Идеология и ее общественное предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:16, доклад

Описание работы

Роль идеологии в общественной жизни крайне важна, хотя и противоречива. Некоторые разновидности её, отвечая узкогрупповым эгоистическим расчетам, антигуманным низменным запросам, насильственным методам и средствам действия определенных социально-политических групп, способны оказывать деструктивное воздействие на общественное развитие. Это дает основание ряду исследователей дегуманизировать идеологию в целом, абсолютизируя негативные свойства и проявления отдельных ее видов.

Файлы: 1 файл

идеология 2.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

       Вместе  с тем, отчетливо обозначились контуры  новой модели идеологического спектра  — в виде своеобразного треугольника идейно-политических сил и доктрин: либералы — коммунисты — национал-патриоты. Первые представляют политическую идеологию правительственных кругов, осуществляющих курс на рыночное реформирование России. Вторые составляют идейную оппозицию ему с точки зрения реставрации (на обновленной основе) основ социалистического и коммунистического порядка. Третьи, кстати говоря, они зачастую и именуются “третьей силой”, заявляют о себе как оппозиция правительственному курсу, а также и коммунистам, с точки зрения реформ в духе национальных интересов и ценностей, самобытного российского уклада и образа жизни.

       Конечно, весь состав идейно-политического спектра  не сводится только к трем указанным  политическим идеологиям и гораздо  богаче. Он представлен другими разновидностями идеологии (социалистической, консервативной, фашистской и другими, менее распространенными и влиятельными, а также различными идейными течениями (умеренными, радикальными, экстремистскими). Охарактеризуем содержание важнейших видов идеологии.

       Либеральная идеология. Главная ее цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии  индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения  властного произвола и вмешательства  государства в экономику. “Лучшее  правительство то,– отмечал в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”.

       Современный либерализм (неолиберализм) представляет собой одну из наиболее влиятельных  в западном мире идеологий, воплощающих, по мнению Ф.Фукуямы, “триумф западной идеи в конце ХХ века”, у которой “не осталось никаких жизнеспособных альтернатив”. С подобным преувеличением, конечно, нельзя согласиться.

       По  своему характеру либеральная идеология  может быть как правоумеренной, так и праворадикальной, в зависимости от преобладающего в ее версиях способа достижения и обеспечения свободы. Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, т.е. освобождения их от государственного регулирования — характерный пример радикально-либерального мышления. Умеренный либерализм более лоялен к государству и государственному регулированию, осознавая их роль в качестве необходимых гарантов свободы личности. “Без государства, – констатирует французский теоретик либерализма А.Фурсан, – личные свободы станут иллюзией”. Присущий либеральной идеологии лозунг “меньше государства”, в умеренно-либеральной интерпретации означает “меньше неправового государства”, т.е. меньше властного произвола и бюрократических пут. Без силы государства свободе индивида угрожает экономический диктат монополий. Ослабление государства бьет по финансовой, кредитной, налоговой и другим системам государственного регулирования, подрывает фундаментальную науку, масштабные НИОКР, капиталоемкие производства, убыточные, но полезные для общества предприятия, что также ограничивает меру общественной свободы.

       Либеральная идеология, преимущественно радикального толка, с началом рыночных реформ оказывает свое влияние и в  России. В роли главных ее субъектов  сегодня выступают движение “Наш дом – Россия” (В.Черномырдин) с одноименной парламентской фракцией (С.Беляев), “Демократический выбор России” (Е.Гайдар) с соответствующей депутатской группой. Они отличаются решительностью намерений и мер по либерально-демократическому переустройству России и утверждению в образе жизни россиян либеральных ценностей. На первом этапе политики либерализации (1991-1995 гг.) главный упор был сделан на разгосударствление собственности и массовую ускоренную приватизацию, в целях слома монополии государства в экономике. Теперь же на первый план выходит проблема эффективности приватизации. Инвестиции и современное управление – предприятию, доходы от приватизации – государству (а значит, всем, кому платят из бюджета), полноценную защиту прав собственности – акционерам. Такими будут принципы приватизации в нынешнем году.

