Институт президенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении процесса становления и функционирования института президентства РФ.
В соответствии с целью, в ходе работы решались следующие задачи:
определение сущности института президентства и краткий исторический обзор его становления за рубежом;
изучение процесса становления института президентства в России с момента зарождения и по настоящее время;
характеристика функционирующего на современном этапе института президентства РФ в разрезе конституциональных полномочий;
определение проблем функционирования и перспектив развития современного института президентства РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 4
1.1. Понятие института президентства и его развитие за рубежом 4
1.2. Институт президентства в Российской Федерации 9
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1. Президент РФ: политико-правовой статус, конституционные
полномочия 15
2.2. Проблемы функционирования и перспективы развития института президентства РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

институт президентства.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

В России вопрос об учреждении поста президента решался достаточно сложно. Первоначально Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, тогда по инициативе трети депутатов 17 марта 1991 г. был проведен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. Таким образом, в Российской Федерации должность Президента учреждена 24 апреля 1991 года на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года10.

По итогам референдума были приняты  следующие законы РСФСР: от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР», «О выборах  Президента РСФСР», от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР», от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

12 июня 1991 г. путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном  голосовании на пост первого  Президента РСФСР был избран  Б. Н. Ельцин, занимавший до  этого должность Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение поста Президента РСФСР было вызвано необходимостью координации взаимоотношений между суверенными республиками, президенту следовало выступить своего рода верховным арбитром, решающим проблемы многонационального народа России, интегрирующей силой общества. Функционирование президентского института должно быть направлено на усиление исполнительной власти, повышение эффективности управления государством. Но нельзя недооценивать и субъективные причины введения института президентской власти в России, к которым следует отнести: преемственность политических элит Советского Союза и Российской Федерации; стремление Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина упрочить свой статус в системе органов государственной власти для проведения назревших общественно-политических и социально-экономических реформ.11.

На первом этапе развития российской президентской власти (1991-1999 гг.). - период президентства Б. Н. Ельцина) в стране осуществлялся курс на радикальные реформы, главная суть которых заключалась в следующем: в краткие исторические сроки решить задачу формирования новых экономических отношений, осуществить разгосударствление собственности и приватизацию, создать любой ценой нового собственника и систему рыночной конкурентной экономики12.

Можно утверждать, что  на этапе постсоветской децентрализации (период президентства Б. Н. Ельцина, основанный на идеологии либеральных  реформ) радикальный слом советской  системы государственности и  утверждение рыночной экономики, в сочетании с администрированием со стороны президентской власти, обусловили нарастание ряда проблем. После распада СССР, в обстановке крайней политической и экономической нестабильности, руководством страны ставились задачи перестройки политической и правовой культуры, менталитета общества методами «шоковой терапии».

При этом институт президентства  в России не в состоянии был  работать в полную силу. Курс реформ, которые были необходимы, оказался бессмысленным стратегически и  ошибочным тактически. Как факторы сложившейся ситуации можно рассматривать слабый интеллектуальный центр, отсутствие политико-правовой доктрины России, заимствования законодательства в зарубежных правовых системах и др., что не способствовало рационализации политического процесса13.

Второй исторический этап развития российской президентской власти обусловлен утверждением нового централизма и усилением государственности. С 2000 г. осуществлялся президентский курс на децентрализацию власти, доводимый до населения в посланиях Президента РФ В. В. Путина в конкретных идеях: выстраивание эффективной вертикали исполнительной власти и повышение ответственности Правительства, соотносимые с идеологией «суверенной демократии» и необходимостью наведения порядка в стране - «диктатура закона». С учетом перспективы намечалось повышение экономической и социальной устойчивости общества и укрепление демократического типа государственности в России, интегрирующей в мировой цивилизационный процесс с социально ориентированной экономикой и полнотой обеспечения прав человека.

С именем Президента В.В. Путина связана внешнеполитическая доктрина России на постсоветском пространстве, концепция и программы обеспечения  национальной безопасности в условиях экономического кризиса, давления сепаратистов, внешних сил, заинтересованных в развале России, а также предложенная Путиным «модель прагматической интеграции» стран СНГ14.

Третий этап развития президентской власти в современной России (с 2008 г. май 2012 г.) связан с деятельностью Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. Суть третьего этапа развития президентской власти закреплена в идеологии нового курса с социально акцентированными целями внутри государства и патриотическими позициями вовне. Об этом свидетельствует и качество внешнеполитических контактов Президента РФ с Б. Обамой, Н. Саркази, А. Меркель и другими руководителями государств.

Заявленный курс на модернизацию российского общества основан на подключении методов эффективного менеджмента и инноватики в практику государственного строительства. Следует также отметить повышенное внимание Президента РФ к вопросам молодежной политики, развития науки и образования, социальным приоритетам на данном этапе развития отечественной президентуры.

Утвержденной Указом Президента РФ Д.А. Медведева «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» были заявлены следующие приоритеты в системе национальных интересов РФ: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; незыблемость конституционного строя, национальной и общественной безопасности.

Президентская власть на данном этапе представляла тесное взаимодействие с правительственной властью: смена  Правительства, а с этим и Председателя правительства, характерная в деятельности предыдущих Глав российского государства, по инициативе Президента, на данном этапе не использовалась. Главная характеристика этапа - социально-консервативный курс на усиление государственности с преодолением допущенных ошибок и интенсификацией строительства нового общественного устройства в стране.

