Характеристика власти в современных политических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Тема моего реферата является актуальной в наши дни. В настоящее время в политике термины «власть» и «политическая система» стали использоваться все чаще. Люди заинтересованы в политике, в том, как можно на нее повлиять, и какую роль они играют в политическом процессе в целом.
Цель моего реферата состоит в том, чтобы определить сущность и значение этих понятий, классифицировать ее типы, проанализировать власть в современных политических системах различных стран.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....стр.2
Характеристика политической системы…………………………………….стр.5
Классификация политических систем
Элементы политической системы
Подсистемы
Власть в современных политических системах…………………………...стр.18
Дополнительные вопросы:………………………………………………….стр.21
1. В чем особенности советского типа легитимности?
2. Перечислите отличительные признаки политики как общественного явления.
3. Как вы понимаете термин «консенсус»?
Заключение…………………………………………………………………..стр.25
Список литературы………………………………………………………….стр.26

Файлы: 1 файл

6 курс политология КОНТРОЛЬНАЯ plb-zad063.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Базисом авторитарной системы общества является авторитарная (деспотическая) государственная власть: правитель, политическая элита, чиновники, право, материальные ресурсы, санкции и т. д., — а также многочисленные общественно-политические организации, которые в советском обществе назывались «приводными ремнями» КПСС: пионерская, комсомольская, профсоюзная и другие. В деспотическом государстве исполнительная власть (МВД, ГБ, армия и г. д.) по численности и мощи господствует над законодательной и судебной. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворечество и т. д.

Результативной сферой авторитарной системы общества являются политическая, экономическая и демосоциальная стабильность, возможность спокойного роста и уверенность в завтрашнем дне, защищенность от внешних угроз.

Авторитарная власть управляет всеми системами общества, выступая также монопольно хозяйствующим субъектом. Она направляет развитие экономики в своих целях, за счет демосоциальной системы. Амбиции деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные псевдонаучностью и «классовым подходом» (как это случилось с «марксизмом-ленинизмом» в СССР), могут сделать экономику недееспособной, лишить средств и привести общество к краху.

Авторитарная политическая система превращает общества в чрезвычайно стабильные и прочные, но неспособные к саморазвитию. Они напоминают собой сооружения из монолитного железобетона: исходная, базисная и вспомогательная части в них связаны железным каркасом, залитым бетоном власти.

Изменения в политических обществах происходят медленно. Поколения живут в одних и тех же условиях, сохраняя стереотипы сознания и поведения: традиции прошлых поколений выступают высшими ценностями. Проблем «отцов и детей» не существует.

Развитие авторитарных политических систем идет экстенсивно и циклически. Когда деградирует политическая элита, слабеет госаппарат, прекращается поддержка населения и т. д., такие политические системы разваливаются. Иногда это происходит в результате военного столкновения с более сильной (умной, вооруженной, сплоченной) политической системой.

 

Либеральная политическая система

Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер.

Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Результативную часть либеральной политической системы образуют:

1) политическая, экономическая и  демосоциальная стабильность;

2) соблюдение прав человека и  гражданина;

3) возможность саморазвития в  условиях конкуренции и неуверенность  в завтрашнем дне;

4) защищенность от внешних угроз;

5) обеспечение внешней политической  и экономической экспансии.

Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации.

Социал-демократическая политическая система

В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам буржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй.

Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация.

Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни».

Результативную часть социал-демократической системы общества образуют:

1) политическая, экономическая, демосоциальная  стабильность;

2) соблюдение прав человека и гражданина;

3) возможность саморазвития в  условиях конкуренции;

4) защищенность от внешних угроз;

5) обеспечение внешней политической  и экономической экспансии;

6) умеренное социальное равенство  и социальная защищенность.

По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

- организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

- нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

- коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

- культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

 

Организационно-институциональная подсистема

 

Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

 

Коммуникативная подсистема

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

 

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Информация о работе Характеристика власти в современных политических системах