Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:07, реферат
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы - избирательная система. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
1. Избирательная система. Понятие и виды
2. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
3. Средства массовой информации в избирательных процессах
1) избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).
2) избирательные кампании с рыночной идеологией - суть в том, что кандидаты или избирательные соединения рассматриваются как товар, который нужно продать на политическом рынке. Ресурс - не идеи, а деньги и политтехнологии.
3) избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.
4) избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.
5) избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.
Доминирует 5-я модель, чистых нет.
Средства массовой информации в избирательных процессах
Большое
место в избирательной кампании
принадлежит СМИ. Под их воздействием
идеология избирательных
1)
может повышаться
2)
происходит корректировка
3)
происходят изменения в оценке
электоратом тех или иных
4)
углубляется понимание
5)
под воздействием СМИ
СМИ
могут усилить
Избиратели в любом округе никогда не бывают представлены в виде единой массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это - реальные люди, обаладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном пространстве, имеющие убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные и политические организации и группы. Как правило, по отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа (страны) можно представить в виде 5-ти слоев.
1)
Активно поддерживающие. Это люди,
которые в силу ряда причин
(совпадение ценностных
2)
Пассивно поддерживающие. Данный
слой отличается тем, что
3) Занимающие нейтральную позицию. Как правило, это люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах политики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересуют предвыборная борьба, и они не определились, за кого будут голосовать и вообще придут ли на выборы.
4)
Настроенные недоверчиво.
5)
Настроенные решительно против.
К ним относятся члены других
политических партий и их
Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в него третью, и по возможности, нейтрализовать действие тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.
На начальных этапах кампании «неопределившиеся» обычно составляют абсолютное большинство, поскольку количество постоянно интересующихся политикой в обществе по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Поэтому именно эта «неустойчивая» часть электората является ключевой группой, за голоса которой и идет борьба. В результате эта группа постепенно поляризуется и сужается, но выбор, в конечном счете, все равно происходит именно внутри нее.
В
этой борьбе кандидат и его команда
должны отдавать себе отчет в том,
что перед ними находится не одноликая
масса, а множество индивидов, различающихся
по своим интересам, жизненным планам
и многим другим признакам. Следовательно,
реакция каждого из них на программные
заявления кандидатов, на выдвигаемые
лозунги, на рекламные плакаты может
оказаться различной, если не диаметрально
противоположной. Как учесть в реальной
практике данные особенности электорального
поведения? Как удержать в поле своего
влияния людей, принадлежащих к
разным социальным группам? В избирательных
технологиях эта задача решается
путем сегментирования
Сегментирование
электората - это разбивка на группы
(сегменты), объективная принадлежность
к которым обусловливает
В
современных избирательных
Наиболее распространенными критериями, на основании которых осуществляется сегментирование электората, являются: демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социопрофессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (городские, сельские жители, большие и малые города), этнические (эти критерии важны во многонациональных округах), имущественное расслоение (богатые, бедные, средний класс) и др.
Однако острая конкурентная борьба вынуждает соперников по выборам искать свои ниши в социальном пространстве и ориентироваться не на большие социальные группы, а выделять в них более мелкие сегменты. Например, ориентироваться на ту часть студенчества, которая находится в наиболее бедственном материальном положении, или - на молодежь, связывающую свое будущее с утверждением в стране принципов рыночной экономики и правового государства.
Сегментирование
электората - не самоцель избирательной
кампании, а способ дойти до как
можно большего количества людей, предложить
им решение именно тех проблем, которые
их волнуют, адаптировать политическую
рекламную продукцию в
Существуют объективные ограничители взаимодействия избирательных кампаний и СМИ:
1)
любой избиратель обладает
2)
избирателям свойственно либо
игнорировать информацию СМИ,
либо подходить к ней
3)
при оценке кандидата, его
Вывод:
электоральное поведение
Есть два базовых способа усвоения электоратом идеологической информации: центральный и периферийный.
1) центральный - рациональное голосование (на основе выбора идеологических приоритетов);
2) периферийный - это экспрессивное голосование (может изменяться под воздействием СМИ).
Для белорусского электората доминирующим является экспрессивное голосование. Это объясняется тем, что у него (белорусского электората) нет устойчивых идеологических приоритетов. Причины:
1) молодость многопартийности;
2)
искусственный характер
3)
идея членства в политических
партиях непопулярна в
Идеология
избирательных кампаний должна строиться
на том, что избиратель - главное
действующее лицо, представитель
народа, что его нельзя заставить
проголосовать за того или иного
кандидата, его надо побудить к этому
шагу. Осуществить это можно лишь
путем информационного
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузнецов В.Н. Идеология:
2. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции / В.А. Мельник. - Мн.: Тесей, 2007.
3.
Михеев В.М. Идеология: