История развития российской политической науки. Проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

С момента своей официальной легализации в 80-е годы ХХ в. российская политическая наука прошла через несколько этапов, для каждого из которых были характерны собственные ценностные и методологические приоритеты, в свою очередь во многом обусловленные процессами, развертывающимися в российской политике. На первом этапе главный вектор развития отечественной политологии определялся заимствованием (часто некритичным) огромного массива теорий, от которых российское обществознание было изолировано по идеологическим причинам. В этот период в ней господствовали методологические и мировоззренческие

Содержание работы

Введение
1. История развития российской политической науки
2. Проблемы современной политической науки
3. Перспективы развития российской политической науки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

              Министерство образования и науки  Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

                     высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский Государственный  университет технологии и управления»

 

 

 

 

           Реферат на тему: История развития российской политической науки. Проблемы и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка группы

                                                                                    Б511-5 Медведева Наталья

                                                                                     Проверил: Голубев Е.А

 

                                        Улан-Удэ, 2012

Содержание

 

Введение

1. История развития российской  политической науки

2. Проблемы современной политической  науки

3. Перспективы развития российской  политической науки

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С момента своей официальной  легализации в 80-е годы ХХ в. российская политическая наука прошла через несколько этапов, для каждого из которых были характерны собственные ценностные и методологические приоритеты, в свою очередь во многом обусловленные процессами, развертывающимися в российской политике. На первом этапе главный вектор развития отечественной политологии определялся заимствованием (часто некритичным) огромного массива теорий, от которых российское обществознание было изолировано по идеологическим причинам. В этот период в ней господствовали методологические и мировоззренческие установки транзитологических теорий, постулировавших неизбежность перехода к «идеальным типам» демократии и капитализма, существующим в развитых странах.

Разочарование в эффективности  прямого переноса западных институтов на отечественную почву закономерно  обернулось на втором этапе выдвижением  на передний план цивилизационных и  националистических концепций, подчеркивавших социокультурную специфику России и настаивавших на изучении ее с  помощью «аутентичных» методов.

Наконец, третий этап связан с теориями глобализации, попытками преодолеть чрезмерную зависимость от внешних  интеллектуальных и политических императивов  и поиском новой универсальности  России в постбиполярном мире как органичного продолжения ее «особости».

 

В данной работе мы рассмотрим особенности  становления и современные проблемы политической науки России.

 

 

 

 

1. История развития российской  политической науки

Политология в современной России - составная часть мировой политической науки, опирается на тысячелетнюю российскую традицию политической и правовой мысли, использует политологический опыт международного сообщества. Политическая наука в  России прошла сложный и длительный путь становления. Университетская  и академическая институализация российской политической науки относится к рубежу 90-х гг. XX в.

Становление политической науки в  России ХIХ века характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические аспекты политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов, в форме некоего "приложения" к праву и обычно с официальной точки зрения.

Звание профессора "нравственных и политических наук" существовало в России с начала XIX в. В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора.

К концу XIX в. относится открытие в  Санкт-Петербургской Императорской  Академии направления "истории и  политических наук", где координировались исследования в русле "самодержавие-православие-народность".  В Советской России и в СССР с сер. 20-х до конца 80-х гг. ХХ в. изучение политики происходило преимущественно  в русле - "марксистко-ленинского учения". В ведущих институтах Академии наук осуществлялся широкий  круг исследований политики; в том  числе с использованием зарубежного  политологического опыта и методик.

Известный российский политолог, один из организаторов этой науки, профессор  Я.А. Пляйс справедливо отмечал, что "4 ноября 1988 г. можно по праву считать официальным днем рождения современной российской политической науки. Именно в этот день увидело свет Постановление Государственного комитета по науке и технике за № 386 "О номенклатуре специальностей научных работников", которым впервые утверждалась номенклатура специальностей научных работников по политологии. Постановление стало не только актом официального признания политической науки в нашей стране, но и актом ее институционализации".