Таким образом, на протяжении более чем двух десятилетий, идея президентства последовательно внедрялась в российскую государственность не только «сверху», но и признавалась и утверждалась «снизу», исходя из воли народа как единственного суверенного источника власти. Данный процесс можно изложить в следующем хронологическом порядке:

  • принятие положительного решения о необходимости введения поста Президента РСФСР, по итогам всенародного референдума 1991 года;
  • избрание Президента РСФСР через всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании;
  • по итогам референдума 1993 года принятие новой Конституции с сильной моделью Президента в Российской Федерации;
  • последующие выборы Президентов Российской Федерации в 1996, 2000, 2004, 2008, 2012 гг. посредством всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании - высшего, наряду с референдумом, выражении власти многонационального народа РФ.

 

2. Функционирование  института  президентства  
в современной России

2.1. Президент РФ: политико-правовой статус, конституционные полномочия

На современном этапе, согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации15.

В силу занимаемой должности, Президент РФ наделяется широкими полномочиями и возможностями влияния на различные сферы жизни государства и общества. Формальные нормы и правила закреплены в нормативно-правовых актах, которые включают в себя фундаментальные документы, где сформулированы основные положения, определяющие Президента Российской Федерации, как лицо, формально занимающее высшее место в структуре государственной власти16.

Согласно Конституции РФ (ст. 80), Президент РФ является главой государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Также он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»17.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 1 ст. 81) и Федеральным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» (п. 1-2 ст. 1), Президент избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента РФ является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента РФ, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Полномочия  Президента Российской Федерации установлены  статьями 83-90 Конституции РФ. В Основном Законе РФ (ст. 89) выделяются следующие полномочия Президента РФ: решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования. В соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ является главнокомандующим Вооруженными Силами, возглавляет Государственный совет и Совет безопасности, а также различные консультативные и совещательные органы высшего уровня государственного управления.

Можно констатировать, что статус Президента Российской Федерации многогранен, сложен и достаточно динамичен. Обращает на себя внимание и тот факт, что  за весь период существования института  президентства в России, различными нормативными правовыми актами было введено более 450 новых полномочий Президента РФ в разных сферах18.

В целом, Президент Российской Федерации выполняет гарантирующе-охранительную, арбитражно-координирующую, программно-установочную и представительскую функции.

Гарантирующе-охранительная функция проявляется в полномочиях Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, при охране суверенитета РФ.

Арбитражно-координирующая функция направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ в целях эффективной работы всего механизма государства и недопущения развития политического кризиса власти.

Программно-установочная функция раскрывается в совокупности полномочий Президента РФ по определению и реализации основных направлений внутренней и внешней политики России.

Представительская функция наделяет Президента РФ, как главу государства, полномочиями по представлению России как внутри страны, перед всеми уровнями публичной власти и институтами гражданского общества, так и на международной арене.

Анализируя  полномочия Президента РФ, предоставленные  ему Конституцией, можно утверждать, что они более характерны для  главы исполнительной власти. Об этом можно также судить по нечеткости конституционного положения Правительства РФ и его Председателя. Текст Конституции о том, что Правительство РФ «осуществляет» исполнительную власть, а его Председатель «определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу» (ст. 110, 113), не позволяет судить о том, замыкается ли исполнительная властная деятельность на Правительстве РФ и его Председателе или же к ней непосредственно относится и Президент Российской Федерации.

В завершение вопроса, можно сказать, что решение проблемы  взаимодействия Президента и Правительства РФ, а также места Президента в системе государственной власти России, имеет решающее значение для создания качественно новой модели исполнительной власти, которая предусматривает отказ от ее понимания как силового инструмента, отход от жесткой централизации и подчинение ее деятельности интересам человека, общества, законности.

 

2.2. Проблемы функционирования и  перспективы развития института  президентства РФ

Вступление в должность 7 мая 2012 г. нового президента РФ стало отправной точкой для смены модели или, другими словами, изменения действовавшего варианта института президентства в качественно иное состояние. Основываясь на опыте предыдущих этапов президентской власти в России, можно попытаться спрогнозировать потенциальные альтернативы развития модели президентского правления в РФ в период с 2012 г. по 2018 г.

Главной проблемой для России, вне  сомнения, является заложенная в Конституции  и лишь усилившаяся со временем проблема дисбаланса в «треугольнике» власти: «Президент - Правительство - парламент (Государственная Дума)». Следует отметить, что речь в данном случае не идет о взаимоотношениях Президента и Правительства, Президента и парламента, Правительства и парламента. Речь должна идти о системе взаимного влияния и соотношении политического веса этих трех институтов.

Можно предположить, что для России, на краткосрочную перспективу, единственно  верным, необходимым и безальтернативным  вариантом является «сильный» институт президентства в рамках полупрезидентской (смешанной) формы правления. При этом, говоря о «силе» Президента, характерным является мнение известного французского правоведа М. Лесажа о том, что ««сильный» Президент — только тот, который опирается на Правительство, имеющее достаточную поддержку в парламенте, т.к. оно сформировано парламентским большинством»19.

Противоречия и конфликты между  Президентом и Правительством подрывают  всю систему государственной  власти. В этой связи можно согласиться  с высказыванием, что российская Конституция «не столько «сверхпрезидентская», сколько «недопарламентская»» 20.

Информация о работе Институт президенства