Источники гражданского права РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Под источником права понимается форма выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и доктрина.
Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье романа-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др.). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

По решению компетентных органов  ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан возможно в  порядке ответной меры (реторсии) для  граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности граждан Республики Беларусь.

Гражданская правоспособность лиц  без гражданства аналогична гражданской  правоспособности иностранных граждан. Отдельные изъятия в отношении  этих лиц могут быть установлены законодательными актами.

 

10 ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН

 

Под гражданской дееспособностью  понимается способность гражданина своими действиями приобретать права  и создавать для себя обязанности. Содержание гражданской дееспособности тесно связано с содержанием гражданской правоспособности. Если содержание гражданской правоспособности, как уже отмечалось, составляют права и обязанности, которые гражданин может иметь, то содержание гражданской дееспособности характеризуется способностью гражданина своими действиями эти права приобретать.

Кроме того, гражданская дееспособность включает способность не только приобретать, но и осуществлять права, не только создавать, но и исполнять обязанности. Содержание гражданской дееспособности определяется содержанием гражданской правоспособности. Если соответствующее право не входит в состав правоспособности гражданина, он не может осуществлять это право. Сделки, направленные на ограничение гражданской дееспособности, недействительны. Такого рода сделки не имеют юридической силы. В отличие от гражданской правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, гражданская дееспособность в том или ином объеме устанавливается в зависимости от возраста граждан, состояния здоровья. В связи с этим различают:

полную дееспособность; неполную (частичную) дееспособность.

Полная дееспособность - способность  гражданина своими действиями приобретать  и осуществлять любые предусмотренные  законом гражданские права, либо хотя и не предусмотренные, но не противоречащие общим началам законодательства, а также принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Полная дееспособность возникает  с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Действующее  законодательство знает лишь одно исключение из этого общего правила: лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак. Но если брак признан недействительным, гражданин в возрасте до 18 лет утрачивает приобретенную им полную дееспособность.

Неполная (частичная) дееспособность характеризуется тем, что за гражданином  признается право приобретать и  осуществлять своими действиями гражданские  права и обязанности, но в установленном  порядке. Такой дееспособностью  наделены несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет.

Они могут совершать сделки, в  частности, вправе продать имущество, заключить договора займа и т.п., но с согласия родителей. При этом согласие требуется не обоих родителей (усыновителей), а одного из них.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет имеют право (независимо от согласия родителей, усыновителей или попечителей) совершать мелкие бытовые сделки. Они могут также самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, пенсией, осуществлять авторские права на произведения науки, литературы, искусства и иные результаты интеллектуальной деятельности.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет самостоятельно отвечают за вред, причиненный их действиями. Однако если у несовершеннолетнего  нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, имущественная ответственность возлагается на его родителей (усыновителей), или попечителя, если они не докажут, что вред возникне по их вине.

Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. От имени таких несовершеннолетних сделки совершаются их родителями (усыновителями) или опекунами.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 15 лет, отвечают его родители (усыновители), опекуны либо учебные  заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под надзором которых находится несовершеннолетний.

Дееспособность гражданина может  быть ограничена по основаниям и в  порядке, предусмотренных законом. Ограничение гражданской дееспособности происходит в судебном порядке и применяется к лицам, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

При ограничении дееспособности гражданин  лишается способности своими действиями приобретать права и создавать для себя некоторые обязанности.

Гражданин, ограниченный в дееспособности, может со

 Под бытовыми понимаются  сделки, направленные на удовлетворение  обычных потребностей несовершеннолетнего:  приобретение продуктов питания,  учебников, канцелярских принадлежностей, ремонт одежды, обуви и т. превышать сделки по распоряжению имуществом, а также получать зарплату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими только с согласия попечителя, за исключением мелких бытовых сделок. Если гражданин перестал злоупотреблять спиртными или наркотическими средствами, суд отменяет ограничение его дееспособности.

Отмена судом ограничения дееспособности происходит и в случае, когда семья  лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (например, в связи с расторжением брака), отпала обязанность предоставлять средства на ее содержание.

С отменой ограничения гражданской  дееспособности отменяется и попечительство.

Недееспособным по решению суда признается гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими.

С заявлением в суд о признании  гражданами недееспособным могут обратиться члены семьи этого гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение.

Признание гражданина недееспособным вызывает утрату дееспособности в полном объеме. Закон не оставляет такому гражданину право самостоятельно совершать  даже мелкие бытовые сделки. . От имени  недееспособного сделки совершает  его опекун.

В случае выздоровления гражданина, признанного недееспособным, суд  отменяет решение о признании  его недееспособным. Вместе с этим отменяется и опека, установленная  над ним.

 

16ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО  ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

Правоспособность юридического лица означает способность иметь гражданские права и обязанности. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания.

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) или  специальной.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе иметь лишь такие права и нести лишь такие обязанности, которые соответствуют цели, указанной в законе о данном лице или уставе лица".

Законодательство Республики Беларусь признает за юридическими лицами Республики Беларусь лишь специальную правоспособность: "юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности" (статья 28 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Аналогичное положение установлено и в законах Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью", "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" и др.

