Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:35, реферат
Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей.
В-пятых, Волан считал, что лучшей является та форма власти, которая способна поддерживать социальный мир и гармонию. Его политический идеал - просвещенная монархия, компетенция которой должна ограничиваться исполнительными функциями. Главный приоритет в деятельности монарха – общее благо.
Значительная веха в истории политической мысли на Беларуси связана с деятельностью Льва Сапеги (1557-1633). Как известно, Л.Сапега возглавлял комиссию по созданию третьего (1588 г.) Статута Великого Княжества Литовского, целью которого было создание единого, централизованного, правового государства, ограничение власти польского короля, закрепление политико-правовой автономии ВКЛ в составе Речи Посполитой, защита интересов государства, а не церкви, а также прав граждан. Согласно Статуту права и обязанности представителей разных сословий отличались друг от друга, но не должны были зависеть от чьей-либо личной воли, а только от закона. Основная задача государства - гарантировать каждому человеку личную безопасность, право собственности в соответствии с сословным статусом. Счастливая жизнь человека зависит от гарантированного права на жизнь и на собственность. Это возможно только в условиях правового состояния государства, где осуществляется верховенство закона. Л.Сапега был решительным противником деспотизма, его отличала религиозная терпимость. Он выступал против преследования за веру, отстаивал свободу выбора вероисповедания.
Эпоха Контрреформации (нач. XVII – сер. XVIIIвв.) – это время усиления влияния церковной идеологии в качестве подкрепления феодального строя в период его разложения. Но тем не менее во взглядах белорусских мыслителей усиливаются идеи свободомыслия, атеизма, материализма, расширяется критика крепостнической системы, государственного строя.
Видным мыслителем ХVІІ столетия был Симеон Полоцкий (1629-1680). В «Вертограде многоцветном» мыслитель выступает за «хороших» правителей, за доброе законодательство. Он осуждает тиранию как форму правления, был сторонником сильной государственной власти в руках «просвещенного монарха». Государство должно уподобиться крепкому телу, а правительство умной голове. Правители должны проявлять любовь к подданным, трезвость в деятельности. Основные задачи «просвещенного монарха» - обеспечение в обществе вечного мира и всеобщего блага. Но для этого в обществе не должно быть слишком много богатых и бедных. Служащие государственного аппарата должны выдвигаться благодаря личным субъективным качествам, способностям, а не благодаря происхождению.
Причины зла в обществе следует искать в невежестве людей. С просвещением С.Полоцкий связывал освобождение людей от недостатков, их нравственное развитие, общественное согласие и укрепление государства.
Мыслитель с униатскими убеждениями последовательно отстаивал идеи синтеза западной и восточной культур, их взаимообогащающего взаимопроникновения, толерантности.
Важное место в истории философской и социально-политической мысли Беларуси занимают взгляды Казимира Лыщинского (1634—1689). На формирование его мировоззрения огромное влияние оказали идеи Т.Гоббса, Б.Спинозы, С.Будного, Т.Мора, Т.Кампанеллы. В центре идейных поисков мыслителя находился вопрос: создан ли мир Богом или он существует вечно? В своих онтологических взглядах он придерживается идеи естественной закономерности, материалистического объяснения окружающего мира, отвергая идею божественной предопределенности. В своих трудах мыслитель-атеист предпринял попытку осмыслить связь политической власти с религией, дать анализ социальной роли веры, за что и поплатился жизнью на костре инквизиции. Среди важнейших социально-политических идей мыслителя можно выделить следующие:
а) отрицание бога как создателя мироздания, место творца занимает человек. Он выступал против католической церкви, стремившейся подчинить государственную власть, против окатоличивания белорусов, стремления польских феодалов подчинить Великое Княжество Литовское;
б) его политический идеал - крепкое государство с просвещенным монархом во главе;
в) основой совершенствования нравов, успешного хода дел и стабильности в государстве является просвещение;
г) он мечтал о равенстве и братстве всех людей, хотел видеть «мир без власти, города без начальников, народы без хозяев». По сути К.Лыщинский стоял на позициях утопического социализма. Он был сторонником упразднения частной собственности и построения общества равенства и справедливости.
В эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.) получили распространение идеи реформирования общественно-политического строя на основе рациональных принципов и с ориентацией на капиталистические изменения, происходящие в Европе. Просветители критически относились к феодальной системе отношений, вели борьбу с теологическими, схоластическими представлениями и абсолютизировали ценность науки.
Виднейшим представителем философской и политической мысли эпохи Просвещения на Беларуси был Казимир Нарбут (1738—1807). Основные положения социально-политической концепции К.Нарбута сводятся к следующему:
Во-первых, он рассматривает человека как общественное существо. Человека нельзя мыслить вне общества. В отличие от западноевропейских представителей теории общегосударственного договора, К.Нарбут был противником «робинзонады» и считал, что жизнь человека вне общества невозможна. Для него естественное состояние тождественно общественному. Таким образом, мыслитель не отождествляет общество и государство.
Во-вторых,
государство и право рассматрив
В-третьих, К.Нарбут приверженец договорной теории происхождения государства В догосударственном состоянии люди руководствовались неписаными законами естественного права. Государство мыслитель считал результатом договора, всеобщей воли ради всеобщего блага и согласия. В отличие от естественного состояния, люди в гражданском состоянии (когда возникает государство) добровольно подчиняют свою волю решению большинства.
В-четвертых, философ был сторонником просвещенной монархии, сильной централизованной власти. Объективно в то время требование усиления власти короля было направлено против своеволия и анархизма феодальной верхушки общества.
