Институт президенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении процесса становления и функционирования института президентства РФ.
В соответствии с целью, в ходе работы решались следующие задачи:
определение сущности института президентства и краткий исторический обзор его становления за рубежом;
изучение процесса становления института президентства в России с момента зарождения и по настоящее время;
характеристика функционирующего на современном этапе института президентства РФ в разрезе конституциональных полномочий;
определение проблем функционирования и перспектив развития современного института президентства РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 4
1.1. Понятие института президентства и его развитие за рубежом 4
1.2. Институт президентства в Российской Федерации 9
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1. Президент РФ: политико-правовой статус, конституционные
полномочия 15
2.2. Проблемы функционирования и перспективы развития института президентства РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

институт президентства.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Вторая проблема, неразрывно связанная  с предыдущей, но все-таки представляющая собой другой аспект функционирования института российского президентства, заключается в последовательном и неконтролируемом расширении границ компетенции главы государства, из-за чего, полномочия российского Президента можно сегодня образно сравнить с подобием гигантского «айсберга».

Решением данной проблемы должно стать  совершенствование нормативно-правовой базы российского института президентства. Для этого, опираясь на зарубежный опыт существования подобного законодательного акта,  необходимо разработать и принять Федерального конституционного закона «О Президенте РФ» — своеобразного кодекса президентской власти, в котором должны быть однозначно сформулированы и расшифрованы его конституционные и иные полномочия. А предварительно, в Конституцию должна быть внесена поправка, предусматривающая обязательное принятие такого закона. О непосредственном содержании предлагаемого федерального конституционного закона «О Президенте РФ» пока сложно говорить, поскольку полноценного обсуждения данной проблемы и по-настоящему готовых полноценных проектов до сих пор не было.

Что же касается остальных тенденций и перспектив дальнейшего развития российского института президентства, можно предположить, что, скорее всего, постепенно будет происходить уже начавшееся перераспределение политических функций между Президентом и Председателем Правительства (и Правительством в целом), Администрацией Президента и Аппаратом Правительства.

Рассуждая о перспективах и принципах  формирования структур высшей российской государственной власти, можно считать  вполне приемлемыми следующие варианты:

  • возможно избрание Российского Президента посредством института профессиональных выборщиков, в количестве, например, 618 человек: от количества сенаторов и депутатов парламента, избираемым по партийным спискам в субъектах Российской Федерации;
  • целесообразен возврат к избранию 50% состава депутатского корпуса Государственной Думы Российской Федерации по одномандатным округам, исключив тотальность партийной составляющей формирования (по примеру ФРГ.). Парламентские партии вправе отстаивать свои программы и интересы посредством конкурентной состязательности претендентов на депутатские кресла в одномандатных округах, способствовать непосредственному формированию политической культуры в массе российского населения;
  • при формировании Правительства Российской Федерации возможно использование опыта французского конституционного режима: кандидатура Премьер-министра назначается по личному выбору Главы государства на основе ориентира на партийное большинство в Парламенте, тогда как формирование и утверждение состава Правительства, закрепленное правом и выбором Премьера, основывается только на доверии большинства депутатов нижней палаты Парламента. По аналогии, за Государственной Думой Российской Федерации, закрепляется право одобрения Программы или декларации об общей политике нового Правительства, реализация процедуры политической ответственности Правительства перед народными избранниками.

Определяя параметры рациональной модели государственной власти, следует  принимать во внимание, что смешанная  модель, существующая в Российской Федерации, опробована опытным путем. Вопрос в данном случае заключается в том, насколько она себя зарекомендовала и высока ли ее эффективность. Последние события, происходившие в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ, позволяют говорить о том, что конечная цель – обеспечение  защиты прав и интересов граждан как гарантии создания и функционирования эффективного механизма государственной власти - в полной мере пока не достигнута.

Заключение

На основе проведенного теоретического анализа, можно сделать вывод, что институт президентства во всем мире представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, таких как: а) порядок избрания президента; б) его правовое положение в структуре органов государственной власти; в) функции и полномочия президента; г) прекращение полномочий главы государства; д) ответственность за государственную измену и нарушение конституции.

Проведенное исследование позволяет сформулировать определение института президентства РФ: это сложносоставной конституционно-правовой институт, отражающий нормативное закрепление конституционно-правового статуса Президента РФ, а также фактическую реализацию президентской власти в системе публичной власти РФ.

Появление института президентства  в Российской Федерации положило начало реформе всей вертикали исполнительной власти. Начиная с 1991 г. указанный институт находится в процессе постоянного развития.

Характеризуя становление института  президентства в России, следует  отметить, что это сложный и  длительный историко-политический и правовой процесс, который сопровождался различными законодательными актами, формированием структур обеспечения государственной и политической деятельности президента РФ, развитием тесных взаимосвязей со всеми ветвями власти, с другими политическими силами и институтами и российского общества в целом.

За 20 лет институт президентства  РФ приобрел свои особенности, среди  них: законодательное закрепление  полномочий и статуса Президента РФ не только в Конституции РФ, но и в других нормативных актах; институт Президентства РФ охватывает в том числе и отношения Президента с другими органами государственной власти.

Сегодня  Президент Российской Федерации предстает одновременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего одновременно значительной частью полномочий каждой из них и/или механизмами воздействия на них в качестве фактического руководителя федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ получает свой мандат от избирателей, неподконтролен парламенту. Функциональная составляющая института президентства РФ связана с политико-правовым, организационным, информационно-идеологическим регулированием отношений в политической системе и обществе. Функции главы государства могут распространяться на сферы исключительной деятельности ветвей власти, например, право вето в области законотворчества, право помилования. В то же время ни одна ветвь власти не может исполнить полномочия, относящиеся к компетенции Президента РФ.

