Избирательные системы и избирательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 5
3.Избирательная система в Российской Федерации. 16
4.Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы. 24 7.Тест. 28
5.Заключение. 31
6.Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Избирательные системы и избирательные технологии.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Если задаться вопросом, воспроизводимы ли в различных условиях однотипные избирательные технологии, то на него следует ответить утвердительно. Действительно, избирательные технологии в целом не относятся к разряду уникальных. В выборах различных институтов власти, различного уровня и в разных странах используются одни и те же апробированные приемы. И это верно при одном условии: эти приемы должны быть адаптированы применительно к конкретной электоральной ситуации, должны использоваться с учетом специфики избирательной системы и национальных или местных политических, социально-экономических, культурных особенностей. Скажем, в США стратегия и тактика избирательной кампании строятся исходя из того, что предвыборная борьба в округе разворачивается обычно между двумя кандидатами — республиканцем и демократом.

В российских условиях число реальных соперников может  быть больше, что накладывает отпечаток на организацию и проведение избирательной кампании.

Последнее обстоятельство позволяет обратить внимание еще  на один характерный признак избирательных  технологий. Ориентируясь на использование  наработанных приемов организации и проведения избирательной кампании и определенных алгоритмов решения электоральных задач (при всей их значимости в структуре избирательных технологий), не следует умалять роли знания. Речь идет о знании в широком смысле этого слова: это и знание того, что и как необходимо делать, а также зачем, почему и в соответствии с какими требованиями; это и знание, основанное на участии в конкретных избирательных кампаниях, и научное знание. Для эффективного использования избирательных технологий «важно знать не только алгоритм, но и те глубинные факторы, которые делают возможным использование этого алгоритма в политической практике».

Освоить весь этот необходимый для организации  и проведения избирательной кампании объем знаний, умений, навыков и  эффективно их использовать — задача практически непосильная даже для политика со стажем. Тем более это справедливо в отношении новичка. А если учесть тот факт, что весь этот теоретический и практический багаж опирается на данные политологии, социологии, правоведения, психологии, маркетинга, то становится ясно, что рано или поздно деятельность в сфере избирательных технологий должна была превратиться в профессию (причем со своей внутренней специализацией). Конечно, главные действующие лица избирательной кампании — это кандидаты и политические партии (они и были выделены как субъекты выборов). Однако необходимо помнить, что в предвыборной борьбе есть свои «серые кардиналы» — специалисты в области избирательных технологий.

В своей деятельности они должны учитывать следующую особенность избирательного процесса. Судьба избирательной кампании решается гражданами, которые свободны в своем выборе.

У кандидата  и его команды нет законных инструментов, с помощью которых  можно было бы заставить гражданина, во-первых, прийти на избирательный участок, а во-вторых, проголосовать должным образом. Соответственно, влияние, которое может быть оказано на избирателя, — весьма специфического свойства: оно строится не на принуждении, а на убеждении, внушении, подражании. Это позволяет рассматривать избирательные технологии как воплощение информационного воздействия.

Все многообразие технологий информационного воздействия  сводится к двум типам: маркетинговым  и немаркетинговым.

Технологии  маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем.

Применение  этих технологий имеет смысл лишь в рамках политического рынка, представляющего  собой пространство, на котором происходит обмен политических товаров и услуг на голоса избирателей, лояльность и поддержку граждан. Главным родовым признаком традиционного, экономического рынка является конкуренция. Этот признак характерен и для мира политического. Таким образом, необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции, т.е. соревнования за потребителя и первенство в реализации предлагаемого продукта. Отметим, что избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, — это всегда арена конкурентного соперничества. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта.

Кроме того, следует  особо подчеркнуть, что рыночный подход к политике предполагает наличие  у граждан свободного альтернативного  выбора между конкурирующими предложениями. Более того, первоначально гражданин решает вопрос, есть ли у него вообще потребность в предлагаемых «политических товарах», т.е. избиратель, прежде чем выбрать конкретного кандидата, решает, голосовать ли ему вообще.

