История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Ратный подвиг в Великой Отечественной войне, пафос ее всемирно-исторической победы, выход социализма на широкую мировую арену, трудовой энтузиазм хозяйственного восстановления страны стимулировали рост социально-политечского, духовно- нравственного самосознания советского народа, вселяли чувство гордости и самоуважения, воочию свидетельствовали, что люди не винтики, а решающая сила движения истории. Объективный процесс роста народного самосознания потенциально содержал в себе угрозу тоталитаризму, безграничной личной власти, произвольному манипулированию обществом, неизбежного краха режима «сталинщины» как системы.

Содержание работы

Введение. 3
1. Борьба за власть весной 1953 года. Реалии политической жизни 1953 года. 5
1.1 Политика партии по осуждению культа личности. 5
1.2 Июльский Пленум ЦК КПСС. Возвышение Хрущева. 8
1.3 Основные проблемы, назревшие к весне 1953 года. 10
2. XX Съезд и его роль в дальнейшем развитии общества. 11
2.1 Неудавшийся переворот. 14
3. Три глобальных проблемы и пути их решения. 15
3.2 Жилищный вопрос. 17
3.3 Наука. 18
3.4 Проект программы реорганизации производства. 19
4. Опыт и уроки аграрной политики, как индикаторы реформ 1953-1964 года. 26
4.1 Суть агарной политики и ее результаты. 26
4.2 Три сверхпрограммы и их полный провал 29
4.3 Общие причины провала реформ на примере аграрной политики. 31
Заключение. 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Контр. история гос управления.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 Особое внимание  проектных организаций, архитекторов, инженеров обращалось на обеспечение  в архитектурно-строительном деле  простоты, строгости форм, экономичности решений. Подсчеты показывали, что при строительстве жилых домов по экономичным проектам и рациональном сооружении целых кварталов и улиц индустриальными методами стоимость одного квадратного метра жилой площади снижалась на 10-15 процентов, то есть при тех же затратах ресурсов на каждые сто домов можно было построить еще десять.

 Размах нового  строительства приобрел значительные  масштабы.

 Если в  1951-1955 годах в городах и поселках  в среднем за год вводилось  общей жилой площади 30,4 миллиона  кв.м., то в 1957 году было введено  52 млн. Особенности в жилищном  строительстве 50-х годов были следующие: во-первых, если абсолютный размер увеличения жилья на 10 миллионов м.кв. в начале 50- годов удалось осуществить только за пять лет, то во второй половине такой прирост дополнительного жилья получали практически ежегодно; во-вторых, в последующие пятилетки не удалось удержаться на таком высоком уровне жилищного строительства.

 3.3 Наука.

 

 Одно из  центральных мест в деятельности  КПСС в 50-е годы занимали  проблемы, связанные со стимулированием  научно- технического прогресса  и его широким применением  в народном хозяйстве. В конце  50-х годов советская наука получила важные положительные результаты в ряде областей прикладных знаний, в том числе в области полупроводников, электронно-вычислительных машин. Ярким свидетельством высокого научного и технического уровня производства явились запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос. Широко использовались новейшие достижения науки и техники в сфере обороны. Однако, несмотря на целый ряд несомненных успехов ученых, уже в 50-е годы зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин нашего отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли и происходят в производстве развитых капиталистических стран.

 О возникновении  этих противоречий с большой тревогой говорил П.Л. Капица в своих письмах о науке Н.С. Хрущеву в 1953 –1958 годах. Он выделил две основные неблагоприятные тенденции: отставание в области фундаментальных исследований и недостатки в организации науки. Он отмечал, что передовая наука не должна идти на поводу практики, а должна сама создавать новые направления в развитии культуры и этим менять уклад нашей жизни.

 3.4 Проект программы реорганизации производства.

 

 Таким образом,  в 50-е годы, несмотря на объективные  и субъективные трудности, ошибки и просчеты в управлении, удалось существенно продвинуться вперед в решении тех трех глобальных проблем, которые так настойчиво и тревожно заявили о себе в начале 50-х.

 В феврале  1956 года XX съезд партии поручил  подготовить к следующему съезду проект новой Программы КПСС, которая должна была определить перспективу непосредственно коммунистического строительства. Однако в намеченный срок завершить работу не удалось. Здесь уже одного житейского опыта и обыденного сознания было недостаточно. Для подготовки конкретных материалов было образовано несколько комиссий, в состав которых вошли ученые и практики. Среди ученых и плановых работников в то время преобладали оптимистические прогнозы, отражавшие господствующие массовые настроения относительно исхода экономического соревнования с США. Так, в 1957 году председатель Госплана И. Кузьмин заявлял: «… в ближайшие 15 лет СССР превзойдет абсолютный объем производства США, даже с учетом роста американской экономики».

