Идейные истоки политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

На рубеже двух веков в России завершается период развития политического значения, который обычно определяется как переходный. За этими на первый взгляд мало что выражающими словами стоит целая эпоха, отразившая напряженный и драматичный поиск российской социальной наукой новой идентичности. Для политологов отправными точками поиска стали возврат к лучшим традициям мирового и отечественного гуманитарного знания и усвоение всего того ценного, что было создано политической наукой на Западе за последние 80 лет.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………...4
2. Политическая мысль классической древности………………………………….5
3. Политическая теория Средневековья…………………………………………..10
4. Политические учения Нового времени………………………………………...14
5. Политическая теория в XIX веке……………………………………………….21
6. Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

Сторонником теории общественного  дог-вора был и нидерландский  философ Бенедикт Спиноза (1632—1677). В  своем главном труде «Этика»  он выводил общественные закономерности из неизменной природы человека и  обосновывал возможность гармонического сочетания частных интересов  людей с интересами всего общества.

Б Спиноза считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления. Будучи сторонником сильной государственной власти, он вместе с тем полагал, что она не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей, не должна посягать на свободу их совести. По мнений Спинозы, государственная власть, управляющая людьми только посредством страха, не может быть признана добродетельной. Государство должно вести людей так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут так но собственному желанию, по своему разумению.

 

 

 

 

5. Политическая теория в XIX веке.

Слово теория происходит от греческого "theorem", означающего "рассматривать, созерцать, размышлять". Именно этим и занимались великие мыслители прошлого и продолжают заниматься наши современники - теоретики политики. Они снабдили нас своего рода инструментарием, позволяющим увидеть, что и как происходит в мире политики, дали нам представление о символической картине упорядоченного целого.

Формирование политической теории началось еще в эпоху античности. Эту традицию продолжили такие мыслители  как Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант, Монтескье, Милль, Гегель, Маркс, Ленин, Вебер и  многие другие.

Тот, кто хочет познакомиться  с современными политическими теориями, должен начинать со знакомства с классическими  произведениями политических мыслителей.

Политическая теория - это одно из наиболее глубоких выражений стремления человека быть действительно рациональным, то есть руководствоваться в своей  деятельности разумом, а не эмоциями или инстинктами. Политические теоретики  отличаются от других граждан отнюдь не только тем, что у них есть определенные политические взгляды. Их отличает качество этих взглядов. Они стремятся сделать свое видение политики целостным, хорошо обоснованным, опирающимся на современное знание о человеке и окружающем его мире, и, наконец, доступным.

Трудно назвать крупного мыслителя, который бы в той или иной степени  не затрагивал бы в своих трудах проблемы политики. Но вряд ли когда-либо в истории существовали политические деятели, которые (подчас бессознательно) не искали бы философско-теоретической  поддержки для обоснования своих  практических программ и действий. Не случайно, поэтому, сегодня политико-теоретическими исследованиями занят целый ряд авторитетных научных центров в России, США, Франции, ФРГ, Италии и других странах.

В университетах Запада параллельно  сосуществуют два академических  предмета, составляющих политическую теорию: политическая философия (нормативная  политическая теория) и политическая наука (эмпирическая политическая теория, близкая к тому, что в России получило название "политология"). Каждая из этих дисциплин обладает самостоятельным полем исследования, в то же время они самым тесным образом связаны друг с другом.

Нормативные теории говорят о том, каким должен быть мир. Теория говорит о желательных условиях и выдвигает аргументы, почему они являются более предпочтительными. Нормативные теории защищают нормы и ценности. С ними тесно связаны два типа теорий, которые пытаются увязать ценности с "фактами": предписывающие и оценивающие теории. Предписывающие теории носят инструментальный характер, их интересует, какие средства лучше всего употребить для того, чтобы достичь желательных условий. Оценивающие теории оценивают данные условия, опираясь на концепции ценностей.

Дескриптивно-эмпирический подход предполагает поиск, главным образом, объяснений, в основе которых лежат "факты". В узком смысле, эмпирическая теория занимается установлением причинно-следственных связей - какие факторы (независимые переменные) позволяют объяснить тот или иной феномен. В своей наиболее "чистой" форме - это каузальная (причинно-следственная) теория, которая способна выдержать эмпирическую фальсифицируемость. Карл Поппер утверждал, что каждая теория - это гипотеза, а потому всегда открыта для возможности опровержения, фальсификации. Можно даже сказать, что ученые постоянно пытаются доказать, что их учения ложны. Единственная теория, ложность которой не удается доказать, считается правильной. Эмпирические теории действуют, как правило, на дедуктивной, а не индуктивной основе.

