Характеристика Конституции Японии 1947 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:48, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основных положений действующей Конституции Японии.
На основе поставленной цели, определены следующие задачи:
проанализировать японскую модель разделения властей;
дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению.
проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;
охарактеризовать конституционные основы судебной системы.

Содержание работы

1. Введение
2. Общая характеристика Конституции Японии 1947 года
3. Японская модель разделения властей
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства
5. Конституционные основы судебной власти Японии
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Характеристика Конституции Японии 1947 г..docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

Суды по семейным делам имеют  такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют  примирительные функции и выносят  решения по делам, связанным с  семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные  преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет). Как вспомогательные  органы для разрешения отнесенных к  их компетенции определенных законом  категорий гражданско-правовых дел  при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входят судья и представители населения. В штатах семейных судов для подготовки к рассмотрению дел несовершеннолетних действуют так называемые исследователи (тёсакан), в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т. п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику личности несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё). Эффективность семейных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним.

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают  незначительные гражданские дела с  ценою иска не свыше 900 тыс. иен и  мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются  одним судьей, который не обязательно  должен иметь юридическое образование.

Прокуратура действует на основе Закона о прокуроpax 1947 г. Определенное противоречие между принципом независимости прокуратуры и субординационными отношениями с министерством юстиции формально разрешается тем обстоятельством, что относительно конкретных дел министр может давать указания лишь Генеральному прокурору, но не нижестоящим прокурорам.

 

6. Заключение

 

Глава X Конституции определяет Конституцию  как Верховный закон страны, в  случае противоречия которому никакой  государственный акт не имеет  законной силы. Император или Регент, государственные министры, члены  Парламента, судьи и все остальные  публичные должностные лица обязаны  уважать и охранять Конституцию. Заключенные Японией договоры и  установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (ст. 98, 99).

В отличие от первой Конституции  и проекта, разработанного японским правительством, Конституция 1946 г. провозгласила  принцип народного суверенитета (преамбула и ст. 1). Указанное нововведение проявляется в том, что ст. 1 Конституции  провозглашает: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей  всего народа, которому принадлежит  суверенная власть". В специальном  обращении к нации Император  Хирохито заявил об отказе от концепции  божественного происхождения и  сверхъестественной основы своей суверенной власти, провозглашенных предыдущей Конституцией.

Парламент характеризуется в Конституции  как высший орган государственной  власти и единственный законодательный  орган государства (ст. 41). Его верхняя  палата стала также выборной. Форма  правления, сложившаяся на основе Конституции, может быть охарактеризована как  парламентарная монархия.

Глава III Конституции 1947 г. "Права  и обязанности народа", включающая примерно треть всех ее статей, очень  сильно контрастирует с гл. II "Права  и обязанности подданных" в  Конституции Мэйдзи. Действующая Конституция содержит широкий перечень прав и свобод и их гарантий. Примечательно здесь, как и во многих других конституциях нынешнего века, провозглашение экономических, социальных и культурных прав и свобод. При этом довольно широко используется характерный для англосаксонского права негативный способ конституционного гарантирования прав и свобод.

Конституция не учредила специального органа конституционного контроля, возложив эту функцию на Верховный суд.

Изменению Конституции посвящена  ее гл. IX, состоящая только из одной  ст. 96, которая предусматривает довольно жесткий порядок принятия поправок. Это возможно только по инициативе Парламента в отличие от прежней  Конституции, которая предусматривала  внесение поправок только по воле Императора. Поправки требуют согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат  Парламента. После этого поправки должны быть переданы для утверждения  на специальном референдуме или  выборах, проводимых в соответствии с решением Парламента. Поправка считается  одобренной, если за нее высказалось  большинство голосовавших. После завершения одной из указанных процедур по утверждению изменение Конституции считается состоявшимся, а Император обязан от имени народа промульгировать поправки, которые становятся неотъемлемой частью Конституции.

До сих пор Конституция ни разу не была изменена. Можно, однако, на основании текста части второй ст. 96 предположить, что порядок внесения поправок имеется в виду такой  же, как в Конституции США: они  будут не инкорпорироваться в  текст Конституции, а дополнять  его.

7. Библиографический список

 

1. Ананьева Е.В.Отличительные  особенности Японского Правительства  / Е.В. Ананьева// СПС «КонсультантПлюс», март 2008

2. Анисимцев Н.В. Правовое регулирование деятельности исполнительной власти Японии/ Н. В. Анисимцев // Юридический мир.-2005. -№ 2. С.83-98.

3. Гусева Т. А. Конституционные  основы Японии // Юридический мир.-2002. -№ 2.-С.32.

4. Старженецкий, В.А. Конституционный строй Японии /В.А. Старженецкий // Российская юстиция.-2004.-№5.-С. 22

5. Фокова Е.А Актуальные проблемы современной Японии / Е.А. Фокова //СПС «Гарант мастер» март 2008г.

6. Железняк О.Н. Судебная система  Японии /О.Н. Железняк // Право и  политика. -2004. -№4. С.75-82.

7. Арбузкин А.М.История государства и право зарубежных стран / А. М. Арбузкин М.: Юристъ, 2004. Гл. 12.

8. Автономов А.С. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран/ А.С. Автономов М.: Проспект, 2005. Гл. 19.

9. Курицын В.М. Конституционный  строй Японии / В. М. Курицин  М.: 1998. С. 77.

10. Сухарев А.Я. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / А.Я. Сухарев М.: Норма, 2001. – с. 816-826.

11. Стрельцов Д.В. Современный  японский парламент/ Д. В. Стрельцов  М.: 1994.-55-57с.

12. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран/ В.  Е. Чиркин М.: Юристъ, 2005. Гл. 21.

13. Еремин В.Н. Политическая  система современного японского  общества/ В. Н. Еремин М.: 1992.

 


Информация о работе Характеристика Конституции Японии 1947 года