Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:46, контрольная работа
Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества.
1.Введение 3
2.Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 5
3.Избирательная система в Российской Федерации. 16
4.Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы. 24 7.Тест. 28
5.Заключение. 31
6.Список литературы. 32
В России порядок назначения федеральных, региональных и муниципальных выборов следующий.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором четыре года назад проходили предыдущие выборы.
Региональные выборы (выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации) были унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день — воскресенье.
Регистрация избирателей.
Чтобы прийти в день голосования, и проголосовать, недостаточно просто обладать активным избирательным правом. Необходимо, чтобы гражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса (например, в Германии, Италии, Швеции и др.). Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.), и избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом.
В России используется обязательная регистрация избирателей, которая осуществляется главой муниципального образования. Эти сведения направляются в территориальные (муниципальные) избирательные комиссии. На их основе составляются списки избирателей, отдельно по каждому участку.
Образование избирательных округов и участков.
Регистрация избирателей
позволяет в итоге определить
их общую численность на той или
иной территории. Последнее имеет
важное значение для образования
избирательных округов и
Избирательный округ — это территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов. Существуют следующие разновидности избирательных округов:
•одномандатный округ, от которого избирается один депутат;
•многомандатный округ, от которого избираются несколько
депутатов;
•единый округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.
Российская
избирательная система
а)одномандатные избирательные округа — формируются при проведении выборов в депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Одномандатные округа формировались также при проведении выборов в депутаты Государственной Думы, начиная с первых — в 1993 г. По новому закону на парламентских выборах 2007 т. их создание уже не предусматривается;
б)многомандатные избирательные округа — могут образовываться на уровне субъектов Федерации или муниципальных образований (причем избиратели голосуют не за список кандидатов, а персонально за каждого кандидата). Число мандатов в таких округах не должно быть более пяти. Так, три из 22 депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа избираются по одному трехмандатному округу; 14 из 28 депутатов Сахалинской областной думы — по семи двухмандатным округам; 18 из 36 депутатов Амурского областного совета народных депутатов — по девяти двухмандатным округам;
в)единый избирательный округ — образуется при проведении выборов:
•Президента РФ;
•депутатов Государственной Думы;
•депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации, мандаты которых распределяются в соответствии с новым требованием Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
•глав муниципальных образований;
•Депутатов представительных органов местного самоуправления (если предусматривается выдвижение списков кандидатов).
При образовании
избирательных округов должна соблюдаться
единая норма представительства. Это
позволяет обеспечить один из важнейших принципов
избирательного права — принцип равенства.
Поэтому избирательные округа должны
включать примерно равное число избирателей.
На практике нарезка абсолютно равных
по числу избирателей округов технически
неосуществима. Кроме того, при образовании
избирательных округов учитывается административно-
Избирательные округа подразделяются на избирательные участки, цель создания которых — чисто техническая.
Избирательный участок — это территориальная единица в границах избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей. В России избирательные участки образуются главой муниципального образования из расчета не более 3000 избирателей на каждом. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Выдвижение и регистрация кандидатов.
Реализация пассивного избирательного права начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Важность этого этапа избирательной кампании определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и др. Все они обладают значительными исполнительными и законодательными полномочиями на соответствующих уровнях системы государственной и муниципальной власти. Извечная проблема демократии в связи с этим заключается в следующем: граждане, с одной стороны, искренне желают блага своей стране, а с другой стороны, не всегда могут «конвертировать» это стремление в конкретный выбор тех, кто своими политическими решениями этой цели добьется.
Еще в начале своего пребывания в Америке я сделал поразившее меня открытие: как много достойных людей среди тех, кем управляют, и как мало их среди тех, кто управляет.
А. де Токвиль. Демократия в Америке.
Существуют различные способы выдвижения кандидатов:
•самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;
•выдвижение группой избирателей;
•выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение, как отдельных кандидатов, так и их списков (в зависимости от типа действующей избирательной системы).