Большим вниманием на Беларуси в XVIII веке пользовались взгляды физиократов. Особенно следует выделить учение Иеронима Стройновского (1752-1815).
В отличие от французских физиократов И.Стройновский не ограничивался только анализом экономической жизни общества. Его внимание привлекают также проблемы человека, права, государства, отношений между народами. Все многообразие явлений общественной жизни, согласно И.Стройновскому, изучают четыре науки: естественное право, политическое право, политическая экономия и международное право. Социально-политическая концепция И.Стройновского основана на теории «естественного права», которой он оправдывал равенство людей перед законом. Мыслитель отмечал, что каждый человек от природы является хозяином своей судьбы и своей личности. Поэтому от природы человек - существо свободное и от других людей независимое.
Естественное право выражает вечные и неизменные требования человеческой природы. К важнейшим естественным правам Стройновский относил право на жизнь, на удовлетворение своих потребностей в жилище, одежде, пище, орудиях труда, отдыхе и т.д. На естественных правах н обязанностях людей, их равенстве базируются социальные права и обязанности: личной свободы, зашиты личной безопасности, частной собственности, взаимопомощи.
Государство, его законы производны от естественного права и, в конечном счете, от естественного порядка вещей, который рассматривается как единство физического и морального порядка. Естественный порядок вечен и неизменен: человек может познать его в целях усовершенствования общественной жизни, но не в силах изменить. В следовании этому порядку заключается счастье людей.
И.Стройновский придерживался договорной теории происхождения государства. Сначала люди жили в мире и согласии и руководствовались «естественным правом». Государство возникло с появлением земельной собственности, когда на смену гармонии во взаимоотношениях между людьми пришли конфликты. Возникла потребность в государстве, которое должно было охранять, собственность, укреплять внутреннюю и внешнюю безопасность.
Движущей силой развития общества мыслитель считал прогресс человеческого разума. Просвещение народа, высокий уровень образования могут обеспечить прогресс общества, гармонию между позитивным н естественным правом. Чем более образован народ, тем более совершенны его законы.
И.Стройновский выступал за ликвидацию крепостничества и сословных привилегий.
Развитие политических идей в XIX веке в значительной мере связано с одновременными процессами полонизации и русификации белорусского населения и, как результат - с подъемом освободительного движения на почве становления белорусской нации, формирования национального самоопределения белорусов, национально-культурного возрождения. Представляет известный интерес деятельность тайных обществ, в частности, взгляды представителей «Демократического общества» (Ф. Савич, М. Волович, М. Лавицкий и др.)
С позиций теории «естественного права» они критиковали крепостнические порядки. Абсолютная монархия рассматривалась как несоответствующая естественной природе и правам человека. Ф. Савич, лидер данной организации, связывал решение проблемы национального освобождения с проблемой социального освобождения. Чтобы обеспечить естественные права крестьян, необходимо, как указывали идеологи освободительного движения, с помощью революции уничтожить помещичье землевладение, освободить крестьян с землей, национализировать землю. Государство из орудия угнетения и деспотизма должно стать органом справедливости и счастья. Поэтому необходимо установить республиканскую форму правления. Только при республике каждый человек, в том числе и простолюдин, будет пользоваться одинаковыми правами и будет иметь возможность управлять делами общества. (Следует отметить, что М. Лавицкий считал лучшей формой государства «якобинское правление», т.е. якобинскую диктатуру.) Судьба политической свободы зависит от политического просвещения народа.
Общественный прогресс предполагает освобождение сознания людей от влияния религии. Поведение людей во многом связано с общественными условиями: политическим строем, уровнем культуры, бытовыми условиями. Если данные условия не соответствуют требованиям естественного права, то это негативно сказывается на человеческой личности, происходит ее деградация. Нравственная личность всегда отдаст предпочтение общественным интересам перед личными.
Виднейшим представителем революционной демократии на Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864). Среди основных положений его социально-политической доктрины можно выделить следующие:
Во-первых, как поборник социальной справедливости Калиновский резко критикует феодально-крепостнические общественные отношения. В центре его социальной программы стоял крестьянский вопрос. Путь к его решению – крестьянская революция, ликвидация помещичьего землевладения и бесплатная передача земли крестьянам. Владение землей - необходимое условие достижения свободы.
Во-вторых, категорически отрицается самодержавие как форма правления. На смену абсолютизму должно придти демократическое государство без чиновников и помещиков. Правительство для народа, а не народ для правительства.
В-третьих, все государственные и общественные дела должен решать простой народ через «сходки людей выборных». Но к такому состоянию может привести только вооруженное восстание народа, которое должно уничтожить как сословие, так и имущественное неравенство.
В-четвертых, К.Калиновский решительно выступал за развитие национальных школ, был страстным поборником просвещения народа. Общество не стоит на месте и развивается по определенным закономерностям. В основе этого процесса - распространение знаний в народе, развитие науки.
Конечно, следует учитывать, что его общественный идеал – крестьянский социализм - в известной мере носил утопический характер.
В конце XIX – начале XX вв. в политической тематике доминируют идеи построения независимого белорусского государства, формулирования национальной идеи и формирования национального самосознания и национальной солидарности через систему образования, литературу, национальные политические объединения. Об этом свидетельствует творчество А. Пашкевич, Я. Колоса, Я. Купалы, М. Богдановича, М. Горецкого, социально-политическая деятельность группы «Гомон», партии БСГ, содержание газет «Наша доля», «Наша нива».