Политология в Российской Федерации  развивается как официально признанная научная дисциплина, на основе использования  достижений мировых и отечественных  политологических исследований, принципов  плюрализма и учета российской исторической, цивилизационной и культурной традиции.

С 1990 г. в ведущих университетах  России и научно-исследовательских  институтах РАН функционируют аспирантуры  и специализированные советы, в которых  защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. Что привело к формированию массового  высококвалифицированного контингента  российских политологов.

За прошедшие два десятилетия  ее институализации, российская политическая наука получила признание как важное и актуальное направление научной мысли, она оказывает возрастающее влияние на общество. Быстрое развитие российской политологии объясняется рядом факторов. Прежде всего, - это существование необходимых формально-юридических и организационно-научных предпосылок для ее развития. Далее следует отметить традиционное существование в России достаточно продвинутых, таких важных политологических научных направлений как история политических и правовых учений, политическая философия, теория государства и права и др. Они составляют надежную теоретико-методологическую основу российской политической науки. Наконец, большое значение для ее развития имеют постоянные "запросы" государства, гражданского общества и бизнеса на политологический анализ сложных политических процессов в России и в мире.

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы современной  политической науки

  Политическая наука в России  довольно быстро развивается,  несмотря на тот «низкий старт», с которого приходилось начинать.

Политология - это совокупность научных  дисциплин, изучающих политику. В  нынешней России специалистов по ней  мало, просто очень мало. Естественно, что многие не согласятся, ведь комментарии  разнообразных людей, которые называют и даже считают себя «политологами» мы слышим со всех сторон. Но это как  раз и настораживает. Ведь если каждый считает себя человеком, разбирающимся  в определенной области, значит, сама эта сфера находится в глубоком кризисе, в ней не достает специалистов, и она отдана на растерзание профанам.

Для сравнения - совершенно непохожий  пример: в Советском Союзе, где  продовольственный дефицит был  повседневной практикой, а сельское хозяйство «лежало» после коллективизации  и последующих экспериментов, многие очень многие уверенно излагали свои взгляды на решение проблем агропромышленного  комплекса. А некоторые даже руководили. Помните такого агрария - Горбачева? Он некоторое время отвечал в  ЦК за данное направление, но потом  бросил это безнадежное дело с  дефицитом мяса и занялся «новым политическим мышлением». То есть я  хочу сказать, что если, извините, каждый считает, что разбирается в сельском хозяйстве или, к примеру, каждый называет себя политологом, то это вовсе  не значит, что это действительно  так.

Нынешней власти выгоден «голод»  как на объективную политическую информацию, так и на массовое политическое просвещение. Научные исследования в области обществоведения также  носят в РФ маргинальный характер. С одной стороны, это следствие  общего отношения к науке, к образованию, знанию. И власть, и общество в  постсоветской России слишком быстро согласились с тем, что «наука - это удовлетворение любопытства  за государственный счет». Ну не дает она немедленной отдачи, какую  можно получить от сдачи помещений  в аренду. На этом фоне вполне объяснимо, что система Академии наук оказывается  нереформируемой, а высшее образование примерно с середины 1990-х годов вступило в фазу массовой деградации, которая, скорее всего, необратима в условиях нынешней системы.

Но помимо общих проблем есть еще и специфические, касающиеся именно обществоведения. В общем-то, видно, что и власть, и общество в современной России склонны  отвергать неприятные истины, получаемые наукой, и предпочитают иметь дело с мифами. Даже хорошим и грамотным  специалистам не на что опираться  и приходится заниматься «публицистикой». Зачем возиться с выявлением, например, реальных механизмов функционирования власти в муниципальном образовании («кто правит?»), когда можно в  одной статейке-пересказе объять судьбы мира?

Проблема и в том, что первых (то есть грамотных ученых и исследователей) в постсоветской России очень  мало. Если в США их десятки тысяч, то в РФ, всего несколько сотен. При отсутствии достаточных внешних  стимулов, число этих энтузиастов  растет очень медленно.