Итак, когда  конкурирующие политические субъекты сталкиваются с проблемой сбыта своего продукта, а граждане имеют возможность свободного альтернативного выбора, залогом успеха становится изучение потребностей потребителей «политического товара». На этом и строится маркетинговый подход к политическим взаимодействиям.

Маркетинговый подход к политике в целом и  к проведению избирательных кампаний в частности строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок  потребителей. Это фундаментальное (в прямом смысле этого слова), но не единственное направление исследовательской деятельности в рамках политического маркетинга. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.

Возникновение маркетинга, как известно, связано  со сферой экономики. И лишь впоследствии маркетинг переместился на политический рынок. Поэтому, несмотря на определенную специфику двух разновидностей маркетинга — коммерческого и политического, — принципиальной разницы между ними нет, и все те черты, которые присущи коммерческому маркетингу, свойственны и его аналогу в сфере политики.

Политический  маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какие из указанных ниже положений относятся к достоинствам и недостаткам мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

 

Избирательная система

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная

Б,З

Д

Пропорциональная

Г,Ж

В


а) ослабляется значение парламента и правительства как общенациональных государственных органов;

б) способствует возникновению между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, укрепляющих положение депутата в парламенте;

в) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями;

г) обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне;

д) не отражает реальную расстановку политических сил в стране, многие влиятельные политические партии вытесняются за пределы парламента;

е) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти;

ж) способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством;

з) создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, стимулирует образование двух- или трехпартийных систем, позволяет сформировать стабильное правительство.

2. Какие из приведенных положений соответствуют нормам демократического избирательного права?

а) возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижении определенного возраста);

б) ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определенного срока);

в) всеобщность;

г) равное голосование;

д) косвенное голосование;

е) имущественный ценз;

ж) тайное голосование;

з) открытое голосование.

3. Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем?

а) М. Дюверже;

б) Р. Арон;

в) В. Праето;

г) М. Вебер.

4. Какие из характеристик российского избирательного права закреплены в Конституции РФ (выберите из каждой пары один ответ)?

а) 1) всеобщее; 2) косвенное;

б) 1) куриальное; 2) равное.

5. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?

а) по мажоритарной;

б) по пропорциональной;

в) по смешанной.

6. Какие черты характерны  для российского электората?

а) электоральная активность возрастает с ростом доходов, образования и возраста;

б) отсутствие у значительной части избирателей партийных идентификаций;

в) электоральная активность убывает с ростом доходов, образования и возраста;

г) наличие устойчивых партийных идентификаций избирателей;

д) высокий  удельный вес абсентеистов;

е) мотивы, определяющие электоральные предпочтения, сформировались окончательно у большинства населения;

ж) в силу значительной политизации общества удельный вес абсентеистов низок;

з) структурирование групповых интересов еще не завершилось, но уже определяются их основные контуры;

и) групповые интересы четко структурированы и определяют поведение большинства избирателей.

 

Заключение

 

Важной частью любой политической системы в  демократических государствах является регулярное проведение выборов в  представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Выборы –  это способ воспитания стремления к  свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

На избирательный  процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации  и проведения выборных компаний, т.е. использование избирательных технологий.

В определенном смысле можно сказать, что "избирательная кампания" является аналогом понятия "комплекс маркетинга", который во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара".

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997.
  2. Душин И. и др. Выборы. Технологии избирательных кампаний. -- Харьков, РА, 1998
  3. Koвлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1998.
  4. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как продать вождя // ПОЛИС. 1997. № 5.
  5. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
  6. Пушкарева Г.В. Избирательная кампания: как это делается? // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2.
  7. Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  8. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3.
  9. Шипунов Е.А. Проблемы оптимизации избирательной системы России // Российский юридический журнал. 1997. № 4.



Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии