Исследование молодежной политики на примере Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Как известно, государственная молодёжная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, которые направлены на формирование условий и возможностей для благоприятной социализации и результативной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, как следствие, на социально-экономическое и культурное развитие государства, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Главным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

Файлы: 1 файл

ФЭФ 1-5 Хренова.С.В Молодежная политика в Пензенской области.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

 

 

I. Содержание проблемы  и необходимость ее решения

программными методами

Программа "Молодежь Пензенской области (2004 - 2010 годы)" является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических  и организационных условий для  развития личности, поддержки молодежных объединений.

В период выполнения областной  программы "Молодежь Пензенской области (2001 - 2003 годы)" областными органами исполнительной власти совместно с городскими и  районными службами по делам молодежи муниципальных образований при  основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной  молодежной политики, отработаны механизмы  ее реализации.

В сфере нормативно-правового  обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный  закон "О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 N 727 "О мерах  государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи", Постановление  Правительства Российской Федерации  от 03.04.1996 N 387 "О дополнительных мерах  поддержки молодежи в Российской Федерации", Федеральная целевая  программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", доктрина Государственной молодежной политики Российской Федерации.

Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан  равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых  и других услуг продолжают нарастать  негативные тенденции в молодежной среде:

-ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в Пензенской области лишь 21,4 процента выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 52 процента имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;

-размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;

-сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;

-распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности Пензенской области и России в целом.

Анализ достигнутых в  ходе реализации областной программы "Молодежь Пензенской области (2001 - 2003 годы)" результатов и реального  положения молодежи в области  позволили определить приоритетные направления развития государственной  молодежной политики в Пензенской области  на ближайшие годы.

II. Сроки и этапы реализации  Программы

Программа будет выполняться  в 2004 - 2010 годах поэтапно.

На первом этапе (2004 - 2005 годы) предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:

-нормативно-методическое обеспечение городских и районных служб по делам молодежи исполнительных органов власти;

-развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи);

-создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;

-дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;

-поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;

-воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;

-подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни области, государственной деятельности и управлении;

-создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти всех уровней.

На втором этапе (2006 - 2010 годы) намечается осуществить следующие  мероприятия:

-создание основ системы ювенальной юстиции;

-внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;

-разработка в районах и городах области механизма решения жилищных проблем молодых семей;

-создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных, временных работ и молодежной практики;

-создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;

-повышение деловой активности молодежи.

 

III. Система программных  мероприятий

В мероприятиях Программы  предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационно-методическое, нормативно-правовое обеспечение.

В этой связи предусматриваются  следующие основные направления  реализации Программы:

-формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества;

-пропаганда отечественной истории и культуры;

-разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в систему общего и профессионального образования;

-развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;

-развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту жительства;

-координация и поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;

-поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы.

Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства  и содействие занятости молодежи:

-поддержка инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в районах и городах области;

-создание на областном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства;

-реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

-поддержка деятельности центров временной и сезонной занятости, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.

Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи:

-профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;

-расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;

-принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;

-создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

-развитие учреждений социального обслуживания молодежи;

-просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи:

-обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ;

-создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, лечения и реабилитации лиц, страдающих от наркотической зависимости;

-создание профильных (по интересам) лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробация специальных программ для молодых людей "групп риска";

-реализация программ и проектов по защите прав молодежи;

-социальная и психологическая адаптация молодых людей, подвергшихся негативному влиянию идей нетрадиционных религий.

Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового  молодежного спорта:

-организация работы детских оздоровительно-образовательных учреждений, экспериментальных площадок для внедрения новых педагогических технологий и методик дополнительного образования;

-реализация вариативных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха;

-поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни.

Развитие художественного  творчества молодежи:

-воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участие в культурной жизни общества;

-организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.

Международное молодежное сотрудничество:

-поддержка и развитие международных молодежных обменов, основанных на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии;

-развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ в сфере молодежной политики;

-организация международных молодежных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий, экологии.

Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью. Создание системы  информационного обеспечения молодежной политики:

-развитие учебных заведений, оказание им организационной и научно-методической поддержки;

-проведение исследовательских работ в сфере государственной молодежной политики;

-разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.

Создание условий для  эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических  преобразований в области. Поддержка  детских, молодежных и студенческих общественных объединений:

-информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;

-решение социально-экономических проблем студенческой молодежи;

-оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;

-организация лагерей для молодых интеллектуалов, исследовательских экспедиций для школьников во время каникул.

 

IV. Ресурсное обеспечение  Программы

Общий объем финансирования Программы - 71,56 млн. рублей, в том  числе 37,32 млн. рублей - из федерального бюджета; 30,74 млн. рублей - из бюджета  Пензенской области; 3,5 млн. рублей - из внебюджетных источников.

 

 

 

 

V. Механизм реализации  Программы

Управление реализацией  Программы осуществляется Управлением  молодежной политики, семьи и детства  Правительства Пензенской области.

Реализация Программы  осуществляется в соответствии с  Законом Пензенской области от 20 ноября 2000 года N 244-ЗПО "Об организации  закупки товаров (работ, услуг) для  областных государственных нужд и ведении реестров закупок" на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном  порядке Правительством Пензенской области с исполнителями программных  мероприятий.

 

VI. Организация управления  Программой

и контроль за ходом ее реализации

 

Управление молодежной политики, семьи и детства Правительства  Пензенской области во взаимодействии с Министерством образования  и науки Пензенской области, Министерством  культуры Пензенской области, Министерством  здравоохранения и социального  развития Пензенской области, Комитетом  Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму осуществляют организацию, координацию и контроль за реализацией  Программы, вносят в установленном  порядке предложения по уточнению  мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической  ситуации, обеспечивают контроль за целевым использованием финансовых средств, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий.

 

VII. Оценка эффективности  реализации Программы

Эффективность реализации Программы  оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.

Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:

-снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, уменьшить число разводов, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков;

-повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия;

-снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи;

-создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследуя молодежную политику в Пензенской области, мы можем

Информация о работе Исследование молодежной политики на примере Пензенской области