы интересов,
а затем ее трансформации в „группу давления”
[4, 52].
Таким образом, согласно предложенной
концепции можно проследить преобразование
„заинтересованной группы” в „группу
давления”. Итак, исходным пунктом образования
группы интересов служит появление частного
интереса как следствия противоречия,
возникшего в результате желания и невозможности
его осуществления. Затем разрозненные
частные интересы проходят этап обоснования
и структурирования по общему основанию,
и лишь после осознания групповой общности
своих интересов можно говорить о становлении
некоего сообщества индивидов, которое
можно условно назвать „неорганизованной
группой” интересов. Последующие стадии,
которые проходит такая группа, можно
обозначить как процесс внешней самоорганизации.
Выделение инициативной подгруппы в данной
структуре приводит к необходимости выработки
стратегии и тактики политического действия,
анализу собственных ресурсов и выбору
возможного объекта лоббирования. Наличие
этих условий характеризует „организованную
группу”, которая приступив к активным
действиям по отстаиванию своих интересов,
может считаться „групой давления” и
собственно субъектом лоббистской деятельности
[4, 52]. Давление этих групп реализуется
посредством найма или простого подключения
платного агентства или организации. Итак,
выстраивается цепочка: заинтересованная
группа – группа давления – лоббистская
организация. Однако следует учесть, что
группа давления может быть одновременно
лоббистом, когда сама осуществляет давление,
но может и не быть им, если функция реализации
давления передана другим специальным
группам.