Идеологическая политика в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

Содержание работы

Перспективы и условия становления РБ в качестве социального государства……………………………………………………………………… 3
Сущность и содержание социальной политики на современном этапе развития Беларуси………………………………………………………………. 6
Литература……………………………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Идеология.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

Около 20% граждан после  оформления пенсии продолжают работать, получая таким образом дополнительный доход.

Национальная пенсионная система, как и пенсионные системы  большинства стран, построена на солидарном принципе, при котором  финансирование пенсий осуществляется за счет страховых отчислений работающих. Поэтому финансовая нагрузка на пенсионную систему во многом зависит от соотношения  численности работающих и пенсионеров.

Главой государства поддержаны предложения Правительства о  совершенствовании организационной  структуры пенсионной системы путем  объединения в Фонде социальной защиты населения функций учета  плательщиков и сбора взносов  на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий. Это приведет к оптимизации движения финансовых средств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсии.

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.

Государственная поддержка  семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах:

    • денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии);
    • денежная и натуральная материальная помощь;
    • социальное обслуживание семьи;
    • трудовые, налоговые и иные льготы.

 Увеличен размер единовременного  пособия. Устранена дифференциация  размеров пособий по уходу  за ребенком в возрасте до  трех лет. 

С нынешнего года улучшены условия бесплатного обеспечения  продуктами питания детей первых двух лет жизни. Отменен категориальный подход при его назначении, право  на такое обеспечение получили все  семьи, имеющие детей данного  возраста и располагающие определенным ограниченным доходом. При этом в  два раза увеличен критерий нуждаемости - среднедушевой доход, учитываемый  при назначении детского питания.

Законодательно установлено, что продление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе до или после окончания  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с  ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

В последующие годы предусмотрено  увеличение размера ежемесячного пособия  по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, расширение налоговых льгот  для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Будет усиливаться государственная  поддержка семьи при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.

Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.

Для создания благоприятных  условий жизнедеятельности семьи  первостепенное значение имеют также  меры, связанные с улучшением репродуктивного  здоровья населения, охраной здоровья матери и ребенка, снижением заболеваемости и смертности населения.

Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении их жизненных проблем.

Для бывших узников фашистских концлагерей и других мест принудительного  содержания, помимо указанных льгот, остаются:

    • повышение размеров пенсий и льготное налогообложение;
    • получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
    • безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений;
    • первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения;
    • льготы в сфере трудовых отношений;
    • первоочередное выделение кормов для скота.

Практически в полном объеме сохранены льготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического  Труда, кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной  войны; инвалидов I и II групп.

В соответствии с индивидуальными  потребностями одиноких пожилых  граждан на уровне сельских Советов, районов разрабатываются планы  мероприятий по оказанию конкретной помощи таким гражданам. Проблемы, не требующие привлечения дополнительных финансовых средств, решаются в оперативном  порядке.

Оказание социальной помощи ветеранам войны, труда, одиноким гражданам  пожилого возраста основано на тесном взаимодействии органов социальной защиты, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования, предприятий  торговли, узлов почтовой связи, организаций, где ранее работали пожилые люди. Это позволяет сделать помощь более многосторонней и оперативной.

Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества.

Ключевая задача: интегрировать  инвалидов в общество как полноправных членов, создать основополагающие условия  для этого, уйдя от сторонней мелочной их опеки, чтобы инвалиды по максимуму  самостоятельно могли справляться  со своими каждодневными проблемами.

Одной из ключевых задач  социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

В Республике Беларусь сформирована разветвленная система государственной  социальной поддержки нуждающихся  и социально уязвимых категорий  граждан. В отличие от большинства  бывших советских республик, которые  по финансово-экономическим причинам переходного периода свернули преобладающую  часть программ социальной поддержки  населения, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие  программы, но и введен ряд новых.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных  минимальных социальных гарантий, прежде всего - минимальной заработной платы  и минимального размера пенсии по возрасту.

Во всем цивилизованном мире признан путь к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно и с экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитие массового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жители западных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их в этом.

Физическая культура - часть  общей культуры человека. В нашей  стране формирование здорового образа жизни через развитие массового  спорта является частью государственной  идеологии. Как неоднократно подчеркивал  Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта в Беларуси - не благотворительность, не бездумная трата бюджетных  средств, а реальная возможность  оздоровления нации, прежде всего - через  приобщение к нему подрастающего  поколения.

Путь к здоровой нации  лежит только через культ здорового  образа жизни. Именно здоровье выступает  сегодня главным человеческим и  социальным капиталом.

Основополагающими принципами организации здравоохранения в  Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального  стандарта в области медицины - финансирования здравоохранения в  расчете на одного жителя - позволило  оптимизировать распределение бюджетных  средств и повысить эффективность  их использования.

В результате реализации мероприятий  государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения  повысилась рождаемость и сократилась  смертность.

Во всем мире состояние  социального благополучия государства  характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности.

Положительной тенденцией в  области охраны материнства и  детства становится то, что медицинской  помощью мирового уровня могут воспользоваться  не только жители столицы, но и регионов.

Система образования Беларуси динамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране.

Совершенствуется законодательная  база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го - «О высшем образовании».

Грамотное и всеобъемлющее правовое обеспечение - необходимое условие инновационного развития системы образования. Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитании подрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан. Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере.

В системе дошкольного  образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.

Отечественными учеными  и педагогами разработаны новые  учебники и учебно-методические комплексы. Дальнейшее развитие получило использование  учителями компьютерных, интерактивных  и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.

Дальнейшее развитие школьного  образования в Беларуси ставит новые  актуальные проблемы. Например, как  оптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровье школьников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальной экономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь по закону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленном уровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования.

Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.

Ситуация на рынке труда  сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие  специальности.

Идея непрерывного профессионального  образования реализуется путем  интеграции подготовки специалистов в  учреждениях, относящихся к различным  уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому).

Произошло изменение объемов  и структуры подготовки специалистов.

Престиж высшего образования  постоянно растет. Прием на бюджетные  места не снижается. В то же время  общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего  за счет «платников». Это говорит  о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют  возможность учить своих детей  за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.

Сформирована двухступенчатая  система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных  специалистов для реального сектора  экономики и социальной сферы. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной  деятельности. Срок обучения - от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.

В республике создана система  распределения и закрепления  на местах молодых специалистов. Получив  высшее образование за счет бюджетных  средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает  либо приступить к работе, либо вернуть  государству затраченные средства. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции. Одно из приоритетных направлений государственной  политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, - поддержка талантливой молодежи. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Информация о работе Идеологическая политика в социальной сфере