       В основу политики либерализации положены в первую очередь интересы элиты  крупных частных собственников  — так называемых “новых русских”. В повестке дня политики либералов  стоят задачи стимулирования среднего и мелкого частного бизнеса, создания “среднего класса” как важнейшей  социальной базы либеральной демократии. При этом, для наиболее радикальной части либералов цель ускоренного перехода к рыночной системе хозяйства оправдывает любые средства и важнее самих ценностей либерализма.

       Консервативная  идеология. Она во многом близка идеологии  либерализма. Только в эпоху становления  и утверждения капитализма эти  две идеологии были идейными антагонистами. Теперь же различия между ними не столь  принципиальны. В главных своих  идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии.

       По  своему характеру консервативная идеология  может быть умеренной и радикальной. Это противоречит сложившемуся у  нас стереотипу о крайне радикальном и даже реакционном характере консерватизма. Считалось, что он символизирует верность старому, отжившему, а также вражду ко всему новому, особенно в облике социализма. Но не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно также, не всякое новое всегда прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ. Люди часто совершают неразумные действия, руководствуются иррациональными мотивами и чувствами. Для того, чтобы каким-то образом их сдерживать, веками и десятилетиями создавались такие институты, как монархическая и парламентская системы правления, церковь, общественная мораль, традиции. Быть консерватором, по определению британского профессора М.Оукшотта, значит “предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительное – возможному, ограниченное – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, обычное – совершенному”.

       К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития экономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса. Это сближает ее с либерализмом. Вместе с тем, консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания неравенства людей и иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях — концепция “демократического господства элит”, в соответствии с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага. С позиций элитизма рассматриваются и проблемы безопасности, международных отношений. Это находит свое выражение в идеях неравенства наций, борьбы за власть в межгосударственных отношениях, поддержания военно-силового превосходства стран, составляющих мировую элиту.

       В современной России идеология консерватизма  заново зарождается и не имеет  еще достаточно широкой социальной базы, а также значительного влияния. Отдельные идеи и ценности, близкие духу консерватизма (элитизм, верность традициям, строгость общественной морали, крепость семьи, религиозная основа духовности личности и общества и другие) отстаивают Общество купцов и промышленников России, Совет дворянского собрания, Союз казачьих войск России, Свободная демократическая партия (М.Салье), другие силы, объединившиеся в сословное общественно-политическое движение “Традиции и прогресс”. Российский консерватизм, тем не менее, не выделился пока в самостоятельное идейно-политическое направление, не стал фактором, влияющим на расстановку сил в стране. Ему еще предстоит преодолеть стереотип психологического неприятия консерватизма, сформироваться как идеологии.

       Коммунистическая  идеология. По своему характеру — это леворадикальная идеология, поскольку связана с революционными целями и задачами: устранением частной собственности, переустройством капиталистического и других эксплуататорских обществ в бесклассовый строй свободных от угнетения и равноправных тружеников.

       Со  второй половины 80-х годов коммунистическая идеология переживает глубокий идейно-теоретический  кризис, вылившийся в конце 80-х начале 90-х годов в крах ее как господствующей государственной идеологии в  бывшем СССР и странах Восточной  Европы. По оценкам многих антикоммунистов  она вступила в необратимую фазу умирания, что неизбежный процесс  разложения, охватил коммунизм сверху донизу. Однако коммунистическую идеологию  нельзя огульно отрицать, не признавая  за ней определенного ядра истины, благодаря которому изменилось к  лучшему и западное капиталистическое  общество.

       Коммунистическая  идея не исчезнет, пока сохраняются  ее социальные корни, политические источники  и субъекты (партии и движения рабочего класса и эксплуатируемых масс), идейные резервы обновления. Это  подтверждает практика многих стран, в  том числе и России, где коммунисты остаются достаточно влиятельной идейно-политической силой. На декабрьских (1995 г.) парламентских  выборах КПРФ (Г.Зюганов) одержала внушительную победу, завоевав большинство депутатских мест.