Очень важен процесс усвоения достижений зарубежной политической науки. Но и  здесь все не так просто. Если и есть проблема с научными заимствованиями, так она в том, что мало заимствуем и плохо применяем.

Но даже в случае, если мы имеем  дело с хорошими специалистами, которые  читали и поняли западные источники  и при их изложении по-русски у  них получается грамотная компиляция, - всё равно без применения этих знаний на практике они не являются сильными учеными. Здесь можно сказать, что нельзя научиться плавать, не заходя в воду. Российская политология  не возникнет не из дикости доморощенного  «философствования», ни из старательных переводов с английского. В принципе, самостоятельная российская политология  может вырасти из грамотного анализа  российской политики. Общей проблемой  для российской политической науки  является то, что она может развиваться  лишь как ответ на вызовы  нашего общества. Применительно к стране в целом и к российским регионам это значит, что успешное развитие политологии может происходить  лишь в связи с политическими  исследованиями.

Развитая, институционализированная, востребованная обществом социальная и политическая наука возможна только в демократическом государстве. В иных условиях она маргинальна, случайна, необязательна. В предыдущее десятилетие в Российской Федерации, казалось, произошло «рождение политики» (как конкурентной демократической практики с непредсказуемым итогом). Некоторые из отечественных обществоведов стали учиться анализировать эти процессы. Но большинство «коллег» предпочло иной выбор. Прежде всего, это был теневой сектор экономики - политтехнологи с многомиллионными оборотами. Конечно, можно и нужно говорить о «политическом рынке» (идея Й. Шумпетера). Но у нас это был рынок с теневыми нерыночными способами достижения победы, где никто не предотвращал монопольный сговор, не принимал «антитрестовское законодательство», где расцветали коррупция и силовое предпринимательство, где закон не ставился ни во что, а правовые нормы использовались очень избирательно. Такого «политического рынка» страна не выдержала, и население сейчас молчаливо одобряет меры по его демонтажу.

С другой стороны, многотысячный хор, называющих себя «политологами», аналитиками, экспертами и пр. подобной публики  во всю мощь отрицал возможность  российской демократии как таковой. Это отрицание находило массовую поддержку на кафедрах общественных наук. В начале 1990-х годов была совершена принципиальная ошибка, когда  вместо того, чтобы подавляющее большинство  преподавателей и «теоретиков» марксизма-ленинизма  нужно было просто уволить.- Им дали возможность приспособиться и стать  «политологами». Теперь, действуя в  своем привычном стиле, эти «обществоведы» удушили неокрепшую политическую науку  в нашей стране. Встреча с действительностью, где политический выбор существовал  не только для руководства, вызывала у них жуткий дискомфорт.

Конечно, ностальгия по сталинизму - это  крайность, хотя и распространенная. Была и более деликатная проблема, связанная с отечественной социальной мыслью. «Русская философия» обрела за последние два десятилетия массу  новых поклонников, особенно из тех, кто разочаровался в марксизме-ленинизме. Разумеется, национальная идея является важнейшей частью национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития  российской политической науки

Всего за полтора десятилетие совместными  усилиями «технологов» и «идеологов»  демократический проект в России был успешно дискредитирован, бегство  от свободы снова удалось. Что  же ждет в будущем политическую науку  в России?

Вероятно, ответ нам даст аналогия с советскими временами. Ведь тогда  очаги политической науки тоже существовали и даже развивались. И сейчас анализ, в первую очередь, международной  политики, несомненно, будет востребован. Для внутренних нужд политический анализ тоже сохранится, но пространства для  него будет меньше. Но на всех уровнях  повышается спрос на людей, которые  могут, умело растолковывать народу решения «партии власти» - агитаторов и пропагандистов.

Информация о работе История развития российской политической науки. Проблемы и перспективы развития