История формирования судов в России: их основные функции, социальное и политическое предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

В каждом городе во главе власти стояли князья, они и сделались источниками суда и расправы. Естественно, решать все тяжбы лично князь не мог физически, поэтому он назначал себе помощников -- тиунов и посадников. Приговор выносился на основании обычаев, сложившихся еще в родоплеменном строе славян. Русская Правда, к примеру, была сборником именно обычного права. Судопроизводство велось почти всегда устно. Обжаловать решения тиунов и посадников теоритически было возможно, но на практике князья далеко не всегда принимали такие жалобы.

Файлы: 1 файл

История формирования судов.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

История формирования судов  в России: их основные функции, социальное и политическое предназначение

1.1 Суды Киевского периода

В каждом городе во главе власти стояли князья, они и сделались источниками суда и расправы. Естественно, решать все тяжбы лично князь не мог физически, поэтому он назначал себе помощников -- тиунов и посадников. Приговор выносился на основании обычаев, сложившихся еще в родоплеменном строе славян. Русская Правда, к примеру, была сборником именно обычного права. Судопроизводство велось почти всегда устно. Обжаловать решения тиунов и посадников теоритически было возможно, но на практике князья далеко не всегда принимали такие жалобы.

Суд, который производил сам  князь и его посадники и  тиуны, носил чисто формальный характер. Судья никогда не вдавался в глубокий анализ предоставленных доказательств. Если они были предоставлены -- значит им следовало верить. Пришедший к князю человек в синяках, мог обвинить любого в том, что его избили и уже обвиняемый должен был предоставить свидетелей, которые подтвердят, что это избитый сам начал драку. Если свидетелей не было, то обвиняемый признавался виновным.

При отсутствии доказательств  у тяжушихся сторон вопрос решался судебным поединком - "полем" или же "ордалией" - божественным испытанием. Победивший считался поддержаным богами (позднее Богом), а следовательно правым. Широко распространенной была судебная клятва.

Суд в Древней Руси был  пассивным. Никакое судебное разбирательство  не начиналось по его воле.

После вынесения приговора  суд часто предоставлял самому потерпевшему осуществить восстановление своего права: получить деньги, увести к себе домой в холопство должника и  продать его, нанести физический вред преступнику и т.д.

Важным этапом в развитии судебной системы России было появления  церковных судов после принятия христианства. К ведению таких судов относилось множество преступлений: многоженство, самовольный развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество, кража невест, изнасилование, блуд, кровосмешение, поджоги, скотоложство, преступления внутри семьи. Судебные функции в таких судах осуществляли епископы, а аппеляционной инстанцией и судом по делам самих епископов был собор епископов во главе с митрополитом.

1.2 Суды периода Московского Государства

Поскольку в удельный период преступления рассматривалось как  в первую очередь нанесение материально  или физического вреда человеку, постольку и наказание назначалось  лишь для компенсации ущерба. Суды кормили сами себя, взимая определенные суммы из штрафов в свою пользу. Неудивительно, что в этой ситуации судьи были материально заинтересованы в том, чтобы вести как можно  больше дел, специально затягивая их с целью извлечения прибыли. А  в условиях феодальной раздробленности  и отсутствия как бы то ни было централизованной власти, самоуправство судей было вовсе ни чем не ограниченно.

Но после периода феодальной раздробленности на Руси начался  постепенный процесс централизации. В состав Московского княжества  медленно но верно включались все новые и новые земли. Для управления и сохранения таких обширных территорий требовалось создать единый аппарат власти и управления, в том числе нужна была и единая судебная система. Преступление стало рассматриваться не только как причинение материального ущерба потерпевшему но и как нарушение законов государства, деяние против государственной воли, которое необходимо пресечь в будущем. Следовательно, изменилось и наказание. Теперь его целью стало не возмещение ущерба, а возмездие преступнику и устрашение других людей. Наказания стали гораздо более жестокими, вводилось множество телесных кар, распространенной стала смертная казнь, так по судебникам 1497 и 1550 годов она назначалась за убийства, конокрадство, крупные кражи, государственные преступления. Состязательный процесс постепенно сдает свои позиции, начинает применяться новый тип судопроизводства -- инквизиционный. Для него характерно лишение обвиняемого всех прав (в том числе и права защищать себя) и объединение функций судьи, обвинителя и защитника в одном лице. Возбуждение дела оформлялось "зазывной грамотой", которая давала право задержать обвиняемого и доставить в суд или "погонной грамотой" (приказ местным властям найти и схватить обвиняемого). Сбором доказательств занимался сам суд, судоговорение превратилось в допрос и очную ставку, для получения признаний активно применялись пытки.

