Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:38, реферат
Конституционное право зарубежных стран активно преподаётся и изучается в российских вузах, так как имеет большое значение для подготовки юристов широкого профиля, развития и углубления их общей профессиональной культуры и активного использования в практической деятельности полученных знаний, особенно для специалистов, готовящих себя к дипломатической и иной зарубежной работе.
Введение 2
1. Понятие и принципы избирательного права 4
2. Понятие и виды выборов 8
3. Понятие и виды избирательных систем 13
Заключение 16
Список литературы 17
Вместе с тем многие высшие органы
государства и должностные
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные.
Косвенные выборы имеют два варианта.
При первом варианте выборы проводятся
специально создаваемой для этого избирательной
коллегией. Примером этого является избрание
президента США, когда избиратели голосуют
за выборщиков от той или иной партии,
а затем уже выборщики, собравшись в столицах
своих штатов, голосуют за объявленного
заранее кандидата в президенты от той
или иной партии. Голоса выборщиков штатов
суммируются в Вашингтоне. Подобный порядок
существует в Аргентине, также до 90-х годов
он применялся с определенными поправками
в Финляндии. Косвенными выборами избирается
сенат во Франции, где голосуют за кандидатов:
а) члены нижней палаты парламента, избранные
от данного департамента – административно-
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китайской Народной Республике11.
Выборы могут проводиться
По общему правилу голосование проводится лично. Иными словами, мнение избирателя учитывается при условии, если он явится к месту подачи голосов и самостоятельно проголосует по кандидатурам, баллотирующимся на выборах.
Встречаются иные процедуры голосования, и в частности: а) голосование по доверенности (ст. L. 71. Избирательного кодекса Франции); б) голосование по почте. Так, на шведских почтовых служащих возлагается функция избирательного уполномоченного, контролирующего подачу голосов и обеспечивающего доставку бюллетеней к месту их подсчёта12.
Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами – корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д13.
В узком смысле этот термин употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему14.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство – относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности.
Мажоритарная система
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50% голосов. Такая система используется в Австралии. Иногда эти две разновидности используются одновременно: например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нём допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5% голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.
Мажоритарная система
Система пропорционального представительства политических партий – это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов. В Венгрии из 386 депутатов Государственного собрания (парламента) 152 депутата избираются по крупным избирательным округам, а 58 – по общенациональному округу, то есть по всей стране16.
В отличие от мажоритарной системы, применяемой обычно в крупных государствах, где конкурируют, как правило, две ведущие партии, пропорциональная избирательная система хороша для небольших по территории государств с развитой многопартийностью. В настоящее время она применяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах нижней палаты парламента в Польше и Чехии.
Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума17.
Во всех демократических странах мира политические выборы легитимируют власть. Так народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.
Соблюдение принципов
Выборы в зависимости от конкретного
соотношения политических сил в
государстве, политического режима,
уровня политико-правовой культуры и
состояния демократических трад
Изучение принципов избирательного права и особенностей избирательных систем зарубежных государств позволит составить более объективное представление об эффективности демократических институтов в современной России. Также, основываясь на удачном или неудачном опыте зарубежных стран, связанном с проведениями выборов и любой реализацией гражданами своего избирательного права, можно избежать многих ошибок и выбрать наиболее результативный способ организации институтов избирательного права.
1 Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 83-84.
2 Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. С. 190.
3 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998. С. 280.
4 Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М., 1992. С. 52.
5 Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. С. 51.
6 Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. С. 121.
7
Всеобщая декларация прав человека // Организация
Объединённых Наций. URL: http://www.un.org/ru/
8 Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. С. 85.
9 Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. С. 188.
10
Прямые и непрямые выборы // Информационный
образовательный юридический портал.
URL: http://lawtoday.ru/razdel/
11
Партийная и избирательная системы // Лекции.
URL: http://gitunik.ru/lekcii/item/
12 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. С. 282.
13 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 194.
14 Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. С. 344.
15 Русецкий А.Е. Избирательная система РФ и ее виды. М., 2002. С. 68.
16
Система пропорционального представительства
политических партий // Конституционное
государственное право зарубежных стран.
URL: http://www.bibliotekar.ru/
17 Русецкий А.Е. Избирательная система РФ и ее виды. С. 75.
Информация о работе Избирательное право в зарубежных странах