Предсказывающие теории начинают с определения некоторых предпосылок и затем с помощью дедукции формулируют выводы относительно возможного поведения исследуемых объектов. Очевидно, что если предположения, опирающиеся на неверные эмпирические данные, сами оказываются ложными, то реальный прогноз невозможен.

В более широком смысле эмпирическая теория всегда направлена на понимание  реальности. Теория такого рода может  принять форму модели или концепции.

Поскольку политическая теория в отличие  от политологии устремлена к должному, к некоему идеалу, то можно сказать, что ее деонтологическая сторона подходит довольно близко к утопии. Очевидно, что проект гражданского общества, предложенный Томасом Гоббсом в середине XVII столетия, был в то время нереальным, да и в наши дни не нашел еще своего полного воплощения. Утопической идеей на грани XVII и XVIII веков мог показаться и проект правового государства Локка, все еще нереализованный в значительной части современного мира. Таким образом, политическая теория сплошь и рядом опережает свое время. Разумеется, не каждое пророчество находит воплощение в практике, но оно может стать основой для формирования новой, более реалистичной теории. Поэтому политическая теория - не прорицание, не предсказание и не готовая утопическая конструкция, а мысль, указывающая оптимальный, в представлении автора, путь, практическая идея, устремленная в будущее.

Деонтологический - взгляд или принцип, основывающийся на справедливости действия или системы.

Телеологический - взгляд или принцип, сориентированный на цель действия или системы.

Таким образом, политическая теория работает с двумя типами концепций: с одной  стороны, с теми, которые выражают политические идеалы, в том числе идеалы свободы, равенства, справедливости и т.д.; а с другой –с нормативными принципами. Например, если политический мыслитель ставит перед собой задачу рассмотрения политической свободы, то, прежде всего, стремится составить для себя целостное и точное представление о свободе, не обращаясь к вопросам ее распределения в обществе. И только после этого становится возможным переход к нормативным вопросам (при каких условиях свобода должна быть ограничена?). Далее рассматриваются различные альтернативы. Но это предполагает ясное понимание того, что имеется в виду под ключевыми словами "вред", "польза", "преимущества" и т.д. В конечном итоге, теоретик приходит к формулированию вполне практических принципов реализации ограничения свободы в данном конкретном обществе в текущий исторический момент. В то же время рефлексивное отражение политической действительности снова может поставить перед теоретиком проблемы концептуального характера, которые, однако, в ряде случаев могут оказаться для него самоцелью.

В то же время политическая философия (нормативная политическая теория) - это интегральная, но относительно самостоятельная область не только политического, но и социально-философского знания (философия политики). В этом случае она изучает наиболее общие  основания политической деятельности, власти и политической морали, природу  и сущность самой политики, политических ценностей и целей. Иными словами, политическая философия - это система знаний, раскрывающая содержание, характер и формы политической деятельности, сущность власти, политического выбора и ориентации.

В литературе, посвященной политическим теориям, мы чаще всего встречаемся  с двумя способами подачи материала. Условно мы можем назвать их историко-политическим и концептуальным. Иногда последний подход также называют систематизированным, или проблемным.

Первый подход предполагает рассмотрение оснований политики через сравнительное  изучение политических мыслителей прошлого и настоящего. Однако в любом случае речь идет не об истории политических учений (это самостоятельный предмет) или истории политической философии, а о принципиальной схеме становления и развития магистральных политических идей в их политико-теоретическом осмыслении.

По концептуальному пути пошли, например, американские теоретики политики как Н. Бови и Р. Саймон в книге "Индивидуальный и политический порядок". Они рассматривают политическую теорию как важную составную часть политического анализа. Во-первых, политическая теория разъясняет концепции и аргументы, составляющие политический дискурс. Без анализа таких понятий как "власть", "права человека", "справедливость", "свобода", "общественное благо", невозможно вообще понять реальный смысл политических конфликтов и противоречий. Во-вторых, политическая теория, по мнению Бови и Саймона, призвана формулировать, оценивать и вводить критерии для характеристики политического и социального порядка.

