История политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.

Содержание работы

Введение

1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.……….....4

2. Политическая мысль периода Средневековье…………………………....10

3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения……..11

Литература……………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

История политической мысли.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

В философии  Платона находятся истоки современного тоталитаризма. У низших нет ничего своего - все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа - правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона - Аристотеля (384 - 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.

Как и у  Платона, у Аристотеля имеют место  тоталитарные тенденции. В его понимании  человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться  государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность - это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не "абсолютно совершенное государство", а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.

Аристотель  называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность  рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными  делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет  душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство - это судьба рабов. Аристотель считал неравенство - причиной негодования  и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы  государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на "правильные" и " неправильные". Правильный - это  такой государственный порядок, при котором преследуется общее  благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К  таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).Неверный - это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства - аристократию и политию. На смену этому периода пришел период развития Христианства. Оно успешно превращало утонченные идеалы философов в легко усваиваемые догматы религии. Результатом такого превращения в политике постоянная религиозная концепция политики.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

С самого начала христианство несло в себе мечту  угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась  в политику.

Аврелий Августин (354 - 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) - основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.

Фома Аквинский  пришел к заключению, что государство  имеет положительную ценность. Оно  не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.

Вечное право - мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право - заповеди, которые всем известные, естественное право - принадлежит людям как  сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному - оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.

3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Теоретиков  этого периода больше интересует проблема происхождения и основ  государства, а не его целые. Политическая мысль освобождается от бывших пут  философии и религии. Ум рассматривается  ими как инструмент, делается акцент на мирском характере законов.

 

Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая  необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное  открытие Возрождения: человек, а не Бог - центр Вселенной - высказал Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.)

Он является автором нового научного метода «доктрины  моральной целесообразности», теории политического республиканизма, которые  оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль  ХV и XVІІІ ст.

В политических трактатах «Государь», «Размышления к первой декаде Тита Ливия» он сформулировал  основные положения своей политической концепции :

  • политика должна рассматриваться как самостоятельное явление, которое не зависит от морали и религии;
  • государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - содержанием, целью и счастьем человеческой жизни;
  • наилучшая форма правления - республика, демократия, которая обеспечивает свободу человека и его ответственность за свои действия;
  • у граждан должны быть развиты гражданские добродетели, а если их нет, то создать сильное государство возможно с помощью идеального монарха, причем для достижения политической цели он может использовать все средства, не считаясь с требованиями морали.

С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное  от религии. Тем не менее он вошел в историю как основатель маккиавелизма - политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Гаджиев  К. С. Введение в политическую  науку. - М., "Логос", 2003.

 

2.Зеркин  Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2004.

 

3.Политология.  Учебник. / Под ред. М.Н.Марченко, - М., Изд-во МУ, 1997.

 

4.Мальцев  В. А. Основы политологии. - М., 1997.

 

5.Политология. / Под. ред. О.В.Бабкиной, В.П.Горбатенко. - К.: Издательский центр "Академия", 1998.

 

6.Мельник  В. А. Политология. - Мин, 2005.

 


Информация о работе История политической мысли