История формирования судов в России: их основные функции, социальное и политическое предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

В каждом городе во главе власти стояли князья, они и сделались источниками суда и расправы. Естественно, решать все тяжбы лично князь не мог физически, поэтому он назначал себе помощников -- тиунов и посадников. Приговор выносился на основании обычаев, сложившихся еще в родоплеменном строе славян. Русская Правда, к примеру, была сборником именно обычного права. Судопроизводство велось почти всегда устно. Обжаловать решения тиунов и посадников теоритически было возможно, но на практике князья далеко не всегда принимали такие жалобы.

Файлы: 1 файл

История формирования судов.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

После образования СССР и  принятия первой Конституции, Верховный  Суд РСФСР стал Верховным судом  СССР, а к старым его функциям прибавилась функция контроля за соблюдением положении Конституции. В его состав входили: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия, железнодорожная коллегия и воднотранспортная коллегия и Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР, образованное для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности и для рассмотрения дел членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР.

В годы Великой Отечественной  Войны судебная система потребовала  срочной реорганизации, дабы отвечать жестким требованиям военного времени. Все дела рассматривались в течение 24 часов после вручения обвиняемому  обвинительного заключения, а приговоры (кроме высшей меры наказания) приводились  в исполнение немедленно и обжалованию  не подлежали. В случае, когда выносился  приговор о смертной казни, военный  трибунал обязан был сообщить о нем  в военную коллегию. Если в течение 72 часов приговор не приостанавливался, то он приводился в исполнение. Создавались  новые военные трибуналы в  рамках армий, дивизий, корпусов и так  далее. Целью их создания было максимально  быстрое наказание всех, кто посягал  на обороноспособность страны.

Во главе системы военных  трибуналов стояла Военная Коллегия Верховного Суда СССР. Она разбирала  особо важные дела в первой инстанции, была кассационной инстанцией для военных  трибуналов в местностях не объявленных на военном положении, и надзорной инстанцией для остальных трибуналов.

В послевоенный период, большая  часть военных трибуналов (1953 год) и транспортные суды (1957 год) были упразднены, упрощенный порядок рассмотрения дел  по государственным преступлениям  отменялся. Дела Мин Юса СССР передавались в Минусы республик, (позже, после  ликвидации и Минусов республик, в верховные суды республик) а  само министерство ликвидировалось (1956 год). Дела по организации судебной деятельности были возложены на областные  суды.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года, в составе Верховных судов  союзных (и автономных) республик, областных (краевых) судов и судов автономных областей были образованы президиумы, которые выполняли функции по рассмотрению в порядке надзора  дел, опротестованных главными прокурорами  СССР и республик, а также председателями Верховного Суда СССР и республик. Таким образом, областные суды три функции: функция судов первой инстанции, функция кассационной инстанции по делам низших судов (районных, городских) и функция по обеспечению деятельности судов.

В 1970 году Министерство Юстиции  СССР было восстановлено, и выполняло  функции по организации деятельности судов. Всего к 1977 году, по Конституции  СССР 1977 года, на территории СССР действовали  следующие суды: Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Первым звеном в этой системе  судов были народные суды. Они рассматривали  наиболее широкую категорию дел: почти все уголовные дела, дела об административных нарушениях, гражданские  споры. Народными эти суды назывались потому, что в их заседаниях участвовали  народные заседатели, приравненные в  правах к судьям. Вторым звеном выступали  областные, краевые, автономной области  или национального округа суды (в  зависимости от статуса территории, на которой они располагались). Они могли выступать в качестве судов первой инстанции по особо важным делам, в качестве надзорной и кассационной инстанции по отношению к народным судам.

Следующим звеном были Верховные  суды союзных республик. Они осуществляли надзор за всеми остальными судами на территории республики, организовывали их работу, давали разъяснения.

Высшим звеном судебной системы  был Верховный Суд СССР. Он следил за судебной деятельностью судебных органов СССР, давал разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал постановления и решения Верховных судов республик на предмет соответствия общесоюзному законодательству, дает заключение о противоречии законов и постановлений союзных республик конституции СССР, разрешает судебные споры между союзными республиками, разрешает споры между судебными органами республик, разрешает в первой инстанции дела по преступлениям высших должностных лиц.

