Истребование имущества из чужого незаконного владения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:03, курсовая работа
Описание работы
Актуальность любых исследований, связанных с собственностью, ярко показывают слова Л.В. Щенниковой: «Удивительным свойством обладает эта категория - «собственность». Стара как мир, изучена и описана, и одновременно всегда неожиданно нова и непредсказуема, она желанна и плодотворна для новых и новых исследований...» . Действительно, «собственность» является одной из наиболее изученных категорий в юридической науке, что объясняется особой значимостью для общества отношений собственности и необходимостью их эффективного регулирования
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6 1.1 Закрепление в Конституции Республики Беларусь права собственности 6 1.2 Приобретение и прекращение права частной собственности 10 ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 16 2.1 Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) 17 2.2 Устранение нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск) 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность любых исследований,
связанных с собственностью, ярко показывают
слова Л.В. Щенниковой: «Удивительным свойством
обладает эта категория - «собственность».
Стара как мир, изучена и описана, и одновременно
всегда неожиданно нова и непредсказуема,
она желанна и плодотворна для новых и
новых исследований...»1.
Действительно, «собственность» является
одной из наиболее изученных категорий
в юридической науке, что объясняется
особой значимостью для общества отношений
собственности и необходимостью их эффективного
регулирования.
С принятием Конституции Республики
Беларусь 1994 года, закрепившей формы собственности
и уделившей серьезное внимание регулированию
права частной собственности, конституционно-правовая
наука стала обогащаться исследованиями
различных аспектов данного института.
Их значение заключается в осмыслении
места и роли частной собственности, содержании
права на частную собственность, его защите,
допустимых ограничений. Как справедливо
отмечают исследователи конституционных
аспектов частной собственности, одной
из главных тенденций настоящего времени
является интенсивное расширение сферы
применения конституционных норм, относящихся
к регулированию права частной собственности2.
Уяснение этих вопросов позволяет совершенствовать
текущее законодательство в духе соответствия
конституционно-правовому пониманию,
реализации конституционных установлений,
т.е. осуществлять конституционализацию
законодательства в сфере частного и публичного
права, в судебной и иной правоприменительной
практике по обеспечению и защите права
на частную собственность. При этом осуществляется
гармоничное взаимодействие конституционного
права и иных отраслей права при безусловном
приоритете первого, происходит обновление
гражданского, административного, таможенного,
уголовного, гражданского процессуального
и прочего законодательства, воплощение
конституционных гарантий права частной
собственности и выработка в целом оптимальных
методологических подходов к регулированию
комплексного института частной собственности.
Конституция Республики Беларусь
провозглашает равную защиту и неприкосновенность
всех форм собственности. Эти положения
соответствуют ст. 17 Всеобщей декларации
прав человека от 10 декабря 1948 г.3,
провозглашающей, что никто не должен
быть произвольно лишен своего имущества.
В условиях проводимых в Беларуси социально-экономических
реформ, вопрос о защите права собственности
приобретает особо важное теоретическое
и практическое значение.
Институту собственности в
различных его аспектах многократно обращались
отечественные правоведы дореволюционного,
советского и современного периода. Здесь
накоплена обширная доктринальная база
источников. Среди авторов, активно разрабатывавших
проблемы права собственности, можно назвать
Г.Н. Амфитеатрова, Л.И. Абалкина, М.М. Агаркова,
А.Н. Арзамасцева, С.Н. Братуся, М.И. Брагинского,
А.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, Д.М.
Генкина, В.П. Грибанова, Н.Д. Егорова, О.С.
Иоффе, А.Г. Калпина, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х.
Калмыкова, А.В. Карасса, С.М. Корнеева,
О.А. Красавчикова, П.В. Крашенинникова,
В.П. Литовкина, Н.С. Малеина, В.П. Мозолина,
И.Б. Новицкого, В.А. Рахмиловича, А.А. Рубанова,
А.П. Сергеева, Е.А. Суханопа, О.Н. Садикова,
К.И. Скловского, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной,
В.Ф. Чигира, Б.Б. Черепахина, А.Е. Шерстобитова,
Л.В. Щенниковой, A.M. Эрделевского, К.Б. Ярошенко
и др.
Целью настоящей работы является
иследование конституционного права частной
собственности и его защиты.
Для достижения указанной
цели автором поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать конституционное
закрепление собственности в
Республике Беларусь;
- исследовать способы
защиты права частной собственности.
Методологическую основу работы
составляет теория познания, ее всеобщий
метод материалистической диалектики.
В качестве общенаучных методов исследования
применялись: формально-логический и системный
методы научного познания, описание, наблюдение,
сравнение, анализ и синтез.