Все судопроизводство становится письменным. Судьям предписывалось руководствоваться  едиными сборниками правовых норм -- Судебниками, что существенно ограничивало их самоуправство.

Основными источниками правовых норм этого периода были Судебники 1497 и 1550 годов, а также Соборное Уложение 1649 года. Судебник был сборником прежде всего уголовных и уголовно-процессуальных норм. Второй Судебник развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства, и по сути является его расширенной и дополненной версией.

Сама судебная система  представляется чуть более сложной, нежели в предыдущий период. Высшими  судебными органам московского  государства были: Царь, Боярская Дума, Приказы.

В местных судах, по первому  Судебнику, заседали наместники и волостели, то есть управляющие должностные  лица. Существовал институт разъездных судей -- наместничьих тиунов, которые путешествовали по деревням и вершили правосудие на местах. По Судебнику 1550 года, судебные функции на себя приняли воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты в тех городах, где они существовали. На судебных заседаниях должны были присутствовать "лучшие люди", которые исполняли контрольные функции -- следили за справедливостью судебного решения, соблюдением законов и так далее.

В соответствии с земской  реформой Ивана IV, учреждались выборные земские власти, совмещавшие административные и судебные функции. Среди них  тоже существовала своя иерархия, которая  основывалась на размере подвластной  территории.

В округах правосудие вершили  излюбленные головы, в городах  и посадах -- излюбленные старосты, в селах -- земские судьи.

Выборные судьи производили  судопроизводство по гражданским и  мелким уголовным делам. Их власть распространялась только на жителей подсудной им округи. Иски по делам посторонних людей  направлялись в соответствующий  приказ в Москву.

По разбойным делам, а  позже и по делам об убийствах  и кражах, существовали специальные "губные" суды. Таким образом гражданское и уголовное судопроизводство было пусть и не полностью но разделено.

Суд перестает быть пассивным  органом. В инквизиционном процессе следствие, дознание, поимку обвиняемых и так далее. брали на себя государственные служащие, они же приводили приговор в исполнение. В гражданском процессе появляются судебные приставы, которые были ответственны за приведение ответчика в суд.

1.3 Судебная система Российской  Империи

Имперский период российского  государства продолжается с 1721 года по 1917. Несмотря на сложность данного периода, всю историю развития судебной системы Российской Империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Дореформенный период. Рассмотрим систему судебных органов При Петре I от высших судов к низшими. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации. Попытка, впрочем, неудачная, так как во главе этих судов стояли губернаторы, представлявшие исполнительную власть в губернии.

Судебный процесс по-прежнему делился на два вида: розыскной  и состязательный. Первый применялся теперь почти по всем уголовным делам. Второй -- по гражданским спорам. Вводится новая система оценки доказательств. Свидетели перестают быть лицами, которые должны помочь сославшейся на них стороне, а теперь являются лицами официальными, то есть они обязаны явиться в суд и подтвердить или опровергнуть перед судом какой-либо спорный факт. Все доказательства теперь рассматриваются согласно "формальной теории оценки доказательств" - законом устанавливается формальная сила всех доказательств. Суду остается только убедиться, что установленные факты попадают под определение действительных доказательств, а их совокупность достаточна для вынесения определённого приговора. Судебные заседания проходили в закрытом порядке.

После смерти Петра, судебная система принципиально не менялась вплоть до 1864 года. От идеи разделения судов пришлось отказаться по ряду политических и экономических причин. При Екатерине II суды приобрели сословный  характер. Для каждого сословия создавался свой судебный орган. Все суды делились на две палаты -- гражданскую и уголовную. Кроме того существовал еще бессословный Совестный суд -- призванный решать дела в примирительном порядке.

На протяжении лет, проблемы, изначально заложенные в судебной системе Российской Империи все более усиливались.

