Идейные истоки политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

На рубеже двух веков в России завершается период развития политического значения, который обычно определяется как переходный. За этими на первый взгляд мало что выражающими словами стоит целая эпоха, отразившая напряженный и драматичный поиск российской социальной наукой новой идентичности. Для политологов отправными точками поиска стали возврат к лучшим традициям мирового и отечественного гуманитарного знания и усвоение всего того ценного, что было создано политической наукой на Западе за последние 80 лет.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………...4
2. Политическая мысль классической древности………………………………….5
3. Политическая теория Средневековья…………………………………………..10
4. Политические учения Нового времени………………………………………...14
5. Политическая теория в XIX веке……………………………………………….21
6. Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и  был причислен к лику святых.

С наибольшей полнотой дух эпохи  средних веков получил отражение  в политической доктрине Фомы Аквинского (1225—1274) — философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан  ряд трудов, в которых он рассмотрел проблемы политики, государства. Наиболее важными из них для понимания  политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья  в Западной Европе, в странах католического  мира являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Исходный тезис всего мировоззрения  Фомы Аквинского сформулирован им самим. Он гласит: «Философия — служанка богословия». Поэтому не составляет большого труда, чтобы понять, какие цели стояли в центре его учения. Они были направлены на обоснование в логических категориях закономерности и справедливости современного ему миропорядка как  результата божественного творения. Всё творчество Фомы — опыт рационального  обоснования истинности религиозных  догматов. Там, где для доказательства этого Аквипскому не хватало собственных аргументов, он прибегал к помощи мыслителей античности. Так, согласившись с положением Аристотеля о том, что человек но своей природе есть «животное общительное и политическое», он заявил, что навстречу естественному желанию людей к объединению шла божественная воля в виде божественного акта сотворения. Подобных примеров можно привести множество.

Только благодаря божественного  провидения, по мнению Аквинского, общественный организм имеет стройность, дифференцированность. Под дифференциацией общества Аквинский понимал подразделение людей на управляемых и управляющих, на богатых и бедных. Такое деление людей, по его мнению, соответствует божественному закону. Богом, полагал он, установлены и сословия. Такова воля бога. Поэтому желания люден подняться выше своего сословия, утверждал Фома, грешны.

Государство, по Ф. Аквинскому, — результат  божественного творения. Божественное провидение придает государству  стройность, дифференцированность. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви. Насколько бог выше человека, утверждал он, настолько власть духовная выше земного государя.

Фома Аквинский допускал возможность  сопротивления государственной  власти вплоть до восстания. Но это, по его мнению, позволительно только в том случае, когда государственная  власть действует в богопротивных  интересах. В борьбе церковной и  светской власти за влияние и господство он был на стороне церкви. Это  вполне отчетливо выражается в нетерпимости Ф. Аквинского ко всякого рода ересям. Он теоретически обосновывал необходимость  церковной инквизиции, видя в ней  средство сохранения чистоты веры.

За свои труды по реализации интересов  католической церкви Фома Аквннский был причислен к лику святых. Его учение (томизм) в 1879 году было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах Европы и в настоящее время.

 

4. Политические учения Нового  времени.

           Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это время создавали бессмертные произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.

Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой  жизни.

Особенно интенсивно в это время  развивались итальянские города-государства. Это закономерно обусловило то, что  наиболее крупные политические мыслители  в это время проявили себя именно здесь. Они рассматривали политическую жизнь с земных, практических позиций. Основное внимание мыслители этого  времени уделили проблеме человека, сто свободе. Например, Леонардо Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна только при республиканской форме правления. Идеалы республиканской формы организации общественной жизни отстаивали и другие мыслители.

Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель  и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идем он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

Н. Макиавелли отказался от средневековой  практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется  действию религиозных догм. По его  мнению, политическая власть развивается  по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют  в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что  полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки  зрения морали и т. д.

Макиавелли прекрасно понимал  суть политики, ее жесткие, а порой  и жестокие законы. Политика часто  вынуждена идти на нарушение нравственных норм. В трактате «Государь» Макиавелли обосновал целесообразность политического  принципа: «цель оправдывает средства». Сформулировав это положение, он дал возможность вольного толкования соотношения целей и средств  политического действия. В последующем  политика, пренебрегающая законами морали, имеющая целью достижение личной выгоды лицами и группами, обладающими  властью, получила название «макиавеллизма».

Вины Макиавелли в таком понимании  принципа «цель оправдывает средства»  нет. По Макиавелли, цель, которая оправдывает  средства, — «общее дело» — сильное-национальное государство, интересы Отечества. Только во имя этого политический деятель  должен уметь вступить на путь зла, научиться умению быть недоброжелательным, но при этом, не отклоняться от добра, если такое возможно.

