Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:48, реферат
Целью настоящей работы является изучение основных положений действующей Конституции Японии.
На основе поставленной цели, определены следующие задачи:
проанализировать японскую модель разделения властей;
дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению.
проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;
охарактеризовать конституционные основы судебной системы.
1. Введение
2. Общая характеристика Конституции Японии 1947 года
3. Японская модель разделения властей
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства
5. Конституционные основы судебной власти Японии
6. Заключение
7. Библиографический список
1. Введение
2. Общая характеристика Конституции Японии 1947 года
3. Японская модель разделения властей
4. Конституционно-правовые
основы деятельности
5. Конституционные основы судебной власти Японии
6. Заключение
7. Библиографический список
Введение
Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.
Это не могло не отразиться на содержании
данного акта и его оценке научной
общественностью Японии. Проект был
разработан в штабе оккупационных
войск, доработан правительством и
принят избранным в 1946 году Парламентом.
В определенном смысле неизменяемая
Конституция – юридический
Целью настоящей
работы является изучение основных положений
действующей Конституции
На основе поставленной цели, определены следующие задачи:
правовому положению.
1.Общая характеристика Конституции Японии 1947 года
Поражение Японии во второй
мировой войне и ее оккупация
войсками США были основной причиной,
определившей коренную ломку устаревших
конституционных и
В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1947 г. — она вступила в силу.
В Конституции 1947 г.— второй по счету в истории страны — заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.
В течение 1947—1948 гг.
на основе новой Конституции
Парламент принял множество
Структурно Конституция
Японии состоит из 11 глав и 103 статей,
которые последовательно
Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:
• особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);
• принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды;
• круг основных прав и свобод человека значительно расширен;
• Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);
• ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;
• местное самоуправление осуществляется в широких масштаба
2. Японская модель разделения властей
В Японии, как и в большинстве стран мира, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с положениями ст.
41 Конституции Японии Парламент
является «высшим органом
На Кабинет министров (Правительство) возложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).
Кабинет министров фактически обладает
гораздо большей функциональной
автономией, чем это вытекает из
положений Конституции. Формально
в ней компетенции
В отличие от других государств значительными полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и контрасигнуются Премьер-министром.
Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко законодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей законодательного процесса и др. наталкивается в стенах законодательного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов.
Конституция Японии в части первой
ст. 76 провозгласила, что вся полнота
судебной власти принадлежит Верховному
суду и таким судам низших инстанций,
какие будут учреждены законом.
Принцип осуществления
Главой государства в Японии является Император, согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего - остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6).
3. Конституционно-правовые
основы деятельности
Кабинет министров
в лице Премьер-министра
Кабинет министров состоит из Премьер-министра
и государственных министров (часть
первая ст. 66). В нынешнем составе
Кабинета 12 государственных министров,
возглавляющих соответствующие
министерства, и 8 государственных министров
без портфеля, являющихся главным
образом советниками Премьер-
Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру
Премьер-министра выдвигает Парламент
из своего состава, и решение этого
вопроса предшествует всем остальным
его делам. В случае расхождения
между палатами по этому вопросу
и недостижения соглашения на объединенном
их заседании или в случае непринятия
Палатой советников решения в
течение 10 дней после решения Палаты
представителей (не считая времени
перерыва в работе Парламента) решение
Палаты представителей становится решением
Парламента. Избранный кандидат назначается
Императором на должность Премьер-министра,
и по его указанию Император назначает
других министров (каждая внутрипартийная
группировка представляет главе
Кабинета список кандидатур). Число
и отраслевая специализация будущих
министров в списке кандидатов на
должность строго соответствуют
положению и влиянию партийных
группировок. Премьер-министр по своему
усмотрению может освобождать
Кабинет при осуществлении
В случае выражения Палатой
Помимо политической ответственности
правительства речь можно вести
и об уголовной ответственности
отдельных его членов. В частности,
Конституция предусматривает
Информация о работе Характеристика Конституции Японии 1947 года