Так как Конституция Российской Федерации 1993 года установила модель сильной президентской власти, выведенную за рамки классической триады разделения властей, и обеспечивающую координацию между ветвями власти, можно говорить о формирующейся тенденции преобразования России в республику с расширенными президентскими полномочиями.

Анализ федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  и практика применения принципа разделения власти позволяют говорить об особом месте Президента РФ в системе  государственной власти. Оно характеризуется большим объемом полномочий главы государства в отношении ветвей власти и одновременной «непринадлежностью» ни к одной из них. При этом необходимо и движение вперед, необходимы системные изменения существующего законодательства, направленные на создание более эффективных «сдержек и противовесов» президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Вместе с тем, формирование институтов государственности должно идти только правовым путем, а, следовательно, выдвинутый в свое время В. В. Путиным тезис об утверждении «диктатуры закона» остается актуальным, но она должна соответствовать принципам правового демократического государства и отвечать интересам формируемого в России гражданского общества.

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 20.10.2011) // Российская газета — 27.07.2011.
  3. О Президенте РСФСР: закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №17. Ст. 512.
  4. О выборах Президента РСФСР: закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №17. Ст. 510.
  5. О вступлении в должность Президента РСФСР: закон РСФСР от 27.06.1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 26, ст. 880.
  6. Бобылева К.Н. Становление и развитие института президента Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2007. - № 1. - С. 87-92.
  7. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации и реализация конституционного принципа разделения власти // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 2. - С. 103-109.
  8. Васильева Н. Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. н. – М., 2012. – 27 с.
  9. Ежов Д.А. Институт российского президентства: сценарии эволюции // - Власть. - 2012. - № 6. - С. 31-34.
  10. Зуйков А.В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. 2008. - № 1(19). – С. 171-179.
  11. Колесников В.А. Президентская власть: к компаративному анализу российского и зарубежного опыта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7-2. - С. 117-122.
  12. Куликова Ю.А. Институт президентства в Российской Федерации и странах снг: из истории вопроса //  Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 14. - С. 103-110.
  13. Марышев А.А. Институт президентства на постсоветском пространстве: перспективы развития // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 11. -С. 164-169.
  14. О статусе Президента Российской Федерации: учеб. пособие / под общей ред. О.А. Благо — Новосибирск: Индустриальное искусство, 2012. — 56 с.
  15. Полякова Т.М. Институт президентства в России и традиции политической власти // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2012.  - Т. 3. - № 2. - С. 204-216.
  16. Список президентов России / Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  17. Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 36-40.
  18. Хайруллина Л.И. Президент как политико-управленческий лидер: методологические аспекты исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/khayrullina.pdf

 

 

Приложение

Список президентов  России21

Президент

Фотография

Срок президентства

Длительность правления

Партийность

1

Борис Николаевич Ельцин

10 июля 1991

9 августа 1996

3096 дней

Беспартийный 
КПСС (1961—1990)

9 августа 1996

5 ноября 1996

6 ноября 1996

31 декабря 1999[1]

Александр Владимирович Руцкой 
(исполняющий обязанности Президента)

22 сентября 1993[2]

4 октября 1993

13 дней

Беспартийный 
КПСС (1970—1991)

Виктор Степанович Черномырдин 
(исполняющий обязанности Президента)

5 ноября 1996[3]

6 ноября 1996

1 день

Наш дом — Россия 
КПСС (1966—1991)

2

Владимир Владимирович Путин

31 декабря 1999[4]

7 мая 2000

128 дней

Беспартийный 
КПСС (начало 1970-х — 1991) 
Председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия» 
(с 2008 по 2012, не является членом)

7 мая 2000

7 мая 2004

2922 дня

7 мая 2004

7 мая 2008

3

Дмитрий Анатольевич Медведев

7 мая 2008[5]

7 мая 2012

1461 день

Беспартийный 
КПСС (1986—1991)[6]

4

Владимир Владимирович Путин[7]

7 мая 2012

Действующий президент 
Срок истекает 7 мая 2018

Беспартийный 
КПСС (начало 1970-х — 1991) 
Председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия» 
(с 2008 по 2012, не являлся членом)


1 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 36.

2 Бобылева К.Н. Становление и развитие института президента Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2007. - № 1. - С. 87.

3 Васильева Н. Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 15-16.

4 О статусе Президента Российской Федерации: учеб. пособие / под общей редакцией О.А. Благо — Новосибирск: Индустриальное искусство, 2012. – С. 3.

5 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 36.

6 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 37.

7 Там же. - С. 37.

8 Куликова Ю.А. Институт президентства в Российской Федерации и странах снг: из истории вопроса //  Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 14. - С. 103.

9 Зуйков А.В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. 2008. - № 1(19). – С. 171.

10 О статусе Президента Российской Федерации: учеб. пособие / под общей редакцией О.А. Благо — Новосибирск: Индустриальное искусство, 2012. – С. 3.

11 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 19. - С. 39.

12 Колесников В.А. Президентская власть: к компаративному анализу российского и зарубежного опыта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7-2. - С. 119.

13 Полякова Т.М. Институт президентства в России и традиции политической власти // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2012.  - Т. 3. - № 2. - С. 206 -207.

14 Полякова Т.М. Институт президентства в России и традиции политической власти // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2012.  - Т. 3. - № 2.. - С. 212.

15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445

16 Хайруллина Л.И. Президент как политико-управленческий лидер: методологические аспекты исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - С. 13.http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/khayrullina.pdf

Информация о работе Институт президенства