Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:46, контрольная работа
Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества.
1.Введение 3
2.Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 5
3.Избирательная система в Российской Федерации. 16
4.Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы. 24 7.Тест. 28
5.Заключение. 31
6.Список литературы. 32
Если задаться вопросом, воспроизводимы ли в различных условиях однотипные избирательные технологии, то на него следует ответить утвердительно. Действительно, избирательные технологии в целом не относятся к разряду уникальных. В выборах различных институтов власти, различного уровня и в разных странах используются одни и те же апробированные приемы. И это верно при одном условии: эти приемы должны быть адаптированы применительно к конкретной электоральной ситуации, должны использоваться с учетом специфики избирательной системы и национальных или местных политических, социально-экономических, культурных особенностей. Скажем, в США стратегия и тактика избирательной кампании строятся исходя из того, что предвыборная борьба в округе разворачивается обычно между двумя кандидатами — республиканцем и демократом.
В российских условиях число реальных соперников может быть больше, что накладывает отпечаток на организацию и проведение избирательной кампании.
Последнее обстоятельство
позволяет обратить внимание еще
на один характерный признак
Освоить весь этот необходимый для организации и проведения избирательной кампании объем знаний, умений, навыков и эффективно их использовать — задача практически непосильная даже для политика со стажем. Тем более это справедливо в отношении новичка. А если учесть тот факт, что весь этот теоретический и практический багаж опирается на данные политологии, социологии, правоведения, психологии, маркетинга, то становится ясно, что рано или поздно деятельность в сфере избирательных технологий должна была превратиться в профессию (причем со своей внутренней специализацией). Конечно, главные действующие лица избирательной кампании — это кандидаты и политические партии (они и были выделены как субъекты выборов). Однако необходимо помнить, что в предвыборной борьбе есть свои «серые кардиналы» — специалисты в области избирательных технологий.
В своей деятельности они должны учитывать следующую особенность избирательного процесса. Судьба избирательной кампании решается гражданами, которые свободны в своем выборе.
У кандидата и его команды нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить гражданина, во-первых, прийти на избирательный участок, а во-вторых, проголосовать должным образом. Соответственно, влияние, которое может быть оказано на избирателя, — весьма специфического свойства: оно строится не на принуждении, а на убеждении, внушении, подражании. Это позволяет рассматривать избирательные технологии как воплощение информационного воздействия.
Все многообразие технологий информационного воздействия сводится к двум типам: маркетинговым и немаркетинговым.
Технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем.
Применение этих технологий имеет смысл лишь в рамках политического рынка, представляющего собой пространство, на котором происходит обмен политических товаров и услуг на голоса избирателей, лояльность и поддержку граждан. Главным родовым признаком традиционного, экономического рынка является конкуренция. Этот признак характерен и для мира политического. Таким образом, необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции, т.е. соревнования за потребителя и первенство в реализации предлагаемого продукта. Отметим, что избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, — это всегда арена конкурентного соперничества. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта.
Кроме того, следует особо подчеркнуть, что рыночный подход к политике предполагает наличие у граждан свободного альтернативного выбора между конкурирующими предложениями. Более того, первоначально гражданин решает вопрос, есть ли у него вообще потребность в предлагаемых «политических товарах», т.е. избиратель, прежде чем выбрать конкретного кандидата, решает, голосовать ли ему вообще.
Итак, когда конкурирующие политические субъекты сталкиваются с проблемой сбыта своего продукта, а граждане имеют возможность свободного альтернативного выбора, залогом успеха становится изучение потребностей потребителей «политического товара». На этом и строится маркетинговый подход к политическим взаимодействиям.
Маркетинговый подход к политике в целом и к проведению избирательных кампаний в частности строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок потребителей. Это фундаментальное (в прямом смысле этого слова), но не единственное направление исследовательской деятельности в рамках политического маркетинга. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.
Возникновение маркетинга, как известно, связано со сферой экономики. И лишь впоследствии маркетинг переместился на политический рынок. Поэтому, несмотря на определенную специфику двух разновидностей маркетинга — коммерческого и политического, — принципиальной разницы между ними нет, и все те черты, которые присущи коммерческому маркетингу, свойственны и его аналогу в сфере политики.
Политический маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.
1. Какие из указанных ниже положений относятся к достоинствам и недостаткам мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
Избирательная система |
Достоинства |
Недостатки |
Мажоритарная |
Б,З |
Д |
Пропорциональная |
Г,Ж |
В |
а) ослабляется значение парламента и правительства как общенациональных государственных органов;
б) способствует возникновению между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, укрепляющих положение депутата в парламенте;
в) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями;
г) обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне;
д) не отражает реальную расстановку политических сил в стране, многие влиятельные политические партии вытесняются за пределы парламента;
е) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти;
ж) способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством;
з) создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, стимулирует образование двух- или трехпартийных систем, позволяет сформировать стабильное правительство.
2. Какие из приведенных положений соответствуют нормам демократического избирательного права?
а) возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижении определенного возраста);
б) ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определенного срока);
в) всеобщность;
г) равное голосование;
д) косвенное голосование;
е) имущественный ценз;
ж) тайное голосование;
з) открытое голосование.
3. Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем?
а) М. Дюверже;
б) Р. Арон;
в) В. Праето;
г) М. Вебер.
4. Какие из характеристик российского избирательного права закреплены в Конституции РФ (выберите из каждой пары один ответ)?
а) 1) всеобщее; 2) косвенное;
б) 1) куриальное; 2) равное.
5. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?
а) по мажоритарной;
б) по пропорциональной;
в) по смешанной.
6. Какие черты характерны для российского электората?
а) электоральная активность возрастает с ростом доходов, образования и возраста;
б) отсутствие у значительной части избирателей партийных идентификаций;
в) электоральная активность убывает с ростом доходов, образования и возраста;
г) наличие устойчивых партийных идентификаций избирателей;
д) высокий удельный вес абсентеистов;
е) мотивы, определяющие электоральные предпочтения, сформировались окончательно у большинства населения;
ж) в силу значительной политизации общества удельный вес абсентеистов низок;
з) структурирование групповых интересов еще не завершилось, но уже определяются их основные контуры;
и) групповые интересы четко структурированы и определяют поведение большинства избирателей.
Заключение
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.
Выборы – это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
На избирательный
процесс в современной России
в значительной степени влияет технологизация
методов подготовки организации
и проведения выборных компаний, т.е.
использование избирательных
В определенном смысле можно сказать, что "избирательная кампания" является аналогом понятия "комплекс маркетинга", который во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара".
Список литературы
Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии