Источники гражданского права РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Под источником права понимается форма выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и доктрина.
Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье романа-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др.). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ - ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

Под источником права понимается форма  выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и доктрина.

Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье  романа-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др.). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.

 С учетом недостатков законотворческого  процесса в ряде других стран  основным источником права стал  судебный прецедент.

 Судебный прецедент - это  решение суда по конкретному  спору, санкционируемое государством в качестве обязательного при рассмотрении иными судебными и административными органами аналогичных споров, определении правил поведения субъектов гражданского оборота.

 Известное распространение  имеет и такой источник гражданского права как доктрина. Доктриной называется авторитетное мнение специалистов или ученых в области права.

 Обычай - это длительное время  складывающееся и поддерживаемое  народом и государством правило  поведения в гражданском обороте. 

 Единым первичным источником гражданского права Республики Беларусь является нормативный акт, т.е. писаное и общеобязательное правило поведения в гражданском обороте. Обитай может быть источником гражданского права Республики Беларусь лишь в случаях, установленных законом. Доктрина, как источник гражданского права в Республике Беларусь официально не названо источником права, но иногда применяется.

 Судебный прецедент в Республике  Беларусь, по общепризнанному мнению, не относится к источникам  гражданского права. 

 НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 Нормативный акт - это писаный  акт нормотворческого органа  республики, предусматривающий общеобязательные  правила поведения субъектов  гражданского оборота. Цели издания  нормативного акта - отражение и  закрепление в официальном источнике права складывающихся в обществе общественных отношений; придание этим отношениям общеобязательного характера; максимально возможное обеспечение условий дальнейшего прогрессивного развития данных отношений; изложение содержания соответствующих правоотношений; изменение или отмена ранее действовавших норм права.

 Нормативные акты подразделяются  на законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты  законодательного органа, имеющие  высшую юридическую сипу в  государстве. 

Подзаконные акты - акты, принятые во исполнение законов, а в установленных случаях и в целях развития иди конкретизации положений закона. Такое деление предполагает соответствующую систему соподчиненности нормативных актов друг другу.

 В качестве источников гражданского  права применяются не только акты, специально посвященные гражданским правоотношениям, но и отдельные нормативные акты иных отраслей права республики.

 

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 

Действующая Конституция республики допускает в качестве источников права решения высших судебных инстанций республики. Но тем не менее это не судебный прецедент в строгом его понимании.

К решениям высших судебных инстанций  республики. носящим общеобязательный и нормативный характер, относятся  постановления Пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В частности, статьей 15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 5 июня 1991 г.(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусью 1991. № 21. Ст. 296; 1992. №34. Ст. 539; 1993. № 15. Ст.174) Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право определять подсудность хозяйственных и иных споров в пределах компетенции хозяйственных судов.

ОБЫЧАЙ 

Обычай - это сложившееся правило  поведения, санкционируемое государством в качестве источника права. От обычая следует отличать обыкновение, как сложившееся правило поведения, торгового оборота, известное сторонам гражданских правоотношений и используемое для выяснения действительной воли этих сторон. Ни законодательство, ни судебная практика, ни доктрина в Республике Беларусь не рассматривают обычай самостоятельным первичным источником гражданского права.

 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ 

Это соглашения двух или более суверенных государств. признаваемые в установленном  порядке источниками права в  государстве. В Республике Беларусь источниками ее права являются такие международные договоры, которые ратифицированы в республике. В таком случае международный договор имеет большую юридическую силу над законами и иными нормативными актами республики.

 Рассмотренный перечень источников гражданского права не является исчерпывающим, но применение других источников законом не предусмотрено.

Новые формы хозяйствования порождают  новые виды источников права.

 Поэтому знание законодательства  о пределах действия нормативных актов имеет важное практическое значение.

 

5 ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ  ВО ВРЕМЕНИ 

Действие закона, как и другого  нормативного акта, во времени продолжается от момента его вступления в силу (т.е. когда его предписания становятся общеобязательными для исполнения) и до момента прекращения его применения.

 Статья 34 Конституции Республики  Беларусь закрепляет за гражданами  республики право на получение,  хранение и распространение полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной

 жизни, состоянии окружающей  среды. Вместе с тем статья 52 Конституции устанавливает, что  каждое лицо, находящееся на территории  республики, обязано соблюдать ее  Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

 Законы Республики Беларусь  вступают в силу на всей  территории республики одновременно  но истечении десяти лет после  их официального опубликования. 

