История политической мысли на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей.

Файлы: 1 файл

БЕЛАРУСЬ.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  НА БЕЛАРУСИ 

    Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей. Однако из этого не следует, что на Беларуси не было оригинальных политических учений и идей. Ошибочно считать, на наш взгляд, что белорусские мыслители лишь эклектически соединяли взгляды представителей других народов.

    Зарождение  политических идей на территории нашей  страны относится к периоду формирования первых княжеств, распространения христианства, становления белорусской народности. Мировосприятие наших предков базировалось на религиозных верованиях (причем порой на двухверии – сочетании языческой и христианской идеологий), что выражалось в признании неизменного божественного порядка, божественного происхождения княжеской власти и ее ответственности перед богом. Выдающимися мыслителями этого периода  были Е. Полоцкая, К. Туровский, сторонники просвещения, политического единства Киевской Руси, гуманных методов правления. Против феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц, за приоритет общегосударственных интересов и защиту территориальной целостности выступали древние летописи: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Летописец Великих князей литовских», «Белорусско-литовская летопись 1446г.».

    Особенно  бурное развитие философской, общественно-политической мысли на Беларуси наблюдается в  эпоху Возрождения. Она представлена целым созвездием ярких имен. Следует  отметить, что культура Возрождения  утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В это время усиливается политическая централизация и государственно-правовая стабилизация белорусско-литовского государства.

    Как известно, важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрождения, ее философским принципом видения и осмысления мира и человека был гуманизм, принципы антропоцентризма, натурализма, свободы. Однако ренессансный гуманизм на Беларуси носит свою специфику, которая обусловлена эклектичностью социальной базы, включающей городскую буржуазию, шляхту, часть магнатов.

    На  политическую мысль белорусского Возрождения  большое влияние оказала Реформация с ее радикальными течениями, идеями независимости религиозных убеждений, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни, приоритета общественно-государственных интересов. В ВКЛ реформаторский дух проявился в форме лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма.

    Представители Реформации на Беларуси часто являлись одновременно и мыслителями-гуманистами, обосновывающими идею о высоком предназначении человека, силе его интеллекта, право на неограниченное развитие задатков, способностей и дарований. Делается вывод о том, что место человека в обществе должно зависеть от его творческого потенциала, знаний, личных усилий. В центре внимания белорусских гуманистов находились также вопросы равенства людей перед законом, прав и свобод личности, политического плюрализма, независимого национального развития, бережного отношения к своим национальным духовным ценностям.

    Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси компромиссно, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве  и обществе. Отсюда меньшая контрастность  между ренессансными и средневековыми формами мышления, относительная размытость границ между ними. Отличительными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:

    а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и в большей степени, чем в западноевропейском гуманизме, ограничена интересами общества, общественного блага, самопожертвования в пользу государства, Отечества;

    б) идея служения общему благу в конкретных исторических условиях развития Беларуси приобрела национально-патриотическую форму, выступает прежде всего как служение своему народу;

    в) демократизм и просвещение; убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в социальном, так и интеллектуальном смысле; не только создание новых духовных ценностей, но и творческое использование, развитие традиций прошлого;

    г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Взгляды многих мыслителей не порывают с христианским мировоззрением, но в то же время оно подвергается ревизии с позиции основных идей ренессанса.

    В зависимости от сословно-классовой  ориентации мыслителей, их отношения  к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:

    - умеренное, которое отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, С. Будный, В. Тяпинский, А. Волан, Л. Сапега);

    - радикальное, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов, образования христианской общины, реализации идей социального равенства, народного суверенитета (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).

     Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси является Франциск Скорина (1490-1551). Особые симпатии у него вызывала просвещенная монархия. Гуманный монарх должен бороться со злом, сохранять в стране мир и спокойствие, заботиться о повышении благосостояния и культуры подданных. Таким правителем в прошлом был, по мнению Скорины, царь Соломон. Порокам современного ему феодального общества мыслитель противопоставлял идеалы раннего христианства, принимая требования всеобщего равенства перед Богом.

    Во  взглядах Ф.Скорины отчетливо прослеживается гуманистическая демократическая направленность. Мир для него - гармоничная система, которая действует по законам разумной целесообразности. Общество как часть этой системы руководствуется законом совести. Человек - это высшая ценность, а высшая цель человека – разумная, нравственная, общественно-полезная жизнь, служение обществу. Только в этом случае человек, будучи существом общественным, реализует себя как члена общества. Ф.Скорина полагал, что благополучие человека зависит от существующих социально-политических условий.

    Мыслитель придавал большое значение роли права  в жизни общества и человека. Справедлив тот закон, что «не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный». По его мнению, закон придает общественной жизни смысл и согласие. Вот почему важнейшая задача и условие благополучия в обществе - утверждение в народе правосознания и справедливости. Идеал гражданина для него - воспитанный человек, без принуждения придерживающийся законов.

