Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:39, реферат
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Понятие избирательной системы……………………………………………………...4
Мажоритарная избирательная система………………………………………………6
Пропорциональная избирательная система…………………………………………11
Смешанная избирательная система………………………………………………….17
Избирательные системы Украины…………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………………….25
При выборах в Национальное собрание Франции нередкой была ситуация, когда в результате действий нескольких политических партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Такую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).
Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Конституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.
Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддерживают объединившиеся правые партии, что существенно повышает его шансы на победу.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
Наиболее
широкие возможности для
Пропорциональная
избирательная система
Пропорциональное
распределение мест может осуществляться
различными способами, и прежде всего
на основе избирательной квоты, которая
вычисляется путем деления
Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).
Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распределились следующим образом: А—20.000; Б—16.000; В—34.000; Г—43.000; Д—37.000.
Таким образом, в голосовании приняли участие 150.000 избирателей. Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.
В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на избирательную квоту:
А 20.000 : 25.000 = 0 ( 20.000 в остатке )
Б 16.000 : 25.000 = 0 ( 16.000 в остатке )
В 34.000 : 25.000 = 1 ( 9.000 в остатке )
Г 43.000 : 25.000 = 1 ( 18.000 в остатке )
Д 37.000 : 25.000 = 1 ( 12.000 в остатке )
Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распределение оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей средней.
По методу
наибольшего остатка
А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:
А 20.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 20.000
Б 16.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 16.000
В 34.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 17.000
Г 43.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 21.500
Д 37.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 18.500
По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наибольшую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Следовательно,
при одном и том же распределении
голосов избирателей между
Пропорциональная система имеет и другие способы определения пропорциональности депутатских мест числу полученных голосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия, Франция - выборы в Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д'0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последовательно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000; 18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов, распределяемых в округе (в нашем примере—6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18.500. Разделив голоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле: Q = X : Y (где Х - общее число голосов избирателей, а Y - число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.
Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной избирательной квоты и распределения мандатов. Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распределение мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в соответствии с общенациональной избирательной квотой.
Так, например,
в Индонезии распределение
Наиболее удачным примером полной пропорциональной системы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два этапа: по избирательному округу и по Единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле: Q = X : (Y + 2) - (возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку предоставляется столько мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в избирательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в Единый общенациональный округ и распределяются уже по общенациональной квоте.
Но не все партийные (списки будут допущены до второго этапа, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по отдельному округу (т. е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распределению мандатов списками, и делятся на число нераспределенных, мандатов - полученный результат составляет общенациональную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользованными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.
Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты? Ведь партия, получившая по Единому общенациональному округу дополнительно 2-3 мандата, может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голосов, которые выражены в процентном отношении к окружной квоте и располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответствии с таблицей передаются в другой округ.
Приведенный
пример избирательной практики Италии
демонстрирует наиболее четкий механизм
функционирования полной пропорциональной
системы, но одновременно показывает и
действие одного из наиболее распространенных
способов искажения пропорциональных
систем - «заградительного барьера» («заградительной
оговорки»). В странах, где действует
«заградительный барьер», к распределению
мандатов не допускаются партии, чьи
списки получили в общегосударственном
масштабе или в округе меньше голосов,
чем предусмотрено законом. Требование
минимального числа голосов может
быть выражено как в процентном,
так и в количественном отношении.
Применяться ограничение может
как на первой стадии, так и на
стадии вторичного распределения мандатов.
Так, в ФРГ действует 5%-й барьер,
в Египте - 8%-й, в Турции -10%. В Швеции,
чтобы участвовать в
Способом
искажения чистоты
Поскольку пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки (как правило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.
Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке располагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависимости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдельным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может выразить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуальная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуальными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.
По каждому списку, получившему мандат, избранным считается кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.
Очень сложной с точки зрения механизма распределения мандатов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от различных партий. Таким образом, избирателю предоставляется возможность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.
Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.