Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:38, реферат
Конституционное право зарубежных стран активно преподаётся и изучается в российских вузах, так как имеет большое значение для подготовки юристов широкого профиля, развития и углубления их общей профессиональной культуры и активного использования в практической деятельности полученных знаний, особенно для специалистов, готовящих себя к дипломатической и иной зарубежной работе.
Введение 2
1. Понятие и принципы избирательного права 4
2. Понятие и виды выборов 8
3. Понятие и виды избирательных систем 13
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Конституционное право зарубежных стран активно преподаётся и изучается в российских вузах, так как имеет большое значение для подготовки юристов широкого профиля, развития и углубления их общей профессиональной культуры и активного использования в практической деятельности полученных знаний, особенно для специалистов, готовящих себя к дипломатической и иной зарубежной работе. Также полученные знания оказывают неоценимую помощь при сравнительном анализе российских и зарубежных институтов конституционного права, принимая во внимание необходимость учёта мирового опыта конституционного развития при построении в России демократического правового государства.
Один из институтов конституционного права – избирательное право (избирательная система в широком смысле). Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Избирательное право имеет большое значение для современного цивилизованного государства. Анализ норм национального законодательства, регулирующих организацию и проведение выборов, позволяет судить о степени политической свободы граждан, о возможности их реального участия в политической жизни, о легитимности и демократическом (или, наоборот, недемократическом) характере власти, что, в конечном итоге, предопределяет возможность интеграции государства в демократические процессы международного сообщества. Поэтому складывающиеся в сфере организации и проведения выборов правоотношения должны стать объектом компетентного правового регулирования, а само избирательное право – объектом тщательного изучения.
Основная цель данной реферативной работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного права, а также существующие избирательные системы в зарубежных странах. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1) разобрать теоретические понятия избирательного права, выборов, избирательной системы; 2) привести примеры реализации различных институтов избирательной системы в зарубежных странах на современном этапе.
В современной зарубежной литературе термин «избирательное право» имеет два значения: объективное и субъективное.
Под объективным избирательным правом понимается система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные, последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.
Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – право голосовать, а пассивное – право быть избранным1.
Избирательное право является одним из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому в наиболее широком смысле под избирательным правом следует понимать один из институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчёт поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов, например, во Франции. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Так, статья 4 Конституции Италии 1947 г. декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом2.
Практика избирательных кампаний и законодательство о выборах, сложившиеся в государствах, позволяют назвать некоторые зарекомендовавшие себя принципы избирательного права, то есть основополагающие начала, на которых избирательное право базируется:
Принцип всеобщности избирательного права означает, что это право признаётся за всеми взрослыми, психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Круг лиц, обладающих избирательным правом, достаточно широк, но в некоторых случаях определённые категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. Например, ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для военнослужащих, для священнослужителей. В некоторых случаях не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. Во Франции не могут избираться в любом избирательном округе префекты, которые выполняли свои функции на данной территории. В некоторых странах вообще государственные служащие не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает непартийность, поэтому участие в выборах исключается.
Принцип свободного участия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Однако некоторые страны игнорируют этот принцип, так в упомянутой выше Италии за отказ участвовать в выборах применяются моральные санкции, в Австралии не проголосовавшему избирателю грозит штраф, а в Греции и Турции – даже лишение свободы. В Аргентине неявившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности4.
Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционного гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. В западной литературе соответствующий принцип иногда определяется как «один человек – один голос», однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть больше, чем один; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. На парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в германской земле Баварии – по три. Принципу равного избирательного права противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы – курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие Народо-освободительной армии, которые имеют особые привилегии в собраниях народных представителей; в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей5.
Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (в США, Италии, Польше), президентов (в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно – органов местного самоуправления. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы могут иметь две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко. Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, верхняя палата парламента Норвегии; трёхстепенными – французский Сенат6.
Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления. История этого принципа значительно короче истории выборов государственных органов: во Франции практически тайное голосование введено только с 1871 г., а в Великобритании оно ведёт отсчёт своего существования с 1872 г.
Принципы избирательного права
более или менее
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»7. Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый представляемый мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата8.
В большинстве современных
В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов.
Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных государствах, особенно странах англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.
На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением9.
Выборы государственных
Прямые выборы – это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты парламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В единственной стране – Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр10.
Информация о работе Избирательное право в зарубежных странах