       Нельзя  забывать, что коммунистическое движение неоднородно, в силу чего коммунистическая идея существует и развивается в  нескольких идейных версиях —  от умеренной социал-демократической (КПРФ) до радикальной неомарксистской и неосталинистской (Трудовая Россия, ВКПБ).

       КПРФ  существенно обновила свою идейную  программу, сделав ставку на парламентские  формы борьбы за власть и политику социально значимых общественных реформ на основе многоукладной экономики  с преобладанием государственного сектора и регулирования.

       Фактически  под флагом коммунистической идеи скрывается социал-демократическая платформа, рассматриваемая в качестве тактического средства достижения стратегических целей  и ценностей будущего коммунистического  порядка.

       Радикальные версии коммунистической идеологии  сохраняют верность классическому  марксизму: идеям диктатуры пролетариата, власти Советов, национализации собственности, директивного управления Госплана и  Госснаба, народного контроля, коммунистического  воспитания масс и др.

       Социал-демократическая (социалистическая) идеология. По своему характеру она является левоумеренной, поскольку исходит из эволюционности общественного развития, отказа от революционного насилия. Идея социализма оказывает заметное влияние на общественно-политические процессы во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Японии, других развитых государствах. В Европе социалисты ведут за собой 30—40, а в ряде стран и более, процентов избирателей. Во многих государствах они представлены правящими партиями, участвуют в коалиционных правительствах, имеют значительные парламентские фракции. Социалисты победили на последних выборах в Испании, Италии, Литве, Польше, Греции, Венгрии, Украине, других странах.

       Базовыми  ценностями социал-демократического идеала признаются свобода, справедливость, солидарность. Они неосуществимы без механизма  демократии — политической, экономической, социальной, международной. Демократия, в понимании социалистов, не столько  цель, а тем более самоцель, сколько  необходимое средство реализации указанных  базовых ценностей. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных  выборов и означает “возможность смены правительства мирным путем  на основе законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства”. Главным  инструментом политической демократии является правовое государство, опирающееся  на принципы конституционализма, верховенства права, разделения и сбалансирования властей, субсидиарности (разделения компетенции), опоры на широкое местное самоуправление, плюралистического гражданского общества.

       Экономическая демократия основывается на идее равенства  различных форм собственности и  необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться  государственным регулированием рынка  в интересах всех граждан, принятием  антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.

       Социальная  демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда  и жизни, справедливое перераспределение  доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.

       Международная демократия обеспечивается преодолением неравенства в международном  масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотношении  военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

       Социалистические  идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая  партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР.

       Формула российского социализма, отмечает Председатель СНПР М.Шаккум, “выводится на пересечении двух ключевых принципов — справедливости и коллективизма. Это гармония частного и коллективного начал в обществе, увязка индивидуальных и общественных интересов через меру справедливости... Мы пожертвовали идеалами коллективизма ради примитивно понимаемого рынка. Мы разрушили комплекс социальных прав и гарантий ради обеспечения индивидуальных прав и свобод. Соблюдение и развитие цельного комплекса прав граждан является сегодня в России социалистическим лозунгом. Социалистической является формула: развитие рынка и частной собственности в той мере, в какой это не препятствует осуществлению всего комплекса прав человека... Российская экономика и государственность нуждаются не в реформах, а в восстановлении. Мы должны честно сказать народу: нужно восстановить экономику, управляемость страны, возродить великое российское государство. Это – стратегическая цель, это – главный лозунг России последних лет ХХ и первых лет ХХI века”.

       Нельзя  не отметить, что пока не сложилось  единого понимания российского  социализма, что силы российских социал-демократов разрозненны. Между ними существует немало противоречий во взглядах на базовые  ценности и пути их реализации. Опрос  делегатов II программного съезда СДПР показал, что 47 процентов причислили себя к либералам, 10 – к социалистам, 34 – к центру. На выборах в Федеральное  собрание (1993 и 1995 гг.) социал-демократы  выступали не единым блоком, а порознь.

Информация о работе Идеология и ее общественное предназначение