 В 50-е годы  советская экономика продолжала динамично развиваться, выигрывая время в экономическом соревновании с лидером капитализма – США. Если на предыдущих этапах США имели относительно невысокие темпы роста по сравнению с СССР, но все же сохраняли преимущество по абсолютным размерам прироста производства, то в 50-е годы ускоренное развитие экономики СССР характеризовалось не только опережающей скоростью, но и более высокими абсолютными размерами прироста по ряду важных видов промышленной продукции, а также в суммарном, денежном выражении.

 Следует  отметить, что к началу 60-х годов  несколько изменились и оценки, которые давали американские  советологи относительно вероятного  исхода экономического соревнования  СССР и США. Если американские  эксперты раньше подчеркивали, что  СССР будет «намного» и «неопределенно» долго отставать от США, то в последующих оценках они вынуждены были признать, хотя и с рядом оговорок, тот факт, что СССР стал догонять США по производству продукции в целом и в расчете на душу населения.

 Надо признать, что приведенные в докладе ведущих экономических институтов данные о темпах развития и сроках победы в мирном соревновании опирались в большей степени на желание как можно скорее превзойти США и на веру в почти неограниченные возможности нового строя и в меньшей степени на трезвый анализ и исследования факторов, способствующих или, наоборот, тормозящих экономический рост.

 Основные  надежды возлагались на дальнейшие  преобразования материально-технической  базы: всеобщая электрификация народного  хозяйства, всех сфер общественного труда и быта, при рациональном использовании доступных обществу энергетических источников; полная комплексная механизация труда и широкое применение крупного машинного производства; всесторонняя химизация промышленности и сельского хозяйства; рациональное комплексное использование в производстве всей совокупности материалов как данных природой, так и преобразованных и синтезированных в процессе переработки; внедрение наиболее рациональных, технически прогрессивных систем производственной технологии промышленности и других отраслей материального производства; рациональное, гармоничное территориальное размещение производства, обеспечивающее комплексное всесторонне развитие всех районов страны при их целесообразной специализации.

 В докладе  также указывалось, что вместе с созданием материально- технической базы и на его основе будут происходить глубокие изменения в характере главной производительной силы общества – трудящихся, в уровне знаний, производственном опыте и навыках, в трудовых функциях. Изменения характера и уровня производительных сил в докладе рассматривалось как главный фактор развития системы социалистических производственных отношений и, прежде всего их основы – собственности в двух ее формах – общенародной и колхозно-кооперативной. Закономерным считался процесс постепенного повышения колхозно-кооперативной собственности до уровня общенародной.

 Имелось  в виду также, что вместе  с развитием новой материальной  базы и отношений собственности  будут совершенствоваться социалистические формы распределения по труду, подготавливаться и развиваться формы коммунистического распределения. Также предполагалось крутой подъем уровня жизни народа и создание наивысшего в мире уровня народного благосостояния.

 При подготовке  проекта новой Программы все материалы, содержащие в себе принципиальные постановки и оценки, попадали на стол

 Хрущеву.  Следует подчеркнуть, что он  не всегда легко с ними соглашался.

 Но результаты  значительно отличались оттого, что было написано в этой  новой Программе КПСС. Развитие экономики в начале 60-х годов было весьма неустойчивым, довольно четко прослеживалась тенденция замедления темпов экономического роста. Особо разительны были показатели по сельскому хозяйству.

 Среди субъективных  причин, вызвавших обострение ситуации в первой половине 60-х годов, следует назвать широкий размах волюнтаризма, наиболее масштабно проявлявшегося опять же в области сельского хозяйства. И дело здесь даже не в повсеместном насаждении кукурузы, а в продразверстке и волюнтаризме.

 Продразверстку возродили в сельском хозяйстве еще в 30-х годах в новой, более жесткой форме, чем это было в период «военного коммунизма». Ее усилили в период Отечественной войны и сохранили вплоть до 80-х годов. Механизм продразверстки был крайне простым и грубым: сначала до каждого хозяйства доводилось плановое задание обязательных поставок сельскохозяйственных товаров государству. Если урожай был хороший и после выполнения плана в хозяйстве еще оставалось что-то, то тут же спускалось дополнительное задание. В случае если и после выполнения дополнительного задания в крепком хозяйстве все же сохранялось какие-то количество зерна или других продуктов, его руководителей уговаривали «добровольно» принять сверхплановые обязательства и так до тех пор, пока на току не будет ничего.