Пореформенный период. Основными  документами судебной реформы 1864 года являлись: Учреждения судебных установлении, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Были провозглашены новые принципы судопроизводства: независимость суда от администрации, бессословность суда, установление прокурорского надзора, введение присяжных заседателей, отделение предварительного следствия от суда, устность и гласность процесса, участие в процессе обвинения и зашиты и недопустимость слияния роли защитника и обвинителя в одном лице, равенство сторон, ликвидировалась формальная оценка доказательств и вводился принцип свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела, устанавливалась презумпция невиновности. Полному реформированию подверглись все судебные органы государства. На местном уровне действовали мировые суды и съезды мировых судей. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.

На более высоком уровне находились окружные суды (действовавшие  в пределах судебных, а не административных округов) и судебные палаты. Окружной суд состоял из гражданской и  уголовной палаты. Уголовная палата в свою очередь делилась на коронный суд и суд присяжных заседателей. В окружном суде рассматривались  почти все уголовные и гражданские  дела, выходившие за компетенцию мировых  судей. Заседания суда проходили  коллегиально (два судьи и один председатель). Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи. Судьями таких судов были как правило дворяне. Они назначались императором по представлению министра юстиции.

Над всеми судебными органами Российской Империи находился Сенат. Например, он разбирал дела о преступлениях  высших должностных лиц

Для рассмотрения дел о  государственных преступлениях  особой важности, указом Императора мог  быть создан специализированный суд: Верховный  уголовный суд.

Император, что совершенно естественно для абсолютизма, стоял  во главе всей судебной системы.

В период контрреформ, законодатели частично восстановили состояние судебной системы до 1864 года. Суды по особо важным делам стали проходить в особом порядке, было ограничена несменяемость судей и увеличина их зависимость от администрации: высшему дисциплинарному присутствию предоставлено право увольнять судей без прошения не только за служебные проступки, но и за противные нравственности и предосудительные служебные проступки. Так, губернаторы могли объявлять территории на особом положении, во время действия которого все преступники подлежали суду военного суда, который, не вникая особо в суть дела, быстро выносил обвинительные приговоры. Происходило уменьшение подсудности дел присяжным заседателям, сначала из их ведения были изъяты политические дела (присяжные нередко оправдывали преступников), а затем и ряд других дел.

1.4 Судебная система СССР

В некоторых регионах сохранялись  еще дореволюционные суды, например, мировые. Во многих губерниях существовали разные по полномочиям суды. В целом  судебная система сразу после  революции была не проработанной  и бессвязной.

Первым нормативным актом, внесшим хоть какую-то системность  в организацию суда, был декрет СНК 22 ноября 1917 года "О суде". Первая и вторая его статьи приостанавливали действие мировых судов и отменяли все остальные суды. Вместо мировых  судов учреждались местные суды, судьи которых избирались на основе прямых демократических выборов.

Статья №6 создавала рабочие  и крестьянские революционные трибуналы. Для проведения следственных мероприятий  при оных учреждались особые следственные комиссии. Позже система рев. трибуналов неоднократно менялась, в частности был создан Верховный трибунал.

Второй декрет о суде от 15 февраля 1918 года расширил и дополнил первый. Согласно нему, для рассмотрения дел, выходивших за рамки компетенции  Местных Судов, образовывались Окружные Народные Суды, члены которых избирались местными СРСКД (Советы Рабочих Солдатских и Крестьянских Депутатов).

Позже был принят третий по счету декрет, который значительно  расширил юрисдикцию местных судов. Вместо областных народных судов  учреждался Единый Кассационный Суд.

30 ноября 1918 года на территории  каждого района создается Единый  Народный Суд, который рассматривал  все уголовные и гражданские  дела и являлся основным судебным  звеном того времени. 

Таким образом к 20 годам 20 века на территории РСФСР действовали две ветви судебной системы: Народные Суды, Советы Народных Судей губернии, Единый Кассационный Суд и различные революционные трибуналы.

Согласно положению о  судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года, на территории РСФСР действовали  следующие суды: Народные Суды, Губернские (позже Краевые и Областные) Советы Народных Судей и Верховный Суд  РСФСР.

Информация о работе История формирования судов в России: их основные функции, социальное и политическое предназначение