История политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.

Содержание работы

Введение

1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.……….....4

2. Политическая мысль периода Средневековье…………………………....10

3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения……..11

Литература……………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

История политической мысли.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

 

     Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

              Донецкий  Институт Рынка и Социальной  Политики

                             Кафедра организации туризма

 

 

                            

                                              Реферат

 

 

по дисциплине: «Политология»

на тему: «История политической мысли»

 

 

                                                                         

                                                               

                                                                                  Выполнила студентка

                                                                   группы Т09б

                                                                                         Дёмина О. Н

                                                          

 

 

 

 

                               

 

                                            Донецк 2012 

Введение

 

1. Политическая  мысль в классовых обществах  Древнего мира.……….....4

 

2. Политическая  мысль периода Средневековье…………………………....10

 

3. Развитие  социально-политической мысли в  период Возрождения……..11

 

Литература……………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политическая  мысль современного общества - результат  продолжительного развития и взаимодействия ряда идейно-теоретических традиций.

Мыслители разных стран на протяжении всей истории  человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни  общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались  ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное  устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно  влияли на политические процессы.

Не так  много на земле слов с такой  длинной и многогранной историей, как у греческого слова polіtіke - искусство управления государством.

Испокон века люди стремились расшифровать суть политического  процесса и особенно механику власти, проявить закономерности, которым они  подлежат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА.

 

Политическая  мысль древности связана с  судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку  все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни  общества и государства.

Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась  политическая мысль:

  • мифологическая;
  • философско-этическая;
  • религиозная;
  • гражданская;
  • социальная.

Каждой из этих концепций отвечает свой временной  отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.

Творцы и  носители мифологической концепции  политики - народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.

Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной  централизации, которое привело  к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:

  • административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;
  • поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;
  • централизованное перераспределение государством ресурсов.

Социально-политические представления древневосточных  обществ носят преимущественно  религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений  власти и порядка.

Мифологическая  традиция одобряет существующий порядок  и есть «теоретическим оправданием  его необходимости». Например, в  Древнем Египте рабовладельческая  идеология нашла свое выражение  в таких произведениях как  «Поучение гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.

Политические  идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ  cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.

Политическая  мысль Давней Индии носила отображение  религиозно-политической идеологии  буддизма и брахманизма. Последователи  буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и  человеческие дела зависят от собственных  усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного  равенства людей. Именно поэтому  политической мысли Давней Индии  характерно соединение идей твердой  государственной системы с религиозно-моральным  индивидуализмом.

Именно в  Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.

Определенный  отход от ранних мифологических представлений  в сторону рациональных состоялся  в Древней Персии и связанно это  с именем Заратустры. Согласно его  учению в мире идет борьба добра  и зла и в конечном итоге  победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного  царства, а монарх должен защищать подданных  от бедствия, бороться против зла в  государстве. Кастовое распределение  общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит.

Главному  вопросом для китайских философов  была проблема эффективного управления обществом. Они предложили несколько  вариантов решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства.

Конфуций (Кун  Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье.

Государство у Конфуция - это одна большая  семья, где власть императора - власть отца, а отношения правителей и  подданных - родственные отношения.

Конфуций  предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов  добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» - норм и ритуалов ''Ли''.

Политическая  концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:

  • суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным";
  • культ предков, мудрости, знания;
  • достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;
  • правление меритократии (достойных, талантливых);
  • установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".

Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.

Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования  предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов - законов ''Фа''.

Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство».

Слабым народом  может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных  собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению  собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества бедным; метод  наград и наказаний и т.п..

Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.

Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.

1-я - сравнительные  идеи моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 - 400 гг. к н.э.). Их сущность - в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.

2-и - даосизм  (от кит. дао - путь) - суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством - поселком, а народ - неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции.

Основным  итогом китайской политической мысли  была разработка уникальных методов  бюрократического управления обществом.

В районе периферийного  Средиземноморья возник античный вариант  политического развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».

Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной  организации общественного бытия. Эта умная организация была воплощена  в древнегреческих полисах.Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.

Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих  философов Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике  общественное и государственное  устройство в свое время. Он предлагал  выстроить такое государство, в  котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими  произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».

Платон был  идеологом афинской рабовладельческой  аристократии, что видно из его  проекта идеального общественного  устройства, которое он разработал в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.

Платон одним  из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия - это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.

Платон считал правильным типом государства - монархию, а наилучшим государственным  устройством - государство ума, в  которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства - обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.

Информация о работе История политической мысли