История политической мысли Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:48, реферат

Описание работы

Новое время – в историческом смысле очень важный для современности период. Именно в это время складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве. Это общество называют демократическим, технотронным, открытым , капиталистическим. В этот период истории происходят одни из самых масштабных формаций общества, благодаря формированию новых политических теорий. В соответствии с этим начинается создание новой политико-правовой системы, происходит упрочение буржуазных свобод и прав и принятие кодексов и конституций.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени;
2. Либеральная мысль эпохи Нового времени;
3. Консервативная мысль эпохи Нового времени;
4. Социалистическая мысль XIX века;
5. Политическая доктрина анархизма XIX века.
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии_История политической мысли Нового времени.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени;

2. Либеральная мысль эпохи  Нового времени;

3. Консервативная мысль  эпохи Нового времени;

4. Социалистическая мысль XIX века;

5. Политическая доктрина анархизма XIX века.

Выводы

Список литературы

Введение

Новое время – в историческом смысле очень важный для современности период. Именно в это время складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве. Это общество называют демократическим, технотронным, открытым , капиталистическим. В этот период истории происходят одни из самых масштабных формаций общества, благодаря формированию новых политических теорий. В соответствии с этим начинается создание новой политико-правовой системы, происходит упрочение буржуазных свобод и прав и принятие кодексов и конституций.

1. Общая характеристика развития  политической мысли Нового времени

Развитие рыночных отношений постепенно снимало покрывало таинства и сверхъестественности с общественных отношений, некогда наброшенное религией, и обнажало реальные механизмы взаимоотношении людей. Связанный с эпохой Возрождения, процесс обособления индивида и становления его в качестве самостоятельного субъекта исторического творчества создал предпосылки для формирования гражданского общества, противостоящего государству. Теперь участниками политического процесса становятся государство - общество - личность.

Указанные изменения повлияли и на развитие политической мысли. Период Нового времени ознаменовал собой начало радикальной трансформации существовавших подходов к политике. Именно на этом этапе происходят становление политической науки, прежде всего ее предмета и метода, вычленение закономерностей развития политики, в чем особая заслуга принадлежит Н. Макиавелли, которого заслуженно считают «отцом» политической науки, и Ш. Монтескье, пытавшегося выявить устойчивые взаимосвязи политического развития.

Культивируется принципиально новый взгляд на политику: на смену схоластическому толкованию политики, опиравшемуся на веру в божественный характер государства и власти, приходит рационально-критическое понимание ее. Через критику метафизических умозаключений и оценок политики, априорно заданных религиозными нормами, и схоластического дедуктивного метода происходило становление традиции объективного анализа политических реалий. Обращение исследователей к анализу политической практики позволило преодолеть нормативный характер политических суждений, изменило направленность эволюции политических идей. Теперь мыслители не занимались конструированием идеальных моделей государства, а больше стремились понять и объяснить природу существующих политических отношений.

Родоначальником политической науки, как мы уже отметили, был признан видный итальянский философ и социолог Николо Макиавелли (1469 - 1527). Этот факт отразил признание его заслуг в развитии политической власти. В работах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) он сформулировал предмет и метод политической науки.

Первое, что он сделал - обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний, имеющих собственную логику, отделив политическую науку от теологии, философии и морали. Предметом политической науки Н. Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях.

Второе, что привнес в политическую науку Н. Макиавелли - это метод. До него религиозная схоластика не разграничивала объективные факты и суждения о них. Н. Макиавелли ввел политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами - за поведением политических лидеров, масс, за их взаимодействием. Политику он изучал как социальную реальность, тем самым перенеся политику из сфер воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Н. Макиавелли заметил: «Мне показалось более приемлемым следовать действительной истине вещи, чем своему воображению».

С именем Н. Макиавелли связано новое видение природы политики как сферы принятия стратегических решений. Его работы «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и «Государь» являются обоснованием технологии принятия эффективных решений. Очистив политику от морали и религии, он выявил реальные механизмы ее эволюции - интересы людей. Политика, с точки зрения Н. Макиавелли, представляет собой целеполагающую деятельность людей, в которой они пытаются реализовать свои интересы и потребности. Природа политических изменений определяется тем, в какой мере удовлетворены интересы тех или иных социальных групп. Принятие и реализация политических решений должны учитывать два важных фактора: принцип относительности и компоненты эффективного лидерства.

Содержание принципа относительности состоит в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации. В каждый конкретный момент они относительны друг друга: выбор средств относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, цель, средства и ситуация должны соотноситься между собой. Политический реализм Макиавелли выразился в том, что он определил нравственность как сферу абсолютного, а политику как сферу относительного и подчеркнул: не следует сферу политики оценивать мерками абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли, не может руководствоваться нравственными нормами, поскольку они лежат за пределами сферы относительного.