Специфической разновидностью последнего способа являются первичные выборы — праймериз, применяемые в США: голосование избирателей, поддерживающих ту или иную партию, за ряд кандидатур. Праймериз помогают каждой партии выявить наиболее популярных среди избирателей кандидатов, которые и будут выдвинуты на «настоящих» выборах.
Мировой электоральной практике известны различные варианты сочетания указанных способов выдвижения кандидатов. Среди них есть и весьма специфические. Так, в Португалии на президентских выборах право выдвижения кандидатов принадлежит исключительно группам избирателей (числом от 7,5 тыс. до 15 тыс.), а на парламентских — только политическим партиям.
В России граждане, обладающие пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (путем выдвижения избирательным объединением).
На муниципальных
выборах в качестве избирательного
объединения могут выступать
не только политические партии, но и
другие общественные объединения, устав
которых предусматривает
Существуют определенные организационные ограничения процедуры выдвижения кандидатов:
•кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам или несколькими избирательными объединениями;
•гражданин, выдвинувший
свою кандидатуру в порядке
Преимущество политических партий перед независимыми кандидатами в российском избирательном процессе состоит и в их праве выдвигать список кандидатов, а значит, изначально претендовать на большее число мандатов. Такой порядок заключает в себе по меньшей мере два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а, по сути, за партию. При этом Россию отличает высокий уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. Следует констатировать и несформированность четкой партийной идентификации граждан. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Ужесточение организационных требований в отношении политических партий, связанное с принятием Закона «О политических партиях», привело в большей степени к механическому снижению межпартийной конкуренции на электоральном поле. Политические партии пока еще не стали полноценным связующим звеном между гражданским обществом и государством. Во-вторых, большинство из тех, кто включен в список кандидатов (на федеральных парламентских выборах их число может доходить до 500 человек), избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих список, а также кандидаты представляющие их регион. Получается, что избиратели в некотором смысле голосуют «втемную».
Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения. Так, во Франции, Индии, Японии заявление о выдвижении кандидата должен подписать один избиратель; в Великобритании, Ирландии, Австрии — 10; в Швейцарии — 15; в Нидерландах — 25.
В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение избирательного залога.
Избирательный залог — это денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).
Избирательный
залог рассматривается как
а)в свою поддержку кандидаты могут собирать подписи. Их количество на выборах различных уровней следующее:
•в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента РФ — не менее 2 млн. подписей;
•в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы — не менее 200 тыс. подписей;
•в поддержку
выдвижения кандидата или списка
кандидатов на региональных и муниципальных
выборах — устанавливается
б)внесение избирательного залога. Его размер не может составлять более 15% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Так, на момент принятия в 2005 г. Закона «О выборах депутатов Государственной Думы...» избирательный залог для политической партии, выдвинувшей список кандидатов, составлял 15% от предельной суммы всех расходов (что в абсолютных цифрах соответствовало 60 млн руб. Избирательный залог возвращается, если кандидат или политическая партия набрали установленное законом число голосов. Оно не может быть более 5% — для кандидата и более 3% — для политической партии, выдвинувшей список кандидатов.
Внесение избирательного залога возможно на любых выборах, за исключением выборов Президента РФ.
4.Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика
предвыборной борьбы.
Избирательные технологии, как и любые другие, — «враг произвола». Такова их сущность. Их использование предполагает стандартизацию деятельности. Но эту характеристику избирательных технологий не стоит возводить в абсолют. В любой избирательной кампании всегда есть место нестандартным действиям и творчеству. Например, в одной из избирательных технологий главным является не следование набору формальных приемов, а как раз умение мыслить творчески — речь идет о создании лозунга кампании, непременным достоинством которого является уникальность. Сказанное не означает, что лозунг каждой избирательной кампании — вершина электорального творчества или нечто, близкое к этому. Создать удачный лозунг трудно, заимствовать таковой — проще, чему в электоральной истории есть не один пример. Так, Ф. Миттеран победил на президентских выборах во Франции в 1981 г. с лозунгом «Спокойная сила». Впоследствии это удачное во всех отношениях словосочетание (и как яркая фраза, и как приносящий победу девиз) использовалось на выборах и в других странах.
Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии