Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 20:31, реферат
С момента своего возникновения либерализм отстаивал кри¬тическое отношение к государству, принципы высокой полити¬ческой ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте¬пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет¬ному Отечеству и универсальных прав человека.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
1. Понятие либерализма и основные принципы …………………. 4-6
2. Развитие либеральной мысли ……………………….. …………7-12
3. Современный либерализм и его отражение во
«Всеобщей декларации прав человека» …….………. ………..13-15
4. Либерализм в различных сферах общественной жизни ……... 15-17
4.1. Партии либеральной направленности в Республике Беларусь …18
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………….20
Идеология либерализма также легла в основу модернизации. В процессе модернизации ценности либерализма все более утверждаются в сознании членов общества, становятся отправными для способа общественной организации. В реальной практике либерализм в большинстве случаев воплощается в жизнь с теми или иными отклонениями по сравнению с тем, как он виделся его основоположниками. Поэтому в модернизированном обществе принципы либерализма существуют чаще всего не как реальная практика, а именно как ценности, принимаемые и отстаиваемые большинством людей. Соответственно, если взглянуть на сущность модернизации мы там заметим присутствие идей либерализма.
4. Либерализм в различных сферах общественной жизни
Либерализм как идеологическое течение представлен в различных сферах общественной жизни. В частности можно выделить политический, экономический, культурный и социальный.
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия.
Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.
Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь. Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков.
Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации, и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи или Мортимер Адлер объясняли, что все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, обеспечение которых требует от других невмешательства. Сторонники социального либерализма утверждают, что без гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правами ради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».
В настоящее время отдельно выделяют так называемый «либерализм третьего поколения», который стал следствием послевоенной борьбы стран третьего мира с колониализмом. На сегодняшний день он больше связан с определёнными устремлениями, нежели с правовыми нормами. Его целью является борьба против сосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитых стран. Активисты этого течения делают упор на коллективном праве общества на мир, на самоопределение, на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческому достоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Эти права относятся к «третьему поколению» и нашли отражение в статье 28 Всеобщей декларации прав человека. Защитники коллективных международных прав человека также уделяет пристальное внимание вопросам международной экологии и гуманитарной помощи.
Во всех вышеперечисленных формах либерализма предполагается, что между ответственностью правительства и индивидов должен быть баланс и что функция государства должна быть ограничена теми задачами, которые не могут быть выполнены должным образом частным сектором. Все формы либерализма нацелены на законодательную защиту человеческого достоинства и личной автономии, и все утверждают, что отмена ограничений на индивидуальную деятельность способствует улучшению общества.
4.1. Партии либеральной направленности в Республике Беларусь
Процесс модернизации и либеральный идей повлияли на кардинальные перемены в СССР и последующего его распада, а также на процессы либерализации, которые начали проходить в БССР и далее в Республике Беларусь. Начиная с конца 80-х и начала 90-х годов, либеральные ценности повлияли на процессы, которые проходили в Республики Беларусь.
После провозглашения независимости политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и стала приобретать черты демократического государства. В частности в 1994 году была принята конституции Республики Беларусь, где были закреплены основные либеральные ценности.
Сам по себе либерализм как политическое идейное течение существовал и существует лишь при наличии института парламентаризма. «Широта и неопределенность понятия не позволяют точно судить о характере партий, которые стали именовать себя либеральными. В политике и в парламенте они могут быть консервативными, центристскими, умеренными, прогрессистскими.
Из числа существующих в настоящее время зарегистрированных и незарегистрированных в Республике Беларусь партий можно выделить только две, относящиеся к либеральной направленности. К партиям поддерживающим политику действующего президента можно отнести либерально-демократическую партию. Она была создана в 1994 году на основе бывшего белорусского отделения ЛДПСС В. Жириновского. Лидером партии с 1995 г. является Сергей Гайдукевич. На парламентских выборах 1995 года, 2000 и 2004 годов партия получала 1 место в парламенте.
Вторая политическая партия либеральной ориентации, в регистрации которой Минюстом было отказано - Партия свободы и прогресса (ПСП), созданная в 2003 году в результате эволюционного развития молодежного движения «Гражданский форум». Председатель партии Владимир Новосяд. Основной акцент в работе делается на привлечении ранее политически неангажированных молодых людей, постоянном присутствии на избирательных округах, активном участии в местных и парламентских выборах. ПСП старается в своей деятельности укреплять либеральные идеи в Белоруссии, как стране с доминирующими социал-демократической и национал-демократической идеологиями. Основным тезисом партии в международной составляющей политической платформы создаваемой Партии свободы и прогресса является европейская интеграция Беларуси.
ВЫВОДЫ
Либерализм как идеология и политическая практика доказал свою жизнеспособность и, несмотря на многочисленные кризисы в своем историческом развитии, видоизменялся, приспосабливаясь к реальной политической действительности. Такие основные принципы либерализма, как свобода личности, неприкосновенность прав человека, правовое государство, парламентская демократия, плюрализм, гражданское общество и некоторые другие стали неотъемлемой частью общечеловеческой политической культуры. Отличительной особенностью современного либерализма является не только признание личной ответственности граждан, но и готовность государства взять на себя некоторую ответственность в том случае, если исчерпаны их возможности.
Как утверждают идеологи либерализма, группу подлинно гражданских прав, создаваемых государством, составляют политические права. Основными политическими права считаются избирательное право, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и объединений, свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности – законодательное происхождение и стремление уравновесить личность и государственную власть. Именно в этом обнаруживается гарантия индивидуальной свободы.
Либеральный демократический миропорядок сталкивается сегодня с двумя проблемами. Первая - радикальный ислам, вторая, более значительная проблема коренится в подъеме великих недемократических держав - Китая и России, где сейчас правят авторитарные, скорее капиталистические, чем коммунистические, режимы. Либерализм оказал огромное влияние на нынешний облик мира, он дал миру возможность развиваться более быстрыми темпами, и, несмотря на все его победы и поражения, либерализм остаётся на данный момент наилучшей идеологией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воротилин Е.А. История политических и правовых учений. М., 1996.
2. История политических и правовых учений. Учебникдля вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора Лейста О. Э.. М.: Издательство "Зерцало", 2006.
3. Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология//Вопросы философии. – 2006. - №1.
4. Малинова О. Ю. Либерализм в политическом спектре России. (На примере партии «Демократический выбор России» и общественного объединения «Яблоко»). — М.: Памятники исторической мысли, 1998.
5. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948. М., 1998.
6. Пронин А.А. Права человека: аспекты проблемы: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006.212с.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 на DVD
9. Болдонов А.Л., Башинова Т.Д., Тармаханов Е.Д. Краткий словарь-глоссарий по политологии. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005
10. Сайт Либерально-демократической партии Республики Беларусь http://www.ldpb.net/
11. Политические партии Беларуси – необходимая часть гражданского общества: Материалы семинара/Авт.-сост. Александр Федута, Олег Богуцкий, Виктор Мартинович. – Минск: Фонд имени Фридриха Эберта, 2003. – 113с.
2