Во многом эффективность принимаемых решений зависит от лидера. В этом отношении Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчиненными (подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них); 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.

В политической теории Н. Макиавелли можно найти практически весь набор методов исследований, которые впоследствии стали использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический и т. д. В его работах были обозначены и в определенной мере решены наиболее существенные проблемы политологии: проблема власти и природа политики; соотношение государства и гражданского общества; проблема элит и лидерства; политические режимы и их эволюция и т. д.

Одна из наиболее существенных проблем политической практики в Новое время заключалась в поисках основ стабильности и умеренного «смешанного» правления. В этом смысле представляет интерес теория Н. Макиавелли о круговороте политических форм. Циклическое развитие политических форм обусловлено ограниченностью наличных ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства, политическая форма начинает клониться к упадку, поскольку изменяются условия ее функционирования. Выделяя три плохие (тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие (монархию, аристократию и демократию) формы, Н. Макиавелли отмечал наличие достоинств у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично развивал аристократическую идею «смешанного» правления и настойчиво утверждал ее в истории политической мысли.

Заметно возросшие возможности человека в преобразовании окружающей действительности требовали формирования иной картины мира, новых смыслов деятельности индивида. Прежние смыслы задавались христианской моралью и призывали человека к покорности и смирению. Процесс секуляризации общественной жизни обусловил поиск новых приоритетов и предпочтений среди существовавших ценностей. Переход общества к ценностям рационализма, свободы и гражданского равенства был подготовлен идеологами эпохи Просвещения.

Со второй половины XVII в. начался процесс становления идеологий, которые создавали новую картину мира, отличную от прежней систему смыслов человеческой деятельности, эффективных способов организации общественной жизни и технологии ее изменений. В рамках ценностей и предпочтений либерализма, консерватизма и социализма политическая мысль пыталась определить природу государства, а также выявить конкретные политико-организационные и конституционно-правовые формы обеспечения умеренного правления.

2. Либеральная мысль эпохи Нового  времени

Политическая теория либерализма, явившаяся исторически первой формой идеологии, в своих построениях исходила из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Реализация идеала свободной личности предполагала наличие механизма, способного обеспечить осуществление естественных и неотчуждаемых прав личности (по Локку, «права на жизнь, свободу и собственность»). Таким инструментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте общественного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав. Создание государства рассматривалось как гарантия равных возможностей для каждого в реализации прав и свобод. В такой интерпретации государство представлялось как торжество человеческого разума.

 

Однако смысл общественного договора понимался неоднозначно. Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан»  впервые  в Новое время в систематическом виде разработал светскую  теорию  политической власти, государства и права. В познавательном  аспекте  данное  учение  было направленно  против  схоластических   феодально-религиозных   воззрений   на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на  обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной  обуздать  революционные страсти и обеспечить прочный мир.

Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного  такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном  состоянии,  из-за своих эгоистических страстей  не способны сохранить  мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех».  Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить  мир  и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции  договорного  происхождения  политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве  было направлено против   феодально-теологических трактовок (патриархальной,  монархии  божьей милостью  и  др.) и в  целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма;  оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения  -  контракта, как  продукт человеческих действий.

Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих  политическую  власть. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный  порядок и права граждан, индивиды заключали  общественный  договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу  и  власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не  нес ответственности перед  договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так  Г.  Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

Другой системообразующий признак государства, выделенный  Гоббсом, - политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда  определение государства:  “Государство  есть  единое  лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем  взаимного договора  между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло  использовать  силу  и  средства всех их так, как сочтет необходимым  для  их  мира и защиты”. Тот, кто выступает  носителем  политической  власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения,  т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется “политическое тело”.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на  жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и  определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлись прежде всего ее способность преодолеть  “войну всех против  всех”, экстремальные  состояния  общества. Поэтому верховная власть должна быть “так обширна, как только можно ее  представить”. В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как  разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения   компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в  государственном  механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося  на  “рационально-бюрократических” принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для  всех  форм  государства как монархических, так  и республиканских. Тем  не  менее,  симпатии Гоббса  принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления  главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из ведущих теорем его политической геометрии.

В свою очередь, родоначальник либерализма Дж. Локк иначе трактовал идею общественного договора. По  Дж.  Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет "войны  всех против всех". Индивиды, не спрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, "при котором всякая власть и всякое  право  являются взаимными, никто не имеет больше другого". Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила  каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном  состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми,  осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных  законов и так далее.  Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В  целях надежного обеспечения естественных "прав, равенства и свободы, защиты личности и  собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество,  учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа".

Информация о работе История политической мысли Нового времени