Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении процесса становления и функционирования института президентства РФ.
В соответствии с целью, в ходе работы решались следующие задачи:
определение сущности института президентства и краткий исторический обзор его становления за рубежом;
изучение процесса становления института президентства в России с момента зарождения и по настоящее время;
характеристика функционирующего на современном этапе института президентства РФ в разрезе конституциональных полномочий;
определение проблем функционирования и перспектив развития современного института президентства РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 4
1.1. Понятие института президентства и его развитие за рубежом 4
1.2. Институт президентства в Российской Федерации 9
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1. Президент РФ: политико-правовой статус, конституционные
полномочия 15
2.2. Проблемы функционирования и перспективы развития института президентства РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Вторая проблема, неразрывно связанная
с предыдущей, но все-таки представляющая
собой другой аспект функционирования
института российского
Решением данной проблемы должно стать совершенствование нормативно-правовой базы российского института президентства. Для этого, опираясь на зарубежный опыт существования подобного законодательного акта, необходимо разработать и принять Федерального конституционного закона «О Президенте РФ» — своеобразного кодекса президентской власти, в котором должны быть однозначно сформулированы и расшифрованы его конституционные и иные полномочия. А предварительно, в Конституцию должна быть внесена поправка, предусматривающая обязательное принятие такого закона. О непосредственном содержании предлагаемого федерального конституционного закона «О Президенте РФ» пока сложно говорить, поскольку полноценного обсуждения данной проблемы и по-настоящему готовых полноценных проектов до сих пор не было.
Что же касается остальных тенденций и перспектив дальнейшего развития российского института президентства, можно предположить, что, скорее всего, постепенно будет происходить уже начавшееся перераспределение политических функций между Президентом и Председателем Правительства (и Правительством в целом), Администрацией Президента и Аппаратом Правительства.
Рассуждая о перспективах и принципах
формирования структур высшей российской
государственной власти, можно считать
вполне приемлемыми следующие
Определяя параметры рациональной модели государственной власти, следует принимать во внимание, что смешанная модель, существующая в Российской Федерации, опробована опытным путем. Вопрос в данном случае заключается в том, насколько она себя зарекомендовала и высока ли ее эффективность. Последние события, происходившие в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ, позволяют говорить о том, что конечная цель – обеспечение защиты прав и интересов граждан как гарантии создания и функционирования эффективного механизма государственной власти - в полной мере пока не достигнута.
На основе проведенного теоретического анализа, можно сделать вывод, что институт президентства во всем мире представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, таких как: а) порядок избрания президента; б) его правовое положение в структуре органов государственной власти; в) функции и полномочия президента; г) прекращение полномочий главы государства; д) ответственность за государственную измену и нарушение конституции.
Проведенное исследование позволяет сформулировать определение института президентства РФ: это сложносоставной конституционно-правовой институт, отражающий нормативное закрепление конституционно-правового статуса Президента РФ, а также фактическую реализацию президентской власти в системе публичной власти РФ.
Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе всей вертикали исполнительной власти. Начиная с 1991 г. указанный институт находится в процессе постоянного развития.
Характеризуя становление
За 20 лет институт президентства РФ приобрел свои особенности, среди них: законодательное закрепление полномочий и статуса Президента РФ не только в Конституции РФ, но и в других нормативных актах; институт Президентства РФ охватывает в том числе и отношения Президента с другими органами государственной власти.
Сегодня Президент Российской
Федерации предстает
Президент РФ получает свой мандат от избирателей, неподконтролен парламенту. Функциональная составляющая института президентства РФ связана с политико-правовым, организационным, информационно-идеологическим регулированием отношений в политической системе и обществе. Функции главы государства могут распространяться на сферы исключительной деятельности ветвей власти, например, право вето в области законотворчества, право помилования. В то же время ни одна ветвь власти не может исполнить полномочия, относящиеся к компетенции Президента РФ.
Так как Конституция Российской Федерации 1993 года установила модель сильной президентской власти, выведенную за рамки классической триады разделения властей, и обеспечивающую координацию между ветвями власти, можно говорить о формирующейся тенденции преобразования России в республику с расширенными президентскими полномочиями.
Анализ федеральных законов и иных нормативных правовых актов и практика применения принципа разделения власти позволяют говорить об особом месте Президента РФ в системе государственной власти. Оно характеризуется большим объемом полномочий главы государства в отношении ветвей власти и одновременной «непринадлежностью» ни к одной из них. При этом необходимо и движение вперед, необходимы системные изменения существующего законодательства, направленные на создание более эффективных «сдержек и противовесов» президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Вместе с тем, формирование институтов государственности должно идти только правовым путем, а, следовательно, выдвинутый в свое время В. В. Путиным тезис об утверждении «диктатуры закона» остается актуальным, но она должна соответствовать принципам правового демократического государства и отвечать интересам формируемого в России гражданского общества.
Приложение
Список президентов России21
№ |
Президент |
Фотография |
Срок президентства |
Длительность правления |
Партийность | |
1 |
Борис Николаевич Ельцин |
10 июля 1991 |
9 августа 1996 |
3096 дней |
Беспартийный | |
9 августа 1996 |
5 ноября 1996 | |||||
6 ноября 1996 |
31 декабря 1999[1] | |||||
— |
Александр Владимирович Руцкой |
22 сентября 1993[2] |
4 октября 1993 |
13 дней |
Беспартийный | |
— |
Виктор Степанович Черномырдин |
5 ноября 1996[3] |
6 ноября 1996 |
1 день |
Наш дом — Россия | |
2 |
Владимир Владимирович Путин |
31 декабря 1999[4] |
7 мая 2000 |
128 дней |
Беспартийный | |
7 мая 2000 |
7 мая 2004 |
2922 дня | ||||
7 мая 2004 |
7 мая 2008 | |||||
3 |
Дмитрий Анатольевич Медведев |
7 мая 2008[5] |
7 мая 2012 |
1461 день |
Беспартийный | |
4 |
Владимир Владимирович Путин[7] |
7 мая 2012 |
Действующий
президент |
Беспартийный |
1 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 36.
2 Бобылева К.Н. Становление и развитие института президента Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2007. - № 1. - С. 87.
3 Васильева Н. Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 15-16.
4 О статусе Президента Российской Федерации: учеб. пособие / под общей редакцией О.А. Благо — Новосибирск: Индустриальное искусство, 2012. – С. 3.
5 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 36.
6 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 37.
7 Там же. - С. 37.
8 Куликова Ю.А. Институт президентства в Российской Федерации и странах снг: из истории вопроса // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 14. - С. 103.
9 Зуйков А.В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. 2008. - № 1(19). – С. 171.
10 О статусе Президента Российской Федерации: учеб. пособие / под общей редакцией О.А. Благо — Новосибирск: Индустриальное искусство, 2012. – С. 3.
11 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 39.
12 Колесников В.А. Президентская власть: к компаративному анализу российского и зарубежного опыта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7-2. - С. 119.
13 Полякова Т.М. Институт президентства в России и традиции политической власти // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2012. - Т. 3. - № 2. - С. 206 -207.
14 Полякова Т.М. Институт президентства в России и традиции политической власти // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2012. - Т. 3. - № 2.. - С. 212.
15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445
16
Хайруллина Л.И. Президент как политико-управленческий
лидер: методологические аспекты исследования
// Современные исследования социальных
проблем (электронный научный журнал).
- 2012. - № 6. - С. 13.http://sisp.nkras.ru/e-ru/