Мыслители, придерживающиеся "широкого" подхода, к числу важнейших сюжетов  относят основания политических институтов и политического поведения, идеи государства, суверенитета, нации, гражданственности, свободы, прав и  обязанностей человека, справедливости, равенства и т.д. "Узкое" понимание  предмета политической теории предполагает не просто концентрацию внимания исследователя  на одной из проблем, а выдвижение ее в качестве стержневой, если вообще не превращение в единственную тему рассматриваемой части политического  знания. Тогда вся политическая теория выстраивается вокруг отношений  индивида и власти (Г. Алмонд), государства и его институтов, справедливости (А. Браун), политического порядка и т.д.

По мнению Алана Гевирта, политическая теория прежде всего ищет ответы на вопросы, связанные с разработкой правильного политического порядка и оптимального функционирования политической власти, а именно: что человек должен делать по отношению к обществу и правительству. Подобные вопросы могут быть поставлены на различных уровнях, начиная с максимально конкретных и вплоть до предельно абстрактных.

Смысл политической теории может быть раскрыт по-разному. Прежде всего, теоретик обращается к изучению основных проблем, которые встают в политической жизни. Он обязательно формулирует цели исследования. Наконец, результаты исследования предстают в виде выводов и рекомендаций политических теорий.

Начнем с проблемного подхода. С его помощью можно выделить некоторые вопросы, сохраняющие свою актуальность на протяжении столетий. Они всплывают вновь и вновь, становясь своего рода вехами на пути развития политической мысли. "Существуют ли естественные основания для справедливости?", "Каковы отношения между индивидом и обществом?", "Кто должен обладать властью?", - эти и другие подобные вопросы возникают всякий раз, когда появляется необходимость реформирования или изменения политического сообщества. В той или иной форме они затрагивались в трудах практически всех крупных политических теоретиков, и, прямо или косвенно, касаются каждого человека. Поэтому изучение такого рода проблем может многое дать нам для понимания смысла и сути политических теорий.

В конце концов именно этим теоретики  и занимаются: они пытаются найти  решение политических проблем, волнующих  современников. "Проблемы" в политической жизни - это отнюдь не только интеллектуальные загадки. Это категории, относящиеся  к реальным проблемам общества. Теоретик хочет понять природу и параметры  проблемы, представить себе, каким  образом люди могут справиться с  ней, причем не путем проб и ошибок, а на основе продуманной стратегии, разработанной с помощью глубокого  анализа истоков и проявлений возникающих вопросов и "вызовов".

Еще одна возможность - попытаться понять природу политической теории через  выявление ее целей и задач. К чему стремятся политические теоретики? Чаще всего ответ сводится к поиску основных характеристик и способа устройства "хорошо организованного общества". Лео Стросс, один из наиболее признанных авторитетов в современной политической теории, например, писал, что политическая философия (политическая теория) - это

"попытка в самом деле понять как природу политических феноменов, так и способ организации правильного или хорошего политического порядка".

Действительно, все великие политические теоретики разделяли общий интерес - осмыслить и сформулировать, что  именно делает политическое сообщество хорошим, то есть таким, которое удовлетворяет  граждан-членов, обеспечивает их необходимыми благами и не бросает их в беде.

Наконец, мы можем попытаться определить смысл политических теорий, обращаясь  к их конечному продукту -выводам и рекомендациям. Поскольку политические теории, как правило, содержат указания к действиям, этот подход обычно характеризует традицию "нормативной" политической теории. Таким образом, политическая теория - это форма исследования, которая дает рекомендации и устанавливает критерии. Нормативные теории говорят нам, что именно мы должны делать. Они обращаются, прежде всего, к должному, к идеальному. Такого рода политическую теорию часто называют политической философией, ибо она находится как бы на стыке политического и философского знания.

Каждый из этих подходов, по отдельности  или в какой-то комбинации, позволяет  сделать шаг в направлении  познания природы политической теории. Действительно, невозможно понять какой-либо интеллектуальный проект без выделения  основных проблем, формулирования целей  исследования, а также предположений  и рекомендаций, высказываемых политическими  теоретиками.

Фундаментальной целью любой теории является объяснение, понимание и  интерпретация "реальности". Можно  пойти еще дальше и сказать, что  без какой-либо теории понимание "реальности" в принципе невозможно. Политическая наука, как и любая другая дисциплина, занимающаяся познанием, не может опираться  только на эмпирические наблюдения. Необходима какая-то идея о том, что является важным для понимания мира, а что  нет. Теория - это возможность увидеть  лес за деревьями. Хорошая теория может выявить те факторы, которые  являются наиболее значимыми для  понимания события. Без такого отбора никакое эффективное наблюдение невозможно в принципе. Ценность теорий заключается, прежде всего, в том, что  они структурируют наблюдения.

Информация о работе Идейные истоки политологии