Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:53, лекция
Важно учесть, что объектом политической социализации является не только отдельный индивид, но и общество в целом. Социализация выступает фактором сохранения и стабилизации политической системы, условием ее морального функционирования. Надо представлять, что в западной политологии социализацию рассматривают и как институт политического контроля, с помощью которого определенные политические и социальные группы распространяют политические ценности, образцы политического поведения, политические нормы
1. Понятие, механизмы, институты политической социализации. Роль политической науки и образования.
2. Идеология как фактор формирования политической культуры в трансформационном обществе.
3. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.
Рассмотренные направления и концепции отнюдь и далеко не исчерпывают содержание современной политологической мысли. В лекции, в частности, не затронуты такие направления, как сравнительная политология, учения о политических партиях, составляющих отдельные разделы политической науки. И всё же изложенное позволяет читателю судить о развитии политологии, её теоретической базе. Для более глубокого понимания состояния этой научной дисциплины нужно рассмотреть вопрос о месте и роли марксистского типа анализа политики.
2. Идеология как фактор
формирования политической
В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И тем не менее не все так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. Самый высокий рейтинг у Белорусской партии женщин «Надзея». Но ее поддерживают лишь 9,2% опрошенных. Затем идут Коммунистическая партия Беларуси (6,3%) и Аграрная партия (4,7%). Рейтинг же остальных политических партий из 18 зарегистрированных колеблется в пределах 0,7–3,5%1. Согласно данным социологического мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в IY квартале 2002 года политическая нестабильность в стране вызывала обеспокойство у 18,3% опрошенных, т.е. почти у каждого пятого (для сравнения: в IY квартале 1998 года политическая нестабильность вызывала беспокойство лишь у 11,8% опрошенных)2. Эти факты свидетельствуют о том, что нашему государству предстоит пройти еще долгий путь становления гражданского общества и формирования политической культуры.
В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциями в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации. Многие проблемы в Беларуси в 90-е годы ХХ века проистекали именно из-за того, что политической деятельностью стали активно заниматься не овладевшие азами политической культуры люди – журналисты, писатели, ученые-естествоиспытатели. Это они, став депутатами Верховного Совета БССР, второпях приняли позаимствованные на Западе законодательные акты, не позволившие нашему государству без серьезных потерь реформировать экономику. Политическая социализация не сводится лишь к усвоению наличного политического опыта. Она предполагает формирование у субъекта собственной политической культуры, отражающей новые социальные реалии (иначе он не сможет предвосхищать политические события). Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.
Важнейшая задача
– формирование политической и правовой
культуры у молодежи – не показной,
митинговой, бравадной, а подлинной
культуры. Как себе представляет молодежь
(в том числе студенческая) политику
и политическую культуру? Зачастую,
как несанкционированные
Мы вступаем
в информационное общество, в век
информационных технологий, в том
числе – социальных, с помощью
которых легко манипулировать общественным
мнением. Чтобы не поддаться на манипуляцию,
адекватно оценивать ситуацию, надо
быть политически грамотным
Жизнь убеждает
нас в том, что процесс формирования
политической культуры у молодежи (политическую
социализацию) нельзя пускать на самотек.
Такой пренебрежительный подход
к политической социализации был
характерен для 90-х годов прошлого
века, и его последствия
На теоретическом,
т.е. понятийно-категориальном уровне
политическая культура личности формируется
лишь в процессе ее обучения в школе,
вузе, систематической
Как нам представляется,
вышеприведенную гегелевскую
Особенно
резко возрастает значимость философского
понимания исторического
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ту огромную ответственность за процесс формирования политической культуры и уровень ее состояния в нашем обществе, которая ложится на педагогов-гуманитариев. Это они обязаны развивать у молодых людей культуру мышления, наращивать их интеллект, поднимать его планку до уровня понятийно-категориального осмысления социальных реалий, т.е. формировать философскую, правовую, политическую культуру. В противном случае мы не сможем выработать адекватную этим реалиям программу практических действий.
Но и сами
философские, исторические, политические
и правовые науки должны обладать
эвристической
Начиная с
середины 80-х годов ХХ века активизировалась
политическая жизнь, произошла резкая
политизация общественного
Революционная ломка общественных устоев всегда болезненна. Поэтому главная задача профессиональных политиков – поскорее вывести наше общество из переходного, разбалансированного состояния. Это необходимое условие для формирования политической культуры граждан.
3. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцируемые в ряде случаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране, находившейся в «андеграунде». С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторые политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «a la Русь». Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и т.п. движений.
В освещении
средств массовой информации того времени
молодежная тематика бурлила от неформальных
страстей металлистов, рокеров, Панков,
системных ребят, брейкеров, хайлайфистов
и прочих групп и объединений
с броскими названиями, которых неустанно
«открывали» для широкой
Формирование
молодежной субкультуры в самостоятельную
молодежную практику и способ самореализации
закончились к 1992 – 1994 гг., когда
различные объединения
В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры?
Во-первых, в
субкультурной общности подросток
получает возможность принадлежать
к избранной группе сверстников,
являющейся для него референтной, возникает
объединяющее чувство «мы», что повышает
уровень психологической
Во-вторых, субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я».
В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.
Для молодежной
субкультуры характерны преимущественно
развлекательно-рекреативная направленность,
приоритет потребительских
Информация о работе Идеология в системе политической социализации