    Ф.Скорина делил законы на «писаные» и «неписаные». Он полагал, что люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимного доверия. «А тако прежде всех законов или прав писаных закон прирожденный всем людям от господа Бога дан есть». Следовательно, мыслитель был сторонником идеи «естественного права», под которым понималась совокупность вечных, неизменных принципов, ценностей, вытекающих из самой природы человека. Он полагал, что все люди рождаются свободными и равными между собой. По своей природе человек существо доброе, гуманное и справедливое. У морально совершенного человека закон – в его сердце, «писаные» законы ему не нужны. «Писаные» законы пришли на смену «неписаным», когда отдельные члены общества стали нарушать последние, злоупотреблять ими. Возникли ссоры, конфликты между людьми, убийства. Чтобы обезопасить людей, утвердить гражданский мир, были придуманы «писаные» законы. Но они были созданы на основе «неписаных» законов, другими словами, на основе естественных прав человека. В процессе законотворчества следует также руководствоваться местными традициями, особенностями исторической эпохи, принципами морали, справедливости, понятности, полезности.

    Будучи  реформатором, Ф.Скорина не призывал народ к открытым выступлениям, народ должен «до часу терпети».

     Видным идеологом антитринитаризма был Сымон Будный (1533-1593), который считал, что церковные земли должны принадлежать церковной общине, а доход от их использования должен тратиться на строительство больниц, школ, на благотворительность.

    Социально-политические взгляды мыслителя во многом противоречивы: демократические, прогрессивные моменты уживаются с консервативными. Он не отрицал основ феодально-крепостной системы, старался трактовать самоуправство шляхты не как правило, а как исключение. Был убежден, что каждый человек должен занимать отведенное ему природой и историей место. Отношения феодалов и крестьян должны напоминать отношения родителей и детей. В то же время С.Будный не оправдывал крайностей феодально-крепостной системы, жестоких и бесчеловечных отношений господ к простолюдинам, требовал от шляхты гуманного обращения со своими подданными. Мыслитель был убежденным сторонником социально-классовой гармонии в обществе, мирного сосуществования всех его сословий. Следует отметить, что С.Будный допускал переход человека из одного сословия в другое и напоминал о необходимости уважения чести и достоинства каждого человека, соблюдения законности и правопорядка в обществе, равенства всех сословий перед законом. В этом проявился демократизм и гуманизм его учения.

    Мыслитель считал, что государственная власть является божественным установлением и ей необходимо подчиняться. Аргументы в пользу необходимости существования власти он заимствует из Священного Писания. Государство создано для поддержания порядка в обществе, защиты граждан, обеспечения социальной справедливости. Он отстаивал идею добрых хозяев и благородных подданных и считал, что господство одних над другими существует ради добра, мира и справедливости. В несправедливости повинна не власть, а конкретные люди, которые выполняют государственные функции управления. Власть не виновата, что ее используют в злых целях. Власть обязана руководствоваться разумом, стремиться не к собственной выгоде, а благу всего государства, соблюдать существующее право, конфликты в обществе разрешать на основе государственных законов. Гуманист осуждал самосуд хозяев по отношению к крестьянам, выступал за справедливость правосудия, повышение нравственности и ответственности чиновников. Среди методов воздействия власти на граждан С.Будный на первое место ставил воспитание и обучение.

    В сочинении «О светской власти» С.Будный всесторонне обосновывает такие положения как правомерность дискуссий, свободное выражение мнения, терпимость по отношению к иной точке зрения. Он рассматривал свободомыслие как разновидность интеллектуальной оппозиции, как проявление свободного выбора человека.

    Политический идеал С.Будного - просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Он призывал чиновничество к высокой ответственности, к безусловному выполнению гражданами своих обязанностей. Регуляторами справедливых взаимоотношений между гражданами является правосудие, справедливый монарх, религия, закон, права и обязанности.

    Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем Андрей Волана (1530—1610), который понимал необходимость реформирования системы государственной власти, различных сторон общественной жизни.

    Воланом обосновывается мысль о естественном происхождении общества. Он был сторонником теории «естественного права», которое выражает внегосударственную сущность неотчуждаемых прав человека: право на жизнь и неприкосновенность частной собственности. Это - во-первых.

    Во-вторых, в трудах Волана отчетливо выражена идея правового государства. Мыслитель обращал особое внимание на авторитет закона, гарантированное обеспечение личных прав человека, ограничение произвола феодалов и государственной власти, разрешение конфликтов в судебном порядке, защиту от несправедливости. Наряду с законом интегрирующей силой общества является мораль, об укреплении которой должно заботиться государство.

    В-третьих, необходимым условием совершенствования  общества, развития способностей каждого  человека, фактором могущества государства и безопасности граждан Волан считал свободу. Стремление к свободе – доминирующая черта личности. Но неправильная трактовка и использование свободы приносят вред человеку. Свобода зависит от ориентированности человека на разумные и законные действия. Свобода человека трактуется прежде как правовая свобода, возможность свободы связывается с ее юридическими гарантиями.

    В-четвертых, мыслитель отстаивал равенство  всех сословий перед законом. Все  сословия должны соблюдать законы. Закон должен иметь власть и над королем и над рядовыми гражданами. А с другой стороны, закон и власть обязаны гарантировать представителям всех сословий безопасность личности и право на собственность. Однако Волан считал естественным социальное неравенство людей и сословий, крепостничество рассматривал как «умеренное рабство». Социальная справедливость не может быть единой для всех социальных групп. Каждый получает от общества в соответствии со своим социальным статусом. Другое дело справедливость правовая: она должна быть равной для всех сословий, которым следует жить в мире и согласии.

Информация о работе История политической мысли на Беларуси