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Закрепление
в Конституции Республики Беларусь права
собственности
Конституция Беларуси не включает
нормы о типе собственности как общей
ее характеристике, определяющей иные
элементы отношений принадлежности материальных
благ. Подобная норма присутствовала в
советских конституциях, где закреплялся
социалистический тип собственности.
В статье 13 действующей Конституции устанавливаются
две формы собственности: государственная
и частная. Более подробно Основной Закон
регулирует государственную собственность.
Субъектами государственной собственности
являются Республика Беларусь в целом
и административно-территориальные единицы.
Соответственно выделяются разновидности
государственной собственности: республиканская
и коммунальная. Они упоминаются в других
разделах Конституции: статье 107 (собственность
Республики Беларусь), статье 121 (коммунальная
собственность). Согласно статье 107, от
имени собственника, то есть Республики
Беларусь, в отношении имущества, являющегося
республиканской собственностью, выступает
Правительство. Это означает осуществление
данным органом правомочий собственника,
включая распоряжение имуществом4.
Конституция прямо не называет
орган, который осуществлял бы правомочия
собственника в отношении коммунального
имущества. Тем не менее, определение в
пределах, установленных законом, порядка
управления и распоряжения коммунальной
собственностью возложено статьей 121 на
местные Советы депутатов. По смыслу Конституции,
непосредственно управлять и распоряжаться
коммунальной собственностью должны,
по всей видимости, местные исполнительные
и распорядительные органы. Во многих
странах собственность административно-территориальных
единиц, других территориальных образований
не считается государственной.
Имущество, находящееся на
территории Беларуси, может быть государственной
собственностью зарубежных стран. Думается,
это не противоречит сущности конституционных
норм, но все же не охватывается понятием
государственной собственности, употребляемом
в Основном Законе.
Субъекты частной собственности
– граждане и негосударственные организации.
Понятие «граждане» здесь надо трактовать
расширительно, включая в него граждан
Беларуси, иностранных граждан и лиц без
гражданства. Такое понимание вытекает
из статьи 44 Конституции, гарантирующей
право собственности «каждому». Что касается
организаций, то в гражданско-правовом
смысле это юридические лица, то есть коллективные
субъекты. Государственные организации
не признаются субъектами частной собственности,
ибо пользуются имуществом, находящимся
в государственной собственности.
Включение собственности юридических
лиц в понятие частной собственности оправдано.
Критерием отнесения собственности того
или иного субъекта к частной форме является
наличие у него частного интереса. Такой
интерес есть не только у индивидов, но
и у коллективов (юридических лиц). Можно
выделять и более мелкие разновидности
частной собственности: акционерную, собственность
иных хозяйственных обществ и товариществ,
кооперативную, собственность фермерских
хозяйств, индивидуальных предпринимателей
и т. д. Исходя из признания человека, его
прав высшей ценностью и целью общества
и государства, а также на основе принципа
свободы личности частную форму собственности
необходимо было указать в статье 13 перед
государственной.
Норму института основ конституционного
строя о частной форме собственности следует
отличать от положений статьи 44, закрепляющей
право частной собственности. Форма собственности
– это компонент структуры общества, обезличенное,
массовое явление, а право собственности
– возможность конкретного субъекта5.
Собственность даже на конституционном,
то есть основополагающем уровне представляет
собой многогранные отношения, которым
посвящено значительное число норм не
только статьи 13, но и других статей Конституции.
Опыт развитых стран мира свидетельствует,
что успешное стабильное развитие общества,
процветание граждан в определящей степени
зависят от экономических отношений собственности
(присвоения), а также от системы норм,
регламентирующих и охраняющих эти отношения.
Для Беларуси, взявшей курс
на построение открытой экономики и демократического
правового государства, эти вопросы также
приобретают первостепенное значение.
Важнейшей задачей для нас становится
реализация мероприятий по развитию и
защите в республике института частной
собственности, а также совершенствованию
арендных отношений.
Как известно, право частной
собственности в нашей стране гарантировано
статьей 13 Конституции Республики Беларусь.
Основным Законом государства всем предоставлены
равные права для осуществления хозяйственной
и иной деятельности, кроме запрещенной
законом. Гарантирована также равная защита
и равные условия для развития.
Однако мало просто провозгласить
частную собственность граждан и юридических
лиц и даже принять соответствующие законы.
Общие оценки состояния института отношений
собственности свидетельствуют о том,
что белорусское законодательство в этой
области нуждается в существенной корректировке.