 В результате  такой практики у колхозников  и работников совхозов в течение  десятилетий были вытравлены  последние корешки заинтересованности  в увеличении валового сбора  зерна, картофеля, других продуктов,  в расширении производства мяса  и молочных продуктов. Была подорвана главная движущая сила развития производства. Чтобы заменить ее, пришлось пустить в ход административные силы: бесконечные команды, директивы, волевой нажим. Но сколько-нибудь заметных результатов не было. А, не решив аграрную проблему, невозможно было обеспечить население полноценным питанием, что в свою очередь резко ограничивало возможности включиться в реализацию новейших достижений науки, техники и технологии.

 Н. С. Хрущев  сам критически оценивал сложившуюся  ситуацию. Нервничал и настойчиво, иногда лихорадочно, искал выхода. Как прагматик, он не углублялся в коренные причины растущих трудностей. Поэтому недооценивал их, придавая в то же время слишком большое значение внешним переменам, перестановки кадров, изменениям административно-организационных структур. При этом на начальном этапе перестройка административных и организационных структур давала определенный эффект.

 К таким  результативным мероприятиям, в  подготовке которых активное  участие принял Хрущев, следует  отнести постановление Сов. Мина СССР от 14.10.54 г. «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата». Принятое постановление упрощало структуру министерств и других звеньев управления, предусматривало сокращение их штатов. Всего было упразднено около 10 тысяч главков, отделов, трестов, управлений, разных контор и других организаций.

 Следует  отметить, что это было не механическое  сокращение аппарата, а мероприятие,  предусматривающее делегирование  функций, ответственности и прав сверху вниз, к союзным республикам и предприятиям, с одной стороны, и резкое сокращение отчетности и другого бумаготворчества – с другой. В то же время были расширены права директоров предприятий в области планирования, в капитальном строительстве и реконструкции предприятий, в реализации и оплате труда в пределах штатов и фонда заработной платы.

 В постановлении  ЦК КПСС и Сов. Мина СССР  «Об изменении практики планирования  сельского хозяйства», принятом  в марте

1955 года, с полным  основанием осуждалось практика чрезмерной централизации принятия планов и управленческих решений в сельском хозяйстве. Вместо жесткой регламентации производства предлагалось планировать только конечные результаты – объем заготовок продуктов животноводства, обеспечивающих потребности населения в продовольствии и промышленности в сельскохозяйственное сырье. Таким образом, еще при Хрущеве высшими инстанциями нашей системы управление было принято решение – не вмешиваться сверху в производственную деятельность колхозов и совхозов. Однако решение, к которому вновь и вновь возвращались, так и не удалось провести в жизнь в течение почти четырех десятилетий.

 В мае  1955 года были приняты также  решения по дальнейшему расширению  функций и прав союзных республик  в области планирования капитального строительства, по бюджетным вопросам, в решении вопросов труда и заработной платы, в использовании амортизационных отчислений, в перераспределении излишков собственных оборотных средств, в образовании фондов предприятий и др.

 Новая организация производства и управления по территориальному принципу имела определенные положительные стороны: способствовала улучшению разделения труда и его кооперации в рамках экономического региона; быстрее стала формироваться производственная и социальная инфраструктура; полнее использовались местные ресурсы; сократились дальние перевозки. И, тем не менее, совнархозы во многом напоминали структуру управления начала 20-х годов, однако, условия и задачи хозяйственного строительства с тех пор существенно изменились.

 Таким образом,  в первой половине 60-х годов  в скрытой или явной форме  накопился ряд противоречий, которые  неизбежно влекли за собой  обострение экономической и социальной  обстановки в стране.

 Довольно  высокие темпы роста сельскохозяйственной  продукции, достигнутые в значительной мере экстенсивным путем за счет освоения дополнительных пахотных площадей, заслонили собой значительное отставание в урожайности. Засуха 1963 года, вызвавшая серьезные перебои в снабжении населения и даже голод в отдельных районах, только обнажила неустойчивый характер достижений, получаемых экстенсивными методами.

 Отрыв науки  от производства в условиях  совнархозов усилили торможение  научно-технического прогресса в  народном хозяйстве. Настойчивое,  порой грубое подстегивание высоких темпов экономического роста, постоянная погоня за выигрышем времени отодвинули в тень проблему качества – ключевую проблему второй половины XX века. Не выполнение заданий по объемным показателям грозило хозяйственникам и партийным работникам реальными неприятностями, так как это считалось «провалом», «срывом плана».

 Успехи СССР  в завоевании космоса и на  некоторых других наукоемких  направлениях, главным образом в  оборонных областях, не позволили  трезво оценить тогдашнее состояние  и перспективы развития народного образования, науки и культуры. Осуществив огромный скачок от полуграмотности к всеобщему обязательному среднему образованию, заняв лидирующее место в мире по количеству учителей, врачей, инженеров, ученых, то есть на ведущих участках интеллектуального труда, СССР пропустил революционный взрыв в качестве среднего и высшего образования, который произошел в развитых странах в начале 60-х годов.

Информация о работе История государственного управления