 По общему правилу гражданский  закон, иной нормативный акт распространяются на отношения, которые возникают после их введения в действие, и обратной силы не имеют. Правоотношения, возникшие до введения в действие нового акта, подчиняются старому законодательству, действовавшему в то время.

 Указанный принцип обеспечивает стабильность правого регулирования, вносит определенность и устойчивость в общественную жизнь, является важной гарантией незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

 ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ 

В ПРОСТРАНСТВЕ

Важно установить не только начало и  конец действия нормативного акта, но и подлежит ли он применению на данной территории. Нормативный акт в  зависимости от того, каким органом  он издан, применяется либо на всей территории республики, либо на определенной ее части (область, город. район).

 Гражданско-правовые акты Национального  собрания Республики Беларусь  и республиканских органов государственного  управления действуют, как правило,  на всей территории республики. Акты местных органов власти  обязательны для исполнения на территории соответствующего Совета.

Нормативному акту или отдельным  его нормам может быть установлена  ограниченная сфера действия.

В отдельных случаях законодательство предусматривает возможность действия законов и других нормативных актов одного государства на территории другого государства см. п. 2.6).

 ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ  ПО ЛИцАМ 

По общему правилу гражданско-правовые нормы распространяют свое действие на всех физических и юридических  лиц, находящихся на той территории, на которых они действуют.

 Однако некоторые нормы распространяют  свое действие либо только  на граждан, либо только на  предприятия, организации - юридических  лиц. Например, правила о правоспособности  и дееспособности граждан и  др. Касаются только граждан, а нормы о праве полного хозяйственного ведения оперативного управления и др. - только предприятий и учреждений соответственно. В ряде случаев нормы гражданского права применяются не ко всем гражданам и юридическим лицам, а лишь к определенным их группам. Например, статья 530 Гражданского кодекса закрепляет право несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников на обязательную долю в наследстве. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г "О формировании и размещении заказов та поставку товаров для республиканских государственных нужд" распространяется, как правило, на государственные предприятия и организации.

 

 

19 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Юридическое лицо прекращается либо путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо (ликвидация), либо без подобного прекращения (реорганизация).

Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, то это значит, что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам) — правопреемнику ( правопреемникам).

 

Реорганизация

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

При слиянии юридического лица с  другим юридическим лицом все  имущественные права и обязанности  переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к  последнему переходят все имущественные  права и обязанности присоединенного  лица.

При разделении юридического лица к  созданным в результате этого  новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к вновь возникшему лицу переходят  все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.

Одновременно с переходом имущественных  прав и обязанностей юридического лица переходят и личные неимущественные  права, если это не противоречит сути этих прав.

Решение о реорганизации юридического лица принимается либо высшим органом данного лица, либо собственником имущества данного лица, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, — судом.

Статья 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, реорганизация юридического лица в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия Министерства по антимонопольной политике.

При реорганизации к правопреемникам переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. При этом о реорганизации должны быть оповещены все кредиторы.

Реорганизация конкретного вида юридического лица осуществляется в соответствии с особенностями законодательства о конкретном виде юридического лица.

Ликвидация

Ликвидация юридического лица, как  правило, осуществляется: по истечении срока, на который оно создавалось, или после достижения целей, для реализации которых оно создавалось; по решению высшего органа юридического лица или собственника его имущества в зависимости от вида юридического лица; по решению суда по основаниям, указанным в законодательстве о конкретном виде юридического лица. Так, например. в соответствии с Законом "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" общество ликвидируется в случае признания недействительными регистрационных документов общества, в случае банкротства либо систематического осуществления действий, противоречащих целям

деятельности общества, или без  надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами Республики Беларусь, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства.

Кроме того. законодательством устанавливаются  и иные основания для ликвидации отдельных видов юридических  лиц. В частности, юридическое лицо — объединение лиц — ликвидируется в случае, если количество его участников будет меньше предела, установленного законом.

Принятие решения о ликвидации не влечет за собой автоматически  прекращения правоспособности юридического лица, оно имеет право совершать сделки до момента окончания процесса ликвидации, однако данные сделки должны быть направлены лишь на ликвидацию данного лица.

Ликвидация юридического лица в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь производится либо постоянным органом юридического лица, либо ликвидационной комиссией, назначаемой лицом (органом), принявшим решение о ликвидации.

Если ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, то лицо (орган), принявший  решение о ликвидации, осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы, подписывает договор с членами комиссии. При этом членами ликвидационной комиссии могут являться как физические, так и юридические лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом (то есть ликвидационная комиссия становится временным органом юридического лица).

Информация о работе Источники гражданского права РБ