2. Судебная система Российской  Федерации

Основные задачи судов  Российской Федерации это укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, защита от посягательств закрепленных в Конституции Российской Федерации общественного, политического и экономического строя. Суды должны защищать социально-экономические, политические, личные и иные права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в конституции, законах и подзаконных актах. Суды защищают законные интересы государства и частных организаций.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом в лице судей и  привлекаемых к правосудию присяжных, народных и арбитражных заседателей, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть является независимой ветвью власти. Непосредственно  сама судебная система устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Судьи обладают единым статусом, который устанавливается Конституцией Российской Федерации, законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей  в Российской Федерации" и федеральным  конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Между собой судьи  отличаются только полномочиями и компетенцией. Все судьи РФ независимы, несменяемы и неприкосновенны.

Все суды Российской Федерации  можно условно разделить на три  группы:

1. Суды общей юрисдикции

2. Арбитражные суды

3. Конституционный суд  и Конституционные (уставные) суды  субъектов РФ

2.1 Суды общей юрисдикции

Они рассматривают наибольшее количество судебных дел в РФ, решают все гражданские споры, кроме  споров вытекающих из предпринимательских и иных экономических правоотношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными к компетенции арбитражных судов, и все уголовные дела.

Система судов общей юрисдикции представлена следующими звеньями: Верховный  Суд Российской Федерации, суды субъектов  РФ, районные (городские) суды, мировые  суды. В систему судов общей  юрисдикции дополнительно входит группа военных судов, которая включает в себя: Верховный Суд РФ, военные (флотские) окружные суды и гарнизонные  военные суды.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом (высшим звеном) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Следующее звено судов  общей юрисдикции -- это верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и суды автономных округов. Эти суды создаются по одному на каждый субъект Российской Федерации и рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются непосредственно нижестоящей инстанцией по отношению к Верховному Суду РФ.

Третье звено формируют  районные (городские) суды. Они создаются  в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного административного  района или города. Районные суды подчиняются  судам субъекта РФ и являются вышестоящей  инстанцией по отношению к мировым  судам.

Самое низшее звено судов  общей юрисдикции - это мировые  суды. Мировые судьи действуют  в пределах судебных участков, которые  создаются из расчета численности  населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. Такие суды рассматривают уголовные дела, наказание  по которым не превышает трех лет  лишения свободы, дела о расторжении  брака, если между супругами отсутствует  спор о детях, имущественные споры, если размер иска не превышает ста  тысяч рублей, и прочие незначительные гражданские и административные дела.

Параллельно с вышеперечисленными судами в систему судов общей  юрисдикции входят военные суды, которые  осуществляют судебную власть в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и  федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Система военных судов  общей юрисдикции состоит из трех звеньев: Верховного Суда РФ, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных  военных судов.

2.2 Арбитражные суды

Целью создания института  арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности и содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, защита прав и законных интересов  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Такие задачи создают весьма специфическую компетенцию арбитражных  судов. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным Процессуальным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации. Высшее звено  системы арбитражных судов в  РФ. Этот суд в рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании правовых актов высших органов исполнительной власти, которые нарушают права и законные интересы граждан в сфере экономической деятельности.

Федеральные арбитражные  суды округов. Такие суды охватывают несколько субъектов РФ, общее  их количество -- 10. Они являются вторым звеном системы арбитражных судов  в РФ. Такие суды в кассационном порядке проверяют законность судебных актов по делам, рассмотренными нижестоящими арбитражными судами, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, и подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов.

Следующим звеном выступают  арбитражные апелляционные суды. Они являются судами по проверке в  апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых ими  в первой инстанции. Такие суды создаются  по два на каждый арбитражный округ (всего 20 судов).

Последнее и самое низшее звено системы арбитражных судов -- это арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Они создаются на территории республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. К полномочиям относятся рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики.

2.3 Конституционные суды

Это судебные органы конституционного контроля осуществляющие судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Их деятельность направленна на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Такие суды решают исключительно вопросы права.

Суд состоит из 19 судей, которых  назначает Совет Федерации на неопределенный срок. Конституционный  Суд РФ разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. Палат  две, в одной 10, в другой 9 судей. В  пленарных заседаниях участвуют  все судьи. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации  создается по инициативе субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Такие  суды финансируются из бюджета соответствующего субъекта. Порядок формирования, действия и другие вопросы регламентируются федеральными законами субъектов РФ.

Информация о работе История формирования судов в России: их основные функции, социальное и политическое предназначение