Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа
Под источником права понимается форма выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и доктрина.
Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье романа-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др.). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.
ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ - ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Под источником права понимается форма
выражения и существования
Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье романа-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др.). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.
С учетом недостатков
Судебный прецедент - это решение суда по конкретному спору, санкционируемое государством в качестве обязательного при рассмотрении иными судебными и административными органами аналогичных споров, определении правил поведения субъектов гражданского оборота.
Известное распространение
имеет и такой источник
Обычай - это длительное время
складывающееся и
Единым первичным источником гражданского права Республики Беларусь является нормативный акт, т.е. писаное и общеобязательное правило поведения в гражданском обороте. Обитай может быть источником гражданского права Республики Беларусь лишь в случаях, установленных законом. Доктрина, как источник гражданского права в Республике Беларусь официально не названо источником права, но иногда применяется.
Судебный прецедент в
НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Нормативный акт - это писаный
акт нормотворческого органа
республики, предусматривающий
Нормативные акты
Подзаконные акты - акты, принятые во исполнение законов, а в установленных случаях и в целях развития иди конкретизации положений закона. Такое деление предполагает соответствующую систему соподчиненности нормативных актов друг другу.
В качестве источников
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК
Действующая Конституция республики допускает в качестве источников права решения высших судебных инстанций республики. Но тем не менее это не судебный прецедент в строгом его понимании.
К решениям высших судебных инстанций республики. носящим общеобязательный и нормативный характер, относятся постановления Пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В частности, статьей 15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 5 июня 1991 г.(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусью 1991. № 21. Ст. 296; 1992. №34. Ст. 539; 1993. № 15. Ст.174) Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право определять подсудность хозяйственных и иных споров в пределах компетенции хозяйственных судов.
ОБЫЧАЙ
Обычай - это сложившееся правило поведения, санкционируемое государством в качестве источника права. От обычая следует отличать обыкновение, как сложившееся правило поведения, торгового оборота, известное сторонам гражданских правоотношений и используемое для выяснения действительной воли этих сторон. Ни законодательство, ни судебная практика, ни доктрина в Республике Беларусь не рассматривают обычай самостоятельным первичным источником гражданского права.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Это соглашения двух или более суверенных государств. признаваемые в установленном порядке источниками права в государстве. В Республике Беларусь источниками ее права являются такие международные договоры, которые ратифицированы в республике. В таком случае международный договор имеет большую юридическую силу над законами и иными нормативными актами республики.
Рассмотренный перечень источников гражданского права не является исчерпывающим, но применение других источников законом не предусмотрено.
Новые формы хозяйствования порождают новые виды источников права.
Поэтому знание
5 ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ
Действие закона, как и другого
нормативного акта, во времени продолжается
от момента его вступления в силу
(т.е. когда его предписания
Статья 34 Конституции Республики
Беларусь закрепляет за
жизни, состоянии окружающей
среды. Вместе с тем статья
52 Конституции устанавливает,
Законы Республики Беларусь
вступают в силу на всей
территории республики
По общему правилу
Указанный принцип обеспечивае
ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ
В ПРОСТРАНСТВЕ
Важно установить не только начало и конец действия нормативного акта, но и подлежит ли он применению на данной территории. Нормативный акт в зависимости от того, каким органом он издан, применяется либо на всей территории республики, либо на определенной ее части (область, город. район).
Гражданско-правовые акты
Нормативному акту или отдельным его нормам может быть установлена ограниченная сфера действия.
В отдельных случаях
ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ ПО ЛИцАМ
По общему правилу гражданско-правовые нормы распространяют свое действие на всех физических и юридических лиц, находящихся на той территории, на которых они действуют.
Однако некоторые нормы
19 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Юридическое лицо прекращается либо путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо (ликвидация), либо без подобного прекращения (реорганизация).
Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, то это значит, что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам) — правопреемнику ( правопреемникам).
Реорганизация
В соответствии с законодательством Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
При слиянии юридического лица с
другим юридическим лицом все
имущественные права и
При присоединении юридического лица
к другому юридическому лицу к
последнему переходят все имущественные
права и обязанности
При разделении юридического лица к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.
Одновременно с переходом
Решение о реорганизации юридического лица принимается либо высшим органом данного лица, либо собственником имущества данного лица, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, — судом.
Статья 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, реорганизация юридического лица в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия Министерства по антимонопольной политике.
При реорганизации к правопреемника
Реорганизация конкретного вида юридического
лица осуществляется в соответствии
с особенностями
Ликвидация
Ликвидация юридического лица, как правило, осуществляется: по истечении срока, на который оно создавалось, или после достижения целей, для реализации которых оно создавалось; по решению высшего органа юридического лица или собственника его имущества в зависимости от вида юридического лица; по решению суда по основаниям, указанным в законодательстве о конкретном виде юридического лица. Так, например. в соответствии с Законом "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" общество ликвидируется в случае признания недействительными регистрационных документов общества, в случае банкротства либо систематического осуществления действий, противоречащих целям
деятельности общества, или без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами Республики Беларусь, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства.
Кроме того. законодательством
Принятие решения о ликвидации не влечет за собой автоматически прекращения правоспособности юридического лица, оно имеет право совершать сделки до момента окончания процесса ликвидации, однако данные сделки должны быть направлены лишь на ликвидацию данного лица.
Ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь производится либо постоянным органом юридического лица, либо ликвидационной комиссией, назначаемой лицом (органом), принявшим решение о ликвидации.
Если ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, то лицо (орган), принявший решение о ликвидации, осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы, подписывает договор с членами комиссии. При этом членами ликвидационной комиссии могут являться как физические, так и юридические лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом (то есть ликвидационная комиссия становится временным органом юридического лица).