Требование времени и главы государства
– не просто прописать нормы права, которые
бы давали собственникам конкретные ответы
на многочисленные вопросы, возникающие
в их повседневной жизни, но и сделать
белорусское законодательство максимально
эффективным, позволяющим уйти от практики
чрезмерного госрегулирования экономической
деятельности.
Сформировать слой частных
собственников, предпринимателей, создать
конкурентную среду, содействовать демонополизации
экономики, ее развитию и росту, повысить
эффективность деятельности предприятий
и одновременно усилить социальную защиту
населения – такова цель белорусской
приватизации. Именно она служит основой
для появления на отечественном экономическом
поле потенциальных инвесторов, способных
обеспечить модернизацию и инновационное
развитие производства.
В истории нашей страны приватизация
имеет пока весьма короткую биографию,
отправной точкой которой следует считать
преобразование государственных предприятий
в акционерные общества. С 1991 года свой
статус поменяли около 5 тыс. государственных
организаций в различных отраслях экономики.
Сегодня общая численность работающих
на приватизированных предприятиях составляет
более миллиона человек. Практически полностью
завершена так называемая малая приватизация
в сфере услуг (торговли, общественного
питания, бытового обслуживания), легкой,
пищевой, деревообрабатывающей промышленности
и строительной индустрии, отраслях по
переработке сельхозпродукции, что позволило
перевести бизнес в этих сферах в частный
сектор экономики.
Акционированы крупные предприятия
нефтехимического и машиностроительного
комплексов, такие как МАЗ, БелАЗ, «БелОМО»,
«Интеграл», «Беларуськалий». К 2015 году
запланировано полное завершение преобразования
в акционерные общества всех государственных
организаций, подлежащих приватизации6.
Законодательство республики
предусматривает целый ряд возможностей
для развития частного бизнеса в процессе
приватизации государственного имущества,
в том числе:
– участие на этапе акционирования
предприятий, когда на долю вносимого
денежного или неденежного вклада приобретаются
акции создаваемого акционерного общества;
– приобретение принадлежащих
государству акций (долей в уставных фондах)
хозяйственных обществ либо имущественных
комплексов государственных предприятий
по конкурсу или на аукционе. При этом
имеется возможность приобретения убыточных
предприятий по льготной (символической)
цене в соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 25 февраля 2008 года
№ 1137.
Кроме того, развивать частный
бизнес в Беларуси возможно путем приобретения
(на базе) государственной недвижимости,
в том числе арендованной. В целом по республике
за последние четыре года продано свыше
4,2 тыс. объектов недвижимости.
Объем привлеченных инвестиций
составил около 28 млрд. рублей. И как еще
один важный итог этого процесса – создание
более 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест.
1.2 Приобретение
и прекращение права частной собственности
Возникновение права собственности
конкретного лица на определенный материальный
объект (субъективного права собственности)
связывается с определенными юридическими
фактами (основаниями), установленными
законодательством. Лицо может стать собственником
вещи в результате ее изготовления, приобретения
по договору, наследования и т.д.
В одних случаях вещь становится
объектом права собственности впервые,
в других происходит замена собственника
вещи. Однако и в первом, и во втором случае
приобретенное право собственности является
новым, вновь возникшим правом. При замене
собственника вещи новый собственник
не получает вместе с вещью право предыдущего
собственника. Последнее прекращается
и возникает новое право собственности
нового собственника.
В гражданском праве в зависимости
от характера оснований различаются первоначальные
и производные способы приобретения права
собственности. Первые имеют место в тех
случаях, когда право собственности на
данное имущество возникает впервые либо
независимо от воли предыдущего собственника.
При производных способах приобретения
права собственности новый собственник
получает свое право на вещь посредством
волеизъявления предыдущего собственника
данной вещи.
В главе 14 Гражданского кодекса
Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З8 (далее –
ГК), регламентирующей основания приобретения
права собственности, не производится
структурного разделения норм, определяющих
первоначальные и производные способы
приобретения права собственности. Однако
конкретные основания приобретения права
собственности группируются в данной
главе по указанному признаку.
Первоначальным способом приобретается
право собственности при наличии таких
указанных в ст. 219 ГК оснований, как изготовление
или создание лицом для себя с соблюдением
законодательства новой вещи, приобретение
в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством, права собственности
на имущество, собственник которого не
известен, либо на имущество, от которого
собственник отказался или на которое
он утратил право собственности по иным
основаниям, предусмотренным законодательством.
Приобретение имущества на
основании договора купли-продажи, мены,
дарения или иной сделки об отчуждении
этого имущества, а также при наследовании
имущества умершего физического лица,
реорганизации юридического лица относится
к производным способам приобретения
права собственности.