Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Понятие избирательной системы……………………………………………………...4
Мажоритарная избирательная система………………………………………………6
Пропорциональная избирательная система…………………………………………11
Смешанная избирательная система………………………………………………….17
Избирательные системы Украины…………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

полит. реферат.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению  с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

- во-первых, пропорциональная система не  дает такого числа неучтенных  голосов избирателей, максимально  уравнивает удельный вес мандатов;

- во-вторых, она дает более адекватную  картину политической ситуации  в стране на момент выборов,  реальной расстановки сил политических  партий и иных организаций.  Пропорциональная система дает  возможность всем политическим  организациям, пользующимся поддержкой  избирателей, провести своих депутатов  в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет  мнений различных слоев населения  при принятии решений. 

Однако  следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной  квоты в округе может заранее  обеспечивать победу более крупным  партиям, лишая, фактически, небольшие  партии шансов на получение мандатов. В данном случае большая избирательная  квота выполняет роль «заградительного барьера».

Против  небольших партий может быть направлена и практика образования небольших  полиномиальных округов, от которых  избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, реально  ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И  опять в выигрышном положении  оказываются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического потенциала пропорциональной системы  возможно лишь при максимальном укрупнении избирательных округов и выборе оптимальной системы определения  пропорциональности при распределении  мандатов.

Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся многопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь формирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.

 

  1. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных  вариациях.

Так, избирательное  право ФРГ характеризуется как  пропорциональное с сильным элементом  мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депутатов парламента избирается в избирательных округах по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для голосования за партийный список.

Избранным в округе считается кандидат, набравший  наибольшее число голосов. При равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой.

Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этого  подсчитываются вторые голоса избирателей, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравшего в  избирательном округе наибольшее число  первых голосов (это обусловлено  тем, что один и тот же кандидат может быть одновременно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного для выборов в Бундестаг, вычитается число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, поданных за все учитываемые земельные списки.

Каждый  земельный список получает столько  мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распределяются между земельными списками в порядке  убывания долей чисел, полученных в  результате первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на который выпало более половины всех поданных вторых голосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по долям, выделяется еще одно место.

По мнению исследователей, мажоритарный элемент  данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.

В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования  по партийным спискам и индивидуального  баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.

Индивидуальный  кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при  условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном  случае, проводится перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать  относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего  один индивидуальный кандидат, он считается  избранным без голосования.

Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).

В Австралии  смешанная избирательная система  проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая - по пропорциональной системе.

Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться  к ситуации в стране смешанную  избирательную систему применяют  Мексиканские Соединенные Штаты. В  соответствии с Федеральным Законом  о политических организациях и избирательном  процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе  относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства  по полиноминальным избирательным  округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального  представительства учреждаются  до пяти полиноминальным избирательных  округов в стране.

При распределении  депутатских мест применяются следующие  избирательные системы и правила:

а) система  минимального представительства;

б) система  первоочередной пропорциональности.

При системе  минимального представительства процесс  распределения мандатов состоит  из следующих элементов:

а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном  избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно депутатское  место;

б) натурального частного - после распределения депутатских  мест посредством минимального процента вычисляется натуральное частное  путем деления поданных голосов  на число оставшихся нераспределенными  мандатов. Каждой партии достается  столько мандатов, сколько раз  натуральное частное уложится в  количестве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего  остатка - если после применения методов  минимального процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением  метода наибольшего остатка (под  наибольшим остатком понимается самый  большой остаток голосов, получившийся после распределения мандатов посредством  натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе  первоочередной пропорциональности состоит  также из трех стадий:

а) ректифицированного частного - ректифицированным частным  является результат, полученный от деления  поданных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещению  депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе  голосов которой упомянутое частное  укладывается один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские  мандаты;

б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся после  применения метода ректифицированного частного, делится на общее число  нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько  раз полученное таким образом  частное укладывается в остаточных голосах:

в) наибольшего  остатка - если после применения методов  ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов  остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением  метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут  быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок  и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Несомненный интерес представляет смешанная  избирательная система, применявшаяся  на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование  ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и  пропорциональной системе. Как это  происходит?

Вся территория муниципалитета представляет собой  единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

Половина  мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов  избирателей, получает половину депутатских  мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми  участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских  мест, участвует во вторичном распределении  мандатов по пропорциональной системе  наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы  не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства  избирателей, обеспечить себе большинство  депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная  избирательная система, построенная  на едином принципе - сочетании элементов  мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем, - имеет самые различные  вариации, отличаясь большей или  меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

 

Под избирательной  системой Украины понимают предусмотренный  законодательством общий порядок  формирования представительных органов  государства. При этом по наряду определения результатов выборов различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательную систему.

Закон Украины \"О выборах народных депутатов  Украины\" в редакции от 7 июля 2005 года предусматривает, что выборы народных депутатов осуществляются на основе пропорциональной системы с избранием депутатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков политических партий В распределении мандатов народных депутатов принимают участие партии (блоки), избирательные списки которых по итогам голосования на выборах набрали не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы  народных депутатов проводятся в  едином общегосударственном многомандатном избирательном округе, который включает в себя всю территорию Украины и заграничный избирательный округ Для проведения выборов нородных депутатов территория Украины делится на 225 территориальных избирательных округов Для подготовки организации и проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Информация о работе Избирательные системы