Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:07, реферат
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы - избирательная система. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
1. Избирательная система. Понятие и виды
2. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
3. Средства массовой информации в избирательных процессах
Она включает в себя два среза - внешний и внутренний.
Внешняя
идеология избирательных
Так,
в Международном Пакте о
а)
принимать участие в ведении
государственных дел как
б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Структура
внешней идеологии
В
них семь международных стандартов,
которые и составляют суть внешней
идеологии избирательных
Некоторые
к семи добавляют еще 2 стандарта:
периодичность (не изменяют дату выборов)
и подлинность (электорат имеет
возможность сделать
Кроме международных стандартов ОБСЕ ввела права и обязанности государств в избирательном процессе: свободу передвижения кандидатов; равного доступа к СМИ; объективного освещения избирательного процесса; свободу высказывания мнений в период избирательной кампании.
Существуют отступления от идеологии избирательных кампаний, что особенно проявляется в негативных технологиях.
С
позиций МИС (международных избирательных
стандартов) отступлением от демократической
идеологии избирательных
1) непредоставление в полном объеме и своевременно избирателем всей информации о кандидатах и процедуре голосования;
2) отказ в регистрации отдельным кандидатам или аннулирование регистрации без достаточных оснований;
3)
поддержка отдельных
4) вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса;
5) нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей;
6) отсутствие полной гласности в избирательном процессе, связанный с любыми административными ограничениями деятельности журналистов и СМИ;
7) преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы;
8)
назначение, а не избрание определенной
части представительного
В то же время следует четко различать отступления от демократической идеологии избирательных кампаний, связанные с наблюдением только в какой-то части МИС, и политические избирательные технологии, используемые в ходе конкретного избирательного процесса кандидатами и их командами.
Избирательные
кампании на постсоветском пространстве
за последнее время породили так
называемые «серые», «черные», «чистые»,
«грязные» избирательные
«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.
-
Аннулирование результатов по
негативно настроенному к
-
Подмена избирательных урн.
-
Использование избирательных
-
Подбирают кандидата, который
является так называемым
-
Негативная агитация, суть которой
состоит в том, что активисты
кандидата глубокой ночью
-
За определенную плату
-
В ходе избирательной кампании
на двери и капот автомобилей
граждан наклеиваются
-
В семьи, где есть недавно
умершие избиратели, от имени
кандидата-противника им
Итоги выборов зависят не только от расклада политических сил, но и от того, как эти силы проявят себя в глазах избирателей. Отсюда и возникает объективная необходимость в избирательных технологиях.
Совокупность
способов воздействия на массы с
целью повлиять на их электоральное
поведение и побудить их подать голоса
за определенного кандидата или
объединение называется избирательными
технологиями. Главной особенностью
избирательных технологий является
нацеленность на включение социально-
Современный
подход к избирательным технологиям
отличается осознанием необходимости
органического соединения практического
опыта политической борьбы и научного
знания. Важно, не только знать хорошо
зарекомендовавшие себя приемы предвыборной
борьбы, но и понимать глубинные
причины успеха или неудачи тех
или иных технологий. А это понимание
становится возможным только в том
случае, если организаторы избирательной
кампании владеют необходимыми теоретическими
знаниями, способны адекватно оценивать
ситуацию, выявить тенденции развития
массовых настроений, определить те «болевые
точки» в сознании и мотивации
людей, воздействие на которые может
привести к изменению их поведения
в нужном для организаторов направлении.
Избирательные технологии должны учитывать
индивидуальность избирательной кампании,
электората, кандидата, элиты, средств
коммуникации. Скажем, любая избирательная
кампания уникальна, она не может
быть воспроизведена через какое-то
время. Даже если случится, к примеру,
что через четыре года баллотируется
тот же кандидат в том же избирательном
округе, он уже не может использовать
старые лозунги, прежнюю рекламную
продукцию и повторять ранее
написанные речи. Под воздействием
различных обстоятельств
Обсуждение
избирательных программ - должно быть
основой избирательных
В
преддверии парламентских выборов
1999 г. в России борьба с конкурентами
обрела необычно жестокие формы. Казалось,
все претенденты на мандаты были
озабочены не столько конструктивной
критикой предвыборных программ своих
соперников, сколько их дискредитацией,
поиском «компроматов» и
Жестокое ведение предвыборной борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы тот начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и, в конечном итоге, провалил свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к предвыборной борьбе, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовясь к защите, и также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.
К типичным приемам негативных, «грязных» технологий можно отнести также: подкуп избирателей, выставление в избирательной округе однофамильцев, кандидатов - соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего кандидата или избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов и т.д. Сюда же можно отнести так называемый административный ресурс - подключение правоохранительных и фискальных органов к проверке личности и деятельности кандидата. Для действующих руководителей осуществляется дополнительное бюджетное финансирование, поддержка СМИ, прямое давление на избирательные комиссии и судебные органы, чтобы снять конкурента с предвыборной дистанции. Главная направленность негативных избирательных технологий - создание благоприятных условий нужным кандидатам и препятствий неугодным. Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламы. Но вместе с тем оно определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в борьбе со своими соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только в этом случае конкурентная борьба может выполнить свою главную миссию - помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешан в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.
Существует несколько систем социального контроля за избирательными кампаниями. Прежде всего, это юридические нормы, предусматривающие санкции со стороны общества за их нарушение. Эти нормы в виде соответствующих законодательных актов жестко отсекают все отклонения от того, что общество считает допустимым.
В частности под запретом находится все, что наносит ущерб жизни и здоровью людей, разжиганию межнациональной розни и т.д.
В то же время внутри норм, регулирующих избирательный процесс, существует достаточной большой диапазон свободы. И все, что разворачивается в юридически заданных границах, является законным. Это относится и к значительной части так называемых «грязных» технологий.
В
целом же избирательные технологии
в руках профессионалов становятся
достаточно сильным оружием, позволяющим
привлекать на сторону обслуживаемого
этими профессионалами
Внутренняя
идеология избирательных
а) высший - общенациональная, государственная идеология избирательных кампаний изложена в статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах о политических партиях, общественных объединениях, СМИ, в законе о проведении митингов, шествий, демонстраций.
На этом уровне не может быть идеология плюрализма, либо альтернативных идеологий избирательных кампаний, так как это означает развал как избирательной, так и политической системы в целом.
б)
средний уровень избирательных
кампаний включает положения Центризбиркома
по выборам и проведению республиканских
референдумов, а также идеологию
каждой из шести элементов избирательного
процесса: 1) идеологию назначения выборов;
2) регистрация избирателей; 3) образование
округов и избирательных
в) прикладной характер избирательных кампаний - состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов.
Самостоятельным элементом является идеология электорального поведения.
Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательных кампаний: