Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:09, реферат
Как известно, государственная молодёжная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, которые направлены на формирование условий и возможностей для благоприятной социализации и результативной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, как следствие, на социально-экономическое и культурное развитие государства, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Главным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Программа "Молодежь Пензенской области (2004 - 2010 годы)" является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений.
В период выполнения областной программы "Молодежь Пензенской области (2001 - 2003 годы)" областными органами исполнительной власти совместно с городскими и районными службами по делам молодежи муниципальных образований при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики, отработаны механизмы ее реализации.
В сфере нормативно-правового
обеспечения государственной
Вместе с тем в условиях
продолжающегося социального
-ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в Пензенской области лишь 21,4 процента выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 52 процента имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;
-размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;
-сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;
-распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности Пензенской области и России в целом.
Анализ достигнутых в ходе реализации областной программы "Молодежь Пензенской области (2001 - 2003 годы)" результатов и реального положения молодежи в области позволили определить приоритетные направления развития государственной молодежной политики в Пензенской области на ближайшие годы.
II. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться в 2004 - 2010 годах поэтапно.
На первом этапе (2004 - 2005 годы)
предусматриваются следующие
-нормативно-методическое обеспечение городских и районных служб по делам молодежи исполнительных органов власти;
-развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи);
-создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;
-дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
-поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
-воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;
-подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни области, государственной деятельности и управлении;
-создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти всех уровней.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) намечается осуществить следующие мероприятия:
-создание основ системы ювенальной юстиции;
-внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;
-разработка в районах и городах области механизма решения жилищных проблем молодых семей;
-создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных, временных работ и молодежной практики;
-создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;
-повышение деловой активности молодежи.
III. Система программных мероприятий
В мероприятиях Программы
предусматривается решение
В этой связи предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:
-формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества;
-пропаганда отечественной истории и культуры;
-разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в систему общего и профессионального образования;
-развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
-развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту жительства;
-координация и поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;
-поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы.
Пути решения жилищной
проблемы молодежи и молодых семей,
поддержка молодежного
-поддержка инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в районах и городах области;
-создание на областном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства;
-реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
-поддержка деятельности центров временной и сезонной занятости, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.
Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи:
-профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
-расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
-принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
-создание условий для психолого-медико-
-развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
-просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи:
-обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ;
-создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, лечения и реабилитации лиц, страдающих от наркотической зависимости;
-создание профильных (по интересам) лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробация специальных программ для молодых людей "групп риска";
-реализация программ и проектов по защите прав молодежи;
-социальная и психологическая адаптация молодых людей, подвергшихся негативному влиянию идей нетрадиционных религий.
Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта:
-организация работы детских оздоровительно-образовательных учреждений, экспериментальных площадок для внедрения новых педагогических технологий и методик дополнительного образования;
-реализация вариативных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха;
-поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни.
Развитие художественного творчества молодежи:
-воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участие в культурной жизни общества;
-организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.
Международное молодежное сотрудничество:
-поддержка и развитие международных молодежных обменов, основанных на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии;
-развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ в сфере молодежной политики;
-организация международных молодежных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий, экологии.
Развитие системы
-развитие учебных заведений, оказание им организационной и научно-методической поддержки;
-проведение исследовательских работ в сфере государственной молодежной политики;
-разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.
Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в области. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений:
-информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;
-решение социально-экономических проблем студенческой молодежи;
-оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;
-организация лагерей для молодых интеллектуалов, исследовательских экспедиций для школьников во время каникул.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы - 71,56 млн. рублей, в том числе 37,32 млн. рублей - из федерального бюджета; 30,74 млн. рублей - из бюджета Пензенской области; 3,5 млн. рублей - из внебюджетных источников.
V. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Управлением молодежной политики, семьи и детства Правительства Пензенской области.
Реализация Программы
осуществляется в соответствии с
Законом Пензенской области от 20
ноября 2000 года N 244-ЗПО "Об организации
закупки товаров (работ, услуг) для
областных государственных нужд
и ведении реестров закупок" на
основе государственных контрактов
(договоров), заключаемых в установленном
порядке Правительством Пензенской
области с исполнителями
VI. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление молодежной политики, семьи и детства Правительства Пензенской области во взаимодействии с Министерством образования и науки Пензенской области, Министерством культуры Пензенской области, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму осуществляют организацию, координацию и контроль за реализацией Программы, вносят в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивают контроль за целевым использованием финансовых средств, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:
-снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, уменьшить число разводов, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков;
-повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия;
-снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи;
-создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, исследуя молодежную политику в Пензенской области, мы можем
Информация о работе Исследование молодежной политики на примере Пензенской области