Будучи по своим убеждениям республиканцем, Макиавелли, однако, объективно оценивая обстановку в современной ему  Италии, выступал за сильную монархическую  власть. Наблюдая политическую жизнь  своей страны, он видел, что время  для республики еще не наступило. Сначала нужно было собрать территорию в единое государство. С этой задачей, по сто мнению, могла справиться только сильная монархическая власть; В последующем монархия должна уступить место республике.

Н. Макиавелли ввел в науку понимание  государства как общего политического  состояния общества, его определений политической организации.

Развитие политический мысли в  эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция  «государственного суверенитета»  французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».

Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми..

Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Важную роль в освобождении политической мысли от среднвековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466—1536). Он был убежденным противником завоевательых войн. Заинтересованность в войне он связывал с интересами «тирании знати», защищал мирные отношения между народами.

В эпоху Возрождения наряду с  политическими идеями, обосновывающими  необходимость возникновения и  утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые  отрицали этот строй. Эпоха Возрождения  — это время возникновения  утопического социализма, представителями  которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

Идеолог народного течения в  немецкой Реформации Томас Мюнцер (1490—1525) в своих работах «Обоснованная  защитная речь», «Разоблачение ложной веры» и других проповедовал борьбу за общественный порядок без классовых  различий и частной собственности, действующий па основе «божественного права» и «общей пользы». Он выступал за переход государственной власти в руки трудового народа.

Мыслитель, политический деятель Томас  Мор (1477—1525) был лорд-канцлером Англии. В 1516 году он издал труд «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопии». Эта книга впоследствии получила краткое название «Утопия» («место, которого нет»). Она обессмертила имя  своего автора и дала название одному из направлений общественно-политической мысли — утопическому социализму.

В книге «Утопия» Т. Мор описал бедствия народных масс; впервые в истории  показал, что причиной этих бедствий является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать имущество  в руках немногих, влечет за собой  бедность и нищету всего остального населения- Уничтожить бедствия людей, полагал он, можно только «совершенным уничтожением частной собственности». «...Я полностью убежден, — писал Мор,— что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожить собственность».

За свои убеждения Томас Мор  был казнен королем. Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы (1568—1639) — итальянского философа, мужественного борца против средневековой схоластики и инквизиции, за освобождение своей Родины от испанского владычества. 27 лет Кампанелла провел в тюремном заключении.

Свои политические идеи с наибольшей полнотой Т. Кампанелла изложил в  романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца.

По мнению, Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо, придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

Значительные достижения политической мыслью осуществлены в Новое время  — период утверждения нового социально-экономического строя — капитализма. В это  время появились теории «естественного права» и «общественного договора».

Видным представителем теории естественного  права и общественного договора явился голландский юрист, социолог и государственный деятель Гуго Гроций (1583—1645). Его воззрения получили отражение в ряде произведений, прежде всего, в главном труде «О праве войны и мира».

Гроций подразделил право па «естественное» и «человеческое». Первое из них, но его мнению, вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержание от захвата чужой собственности, соблюдение договоров и т. д.) возникло право «человеческое», которое привело людей к необходимости заключения договора. Результатом заключения договора между людьми явилось появление государства.

Значительный вклад в развитие политологических знаний внес английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Свои политические идеи он изложил в работах  «О гражданине» и «Левиафан, или  Материя, форма и власть государства  церковного и гражданского».

Вслед за Макиавелли и Гроцием Т. Гоббс сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности людей. По его мнению, в догосударственный период люди жили в условиях, когда существовала «война всех против всех». Это грозило им гибелью. Во избежание этого люди создали государство, призванное обеспечить всеобщий мир и безопасность. Объединившись в государство, люди добровольно перенесли свои права на государя и государственные органы, которые выражая волю всех смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире.

Высшая государственная власть, полагал философ, может быть представлена одним лицом, «собранием лиц», но она  должна быть абсолютной, единой, неограниченной. Только такая власть, по его мнению, может обеспечить стабильность общества, а вместе с тем и условия  для развития личности, которая может  развиваться только в сильном  государстве, с твердыми законами. При  отсутствии такого государства люди, преследуя свои эгоистические цели, могут уничтожить друг друга в  войне всех против всех. Задача закона, подчеркивал Гоббс, «ограничить  свободу отдельных людей, с тем, чтобы они могли не вредить, а помогать друг другу и объединиться против общего врага». Для обеспечения мира в обществе, полагал он, чрезвычайно важно также «чтобы гражданам не проповедовались никакие взгляды или учения, которые привели бы их к мысли, что они имеют право не подчиняться» власти государя и государственных органов, которые только одни имеют право «судить, какие взгляды и учения враждебны интересам мира, и запрещать их распространение». Законом государства, по его мнению, должна быть забота о благе парода.

Информация о работе Идейные истоки политологии