Однако применительно к хозяйственным организациям Республики Беларусь законодательство и правовая практика переходят к широкому пониманию "цели деятельности" данных лиц, толкуя ее как любые действия, не запрещенные законом, направленные на получение прибыли (дохода). Вследствие этого правоспособность подобных организаций охватывает обычно весь спектр правоотношений, присущих

гражданскому обороту, за исключением  тех сделок, осуществление которых  запрещено государством, либо сделок, свойственных лишь юридическим лицам  определенного вида, либо сделок, которые могут совершать лишь граждане. Поэтому, несмотря на то, что в законодательстве по-прежнему проводится принцип специальной правоспособности хозяйственных организаций, на сегодняшний день их правоспособность фактически является универсальной (с учетом тех особенностей, которые были указаны выше). Однако если учредитель (высший орган) юридического лица определяет цель его деятельности не как общую ("извлечение прибыли"), а указывает на конкретный вид деятельности ,то правоспособность данного лица действительно является специальной.

Государственные органы — юридические  лица в гражданско-правовой сфере  также могут осуществлять лишь сделки, соответствующие целям данных лиц. Поэтому (учитывая, что основное их предназначение — реализация властных функций государства), данные лица в положениях обычно ограничиваются в возможности осуществления хозяйственной деятельности (государственные органы, естественно не должны выступать в роли лиц, производящих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги).

 

18 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

Возникновение юридических лиц  определяется законодательством. Процесс  возникновения юридических лиц

включает реализацию воли лиц, создающих  юридическое лицо (в порядке, определяемом законодательством) и выполнение условий, установленных государством через законодательство. При этом юридические лица создаются либо как первоначальные юридические лица, либо как юридические лица, образованные в результате реорганизации существующих юридических лиц.

Исходя из законодательства на территории Республики Беларусь можно выделить четыре порядка возникновения юридических  лиц.Государственно-распорядительный порядокГосударственно-распорядительный порядок создания юридического лица заключается в том, что государство, выступая в качестве учредителя юридического лица, совмещает реализацию воли на создание юридического лица и выполнение условий для его создания в едином акте.

В государственно-распорядительном порядке  возникают все государственные  органы, поскольку в актах законодательства Республики Беларусь, регулирующих деятельность данных органов, указывается, что тот или иной орган является юридическим лицом (если такого указания в акте законодательства нет, следовательно, нет оснований рассматривать возможность участия такого органа в гражданских отношениях).Разрешительный порядокРазрешительный порядок создания юридического лица заключается в том, что юридическое лицо возникает лишь в том случае, если на это последует особое решение государственного органа (разрешение на создание). То есть государство в лице его органов решает вопрос не только о законности создания юридического лица, но и о целесообразности его возникновения. Явочно-нормативный (регистрационный) порядок Явочно-нормативный (регистрационный) порядок создания юридического лица предусматривает принятие решения лицом либо группой лиц об образовании юридического лица соответствующего вида (наличие направленности воли на создание юридического лица); проведение необходимых процедур, связанных с образованием данного лица, в частности утверждение устава; и, наконец, регистрацию юридического лица (регистрацию устава юридического лица)*. Регистрация юридического лица (устава юридического лица) заключается во внесении в государственный реестр важнейших сведений о создаваемом юридическом лице: его наименовании, месте нахождении и т.д. С этого момента созданная организация приобретает права юридического лица.

Явочный порядокЯвочный порядок создания юридического лица наблюдается в  случае наделения определенного объединения (имущества) правами юридического лица при условии прямого указания в законе на возможность создания в таком порядке юридического лица и соответствующего проявления воли лица (либо группы лиц) на создание субъекта права.

1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Вся совокупность действующих правовых норм делится на отдельные отрасли (части), регулирующие определенный круг; общественных отношений и составляющие систему права.

 Гражданское право как одна  из отраслей права имеет свой предмет правового регулирования, т.е. определенный круг общественных отношений и обусловленный характером этих отношений набор приемов и средств правового регулирования. Иными словами, гражданское право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

 Круг общественных отношений,  регулируемых гражданским правом, определяется в Гражданском кодексе. 

 Гражданское законодательство  регулирует основанные на равенстве  участников имущественные и связанные  с ними личные неимущественные  отношения. В случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство регулирует и иные личные неимущественные отношения.

 Предметом гражданского права  являются следующие группы отношений: 

 основанные на равенстве  участников имущественные отношения; 

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;

 некоторые личные неимущественные  отношения, не связанные с имущественными.

 Гражданское право регулирует  две группы личных неимущественных  отношений. Первая из них - это  личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. К ним относятся отношения по поводу авторства и использования продуктов интеллектуальной творческой деятельности (интеллектуальной собственности), отношения по поводу авторства на изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания. произведения науки, литературы и искусства.

 Личные права авторов (право  авторства, право на неприкосновенность  произведения и т.д.) и имущественные  отношения, возникающие в связи  с использованием продуктов творчества, неразрывно связаны между собой. И поскольку эти имущественные отношения имеют товарно-денежную форму и регулируются гражданским правом, постольку и связанные с ними личные неимущественные отношения становятся предметом регулирования этой отраслью права.

 Вторая группа - личные неимущественные  отношения. не связанные с имущественными, регулируются гражданским правом  лишь в случаях, прямо указанных  в законе. Гражданский кодекс  предусматривает, в частности,  защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина или организации, а также интересов гражданина, изображенного в произведении изобразительного искусства.

Информация о работе Источники гражданского права РБ