Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:16, доклад
Роль идеологии в общественной жизни крайне важна, хотя и противоречива. Некоторые разновидности её, отвечая узкогрупповым эгоистическим расчетам, антигуманным низменным запросам, насильственным методам и средствам действия определенных социально-политических групп, способны оказывать деструктивное воздействие на общественное развитие. Это дает основание ряду исследователей дегуманизировать идеологию в целом, абсолютизируя негативные свойства и проявления отдельных ее видов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИДЕОЛОГИИ
Роль
идеологии в общественной жизни
крайне важна, хотя и противоречива.
Некоторые разновидности её, отвечая
узкогрупповым эгоистическим
Сложилась своего рода научная школа, трактующая идеологию в духе “ложного сознания”. Макс Шелер определял её как “систему предрассудков и заблуждений”. Карл Мангейм — как “коллективное бессознательное в мышлении определенных групп, скрывающее действительное состояние общества и от себя и от других”. Лидер партии российских христианских демократов Виктор Аксючиц — как “систему идей, которые выражают все низменное, что есть в человеке. Фиксируя ложные и порочные влечения воли, злые мысли, она складывается в иллюзорную реальность, подменяющую живое мертвым, истинное ложным”. Но как быть тогда с рациональными идеями, благотворными общественными идеалами, гуманистическими и демократическими ценностями? Во всем мире они признаются общественно полезными и необходимыми, несмотря на очевидную их идеологическую природу.
Долгое
время суть идеологии сводили
к классовому сознанию различных
социально-политических общностей. В
основе подобного подхода лежит
представление об обусловленности
общественных идей главным образом
классовыми интересами и целями. С
этой точки зрения идеологию оценивают
представители тех партий, которые
видят в политике и истории
преимущественно классовую
Широкое распространение приобрел взгляд на идеологию, сводящий ее сущность к “теоретическому сознанию”. Иначе говоря, она трактуется как “системный, теоретический компонент общественного сознания”, который через теоретические концепции, идеи и взгляды выражает суть общественного строя и его идеалы. Конечно, теоретический характер определенных элементов идеологии — рационально и логически обоснованных, систематизированных идей, ценностей, целей, концепций — не вызывает сомнений. Они сближают ее с научно-теоретическим уровнем общественного сознания. Но идеология в целом только частично соотносится с ним. Идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, имеют и эмоционально-волевой аспект, реализуются также на обыденном, массово-психологическом уровне общественного сознания. И это чрезвычайно важная сторона функционирования и проявления идеологии. Если бы ее идеи выражались только средствами научно-теоретического характера, то они были бы мало доступны массам. Идеи, по-настоящему волнующие массы, должны вырастать, как писал С. Франк, “из их глубокого и живого нравственного опыта, их психологии”.
Не сводимость идеологии ни к теоретическому, ни к психологическому уровням общественного сознания, при весьма тесной близости к ним, дают основание для соотнесения ее с особым третьим, и по сути серединным, уровнем. Основой выделения трех уровней общественного сознания служит существование соответствующих способов отражения действительности.
Идеологический способ отражения, в отличие от логически-рационального, оперирующего понятиями и закономерными связями (теоретический уровень) и житейско-бытового, оперирующего истинами здравого смысла, накопленного опыта (эмоционально-психологический уровень), позволяет отражать действительность с точки зрения интересов и ценностей социальных групп, партий, общества в целом. При этом идеология является своего рода посредническим звеном между научным и обыденным взглядом на мир, совмещающим естественный ход вещей (логику истории, общественной практики) с активной ролью людей в истории, преследующих свои цели. При этом, в зависимости от характера и содержания, отражаемых в идеологии интересов, идеологический уровень действует как связующий (объединяющий), либо разделяющий элементы и субъекты общественного сознания фактор.
Основным
недостатком имеющихся взглядов
на сущность идеологии является их
не целостный подход. Одни авторы характеризуют
качество определенных состояний идеологии
(“ложное”, “классовое” сознание).
Другие — одну из форм выражения
ее содержания (“теоретическое” сознание,
разновидность “веры”). Целостный
же подход требует выявления родовой
сущности, присущей любым ее проявлениям.
То есть, он призван раскрыть коренные
ее свойства, характеризующие способ
бытия и функциональное предназначение.
С учетом указанных критериев
сущность идеологии можно определить
как групповое ориентационно-
Понятие “ориентационно-ценностное сознание” применимо к любым разновидностям, формам, состояниям идеологии и схватывает главную, обобщающую их характеристику, независимо от того, идет ли речь о социализме, либерализме, фашизме, реалистической, либо утопической по своему содержанию, идеологии. Оно, кроме того, характеризует основное предназначение идеологии — в обобщенной форме выражать идейно-ценностные основы общественного устройства, давать обусловленные ими ориентиры социально-политического поведения и действия. Что представляет собой идеология с точки зрения своей структуры? При узком подходе структура идеологии раскрывается в двух основных плоскостях: элементно-сферном и элементно-инструментальном.
В первом случае эта структура предстает в многообразии “философских, социальных, политических, художественно-эстетических, этических, религиозных и иных идей, концепций, теорий”. Во втором – в совокупности используемых средств выражения ее содержания: идейных понятий, ценностей, образов, стереотипов, мифов, лозунгов, программ действия и др.
Структура идеологии в широком смысле слова, как общественного явления, помимо систем идей и их компонентов, включает также идеологические отношения, идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы.
Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.
Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика таким образом превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР.
Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию — политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии. Политизированные узкогрупповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности.
Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.
Роль идеологии в политической жизни сама по себе достаточно важна и значительна. Она, и прежде всего политическая составляющая ее содержания — политическая идеология, – сказывается практически на всех элементах политической системы общества.
Идеология
формирует и развивает
Идеология
обеспечивает ценностное восприятие,
осмысление, выражение групповых
и общественных политических интересов,
приучает к анализу социально-
Идеология
является важным инструментом политической
и общественной организации. Она
объединяет, сплачивает близких по
своему социальному статусу, политическим
устремлениям людей, причем как на основе
общности созидательных целей
Идеологическая
консолидация общества является важным
источником его силы. Вспомним: Великую
Отечественную войну вело против
фашизма идеологически
Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.
Таким
образом, идеология является неотъемлемой
частью социальной действительности,
политического и духовного
Политический спектр современных видов идеологии
Идеология
имеет множество различных форм
выражения содержания, многообразна
в своих конкретных видовых проявлениях.
Формы идеологии соотносятся
с формами общественного
Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.
По
сфере распространения и
Рассмотрим
структуру и основные составляющие
идеологического спектра
В структурном плане произошли существенные изменения, характеризующиеся переходом от двухполюсной (коммунисты — антикоммунисты) и конфронтационной модели идейно-политического спектра на начальном этапе реформирования российского общества к многополюсной и по преимуществу консенсусной. Переход этот еще не завершился и в идеологическом спектре сохраняются элементы двухполюсного построения (“левые” – “правые”), а также конфронтационные тенденции.
Информация о работе Идеология и ее общественное предназначение