Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 20:31, реферат
С момента своего возникновения либерализм отстаивал кри¬тическое отношение к государству, принципы высокой полити¬ческой ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте¬пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет¬ному Отечеству и универсальных прав человека.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
1. Понятие либерализма и основные принципы …………………. 4-6
2. Развитие либеральной мысли ……………………….. …………7-12
3. Современный либерализм и его отражение во
«Всеобщей декларации прав человека» …….………. ………..13-15
4. Либерализм в различных сферах общественной жизни ……... 15-17
4.1. Партии либеральной направленности в Республике Беларусь …18
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………….20
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства
на тему: Идеология либерализма
студент ФП «Консалтторгцентр»
МПК
проверил
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
1. Понятие либерализма и основные принципы …………………. 4-6
2. Развитие либеральной мысли ……………………….. …………7-12
3. Современный либерализм и его отражение во
«Всеобщей декларации прав человека» …….………. ………..13-15
4. Либерализм в различных сферах общественной жизни ……... 15-17
4.1. Партии либеральной направленности в Республике Беларусь …18
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Дискуссии о месте либерализма в современном политическом мире неоднозначны. Политическая теория, существующая более трехсот лет, определяет политику управления большинства западных государств. В этой идеологии свобода является фундаментальной, системообразующей идеей, обладает безусловным верховенством и абсолютной ценностью. Своими идеями она покорила не одно поколение и укоренилась в сознании европейцев, однако либеральная теория также имела негативную сторону, которая проявилась в период послевоенного становления мира. В последние десятилетия оживленный интерес к либеральным идеям во всем мире вновь возродился.
1. Понятие либерализма и основные принципы
Понятие "либерализм" вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Изначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в английский и французский, а вслед за ними во все крупные европейские языки.
В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр. libéralisme) и означало «вольнодумство». Негативный оттенок до сих пор сохранился в значении «излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство». [1] В английском языке слово liberalism также изначально имело негативный оттенок, но утратило его.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 дает следующее развернутое разъяснение понятию «либерализм». Либерализм - это идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В 19 — нач. 20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. [2]
В различных источниках исследователями выделяются фундаментальные и основные принципы, сформированные в ходе исторического развития этого идейного и общественно-политического течения.
Фундаментальными принципами либерализма можно назвать признание данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав, равноправия и равенства перед законом, признание рыночной экономики, кроме прочего ответственности правительства и прозрачности государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов.
К числу основных принципов либерализма можно отнести, во-первых, индивидуализм, приоритет интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип получал разное обоснование: в онтологических концепциях, в которых отдельный человек с его естественными правами предшествует обществу, и в этическом понимании индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений личности и общества: от представления об обществе как о механической сумме индивидов, реализующих собственные интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное, нуждающееся одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой вытекают основные требования к общественному устройству, несомненно, лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.
Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Сторонники “классического” либерализма трактуют свободу как отсутствие принуждения и видят ее естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме “основных прав”, в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности.
В-третьих, важным принципом, характерным для либерального подхода, является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет определенные требования к характеру проводимых преобразований и согласно либеральному мировоззрению, в первую очередь необходимо устранять неограниченные полномочия государственной власти.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, в
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
2. Развитие либеральной мысли
Принцип индивидуализма в западноевропейской истории начинает складываться еще в античной философской и политической мысли и связан с деятельностью софистов, а впоследствии эллинистических направлений и средневекового номинализма.
Первые ростки либеральных идей, в частности идеи демократизации общества, просветительства, индивидуализма и релятивизма, исследователи обнаруживают еще в учениях античных софистов Протагора и Горгия в середине V века до н.э.. Учения софистов, направленные на критику традиционных ценностей, возникли на волне либерализации античного общества, в самый расцвет античной демократии. Центральная идея софистов была выражена в известном изречении Протагора «человек есть мера всех вещей», которое отнюдь не предполагало наивного восхищения величием человека в духе современности. Оно имело иной, во многом пессимистичный и даже циничный смысл: утверждение относительности, изменчивости всех истин, законов и норм. Следствием этой первой формы гуманизма стало презрительное отношение софистов и их учеников к государственным законам и моральным нормам как продуктам деятельности всего лишь человека, а не природы или богов.
В первой половине XIX столетия общественно-политическая жизнь Западной Европы проходила под знаком утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе.
Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Его приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в первую очередь предпринимательские (промышленные и торговые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура.
Концептуальное ядро либерализма в то время образуют два основополагающих тезиса. Первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй - реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них также находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно, присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т. п.
Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие личности, как Дж.Локк, Л.Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, А.Смит, В.Гумбольдт, Т.Джефферсон, Дж.Медисон Б.Констан, А. де Токвиль и др. Их идеи были продолжены и развиты И.Бетамом, Дж.С.Миллем, Т.Х.Грином, Л.Хобхаузом, Б.Возанкетом и другими представителями западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.
Родоначальниками теоретического обоснования либерализма считают британцев. Англичанин Джон Локк (1632-1704), впервые выдвинул идею разделения властей и трактовал роль государства как договорную обязанность защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Шотландец Адам Смит (1723-1790), показал, в частности, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам.
Джон Локк также выдвинул идею о том, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, и в своих «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировал два фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилось предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.