Избирательные споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Избирательные споры – неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой избирательной кампании, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов не могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса – политических партий, граждан, представителей властных структур и тех, кто стремится прийти им на смену. Здесь без противоречий, зачастую весьма острых, не обходится.
Известно, что количество избирательных споров, разрешаемых судом, год от года увеличивается. Но не стоит соглашаться с теми учеными и политиками, которые приписывают это лишь несовершенству закона. Речь может идти о нюансах в выработке нормативных требований к отдельным элементам деятельности участников избирательного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ 6
1.1 Понятие и причины избирательных споров 6
1.2 Классификация избирательных споров 8
2 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ 10
2.1 Административный порядок разрешения избирательных споров 11
2.2 Судебный порядок разрешения избирательных споров 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ 6

1.1 Понятие и причины избирательных споров 6

1.2 Классификация избирательных споров 8

2 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ 10

2.1 Административный порядок разрешения избирательных споров  11

2.2 Судебный порядок разрешения избирательных споров 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Избирательные споры –  неизбежные, хотя и нежелательные  спутники любой избирательной кампании, поскольку в ходе подготовки и  проведения выборов не могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса – политических партий, граждан, представителей властных структур и  тех, кто стремится прийти им на смену. Здесь без противоречий, зачастую весьма острых, не обходится.

Развитие избирательного права  достигло в России за последние десять лет достаточно высокого уровня. На рубеже XX-XXI веков в стране сформировалась в основном стройная, логически выверенная система избирательного законодательства, устраивающая как само общество в  целом, так и основные политические силы. Избирательное право в России не уступает своим аналогам в наиболее развитых странах мира. Об этом свидетельствует  его высокая оценка международным  сообществом, международными наблюдателями  и экспертами.

Известно, что количество избирательных споров, разрешаемых судом, год от года увеличивается. Но не стоит соглашаться с теми учеными и политиками, которые приписывают это лишь несовершенству закона. Речь может идти о нюансах в выработке нормативных требований к отдельным элементам деятельности участников избирательного процесса.

А если учесть, что становление  демократических преобразований происходит в России в очень сложных условиях явно недостаточной политической, правовой культуры, то вопросы должного, своевременного, и юридически безупречного судебного  контроля над избирательной кампанией весьма актуальны и важны.

 

 

 

 

1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ

 

1.1 Понятие избирательных споров

Проблема избирательных споров является хотя и сравнительно новой  для Российской Федерации, но чрезвычайно  актуальной. Обусловлено это, прежде всего тем, что именно в избирательных  спорах проявляются многочисленные разногласия по поводу осуществления  избирательных прав российских граждан, а их разрешение выступает в качестве одного из основных средств защиты конституционного права граждан  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательные споры –  это разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются в установленном законом порядке.

В действующем российском законодательстве о выборах не употребляется  термин «избирательные споры», а используется термин «обжалование нарушений избирательных  прав граждан».

Предмет избирательного спора, подлежащего разрешению в суде, - это всегда спорное правоотношение, определенное нормами избирательного права.

Предмет спора находит  свою определенность в заявлении, подаваемом заявителем, в котором он конкретизирует, по поводу какого конкретного нарушения  избирательного права он просит суд  рассмотреть его заявление.

 Оспаривающей стороной могут быть: инициаторы или организаторы избирательного процесса, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, но чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которых по той или иной причине не зарегистрировали в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах.

К числу наиболее распространенных, типичных причин возникновения избирательных  споров относятся:

  1. Противоречивость и незавершенность правового регулирования избирательных правоотношений.
  2. Наличие в избирательном законодательстве коллизий и пробелов.
  3. Недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса.
  4. Отсутствие у организаторов выборов и иных участников избирательного процесса необходимых юридических знаний и навыков применения законодательства.
  5. Политические и сопряженные с ними иные эгоистические интересы участников избирательного процесса, в том числе стремление использовать электоральные конфликты в качестве средства привлечения повышенного внимания общественности к конкретным субъектам избирательной кампании.
  6. Амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий.

 

1.2 Классификация избирательных споров

 

  1. В зависимости от вида защищаемого права:
        • Избирательные споры о защите активного избирательного права (права избирать).
        • Избирательные споры о защите пассивного права (права быть избранным).

Эта классификация избирательных  споров признана самой распространенной, иначе говоря – традиционная.

  1. В зависимости от содержания электорального конфликта:
  • Споры, связанные с назначением выборов.
  • Споры, связанные с регистрацией (учетом) избирателей.
  • Споры, связанные с образованием избирательных округов и избирательных участков.
  • Споры, связанные с формированием избирательных комиссий.
  • Споры, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов.
  • Споры, связанные с проведением предвыборной агитации.
  • Споры, связанные с финансированием выборов и избирательных кампаний кандидатов.
  • Споры, связанные с организацией голосования, определением результатов выборов.
  1. По кругу участников избирательных споров:
  • Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами.
  • Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями.
  • Споры между избирательными комиссиями и гражданами.
  • Споры между избирательными комиссиями разных уровней.
  • Споры граждан по поводу осуществления их избирательных прав.

 

 

 

 

 

2 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ

 

Существует два порядка разрешения избирательных споров (рис.1):

 

Рисунок 1 – Два порядка разрешения избирательных споров

 

Хотя в законодательстве порой отсутствуют специальные  правовые нормы, регламентирующие процедурные  правила рассмотрения избирательных  споров избирательными комиссиями, последними найдены достаточно рациональные формы  разрешения конфликтных ситуаций: создание рабочих групп, рассмотрение жалобы в присутствии заявителя и  других заинтересованных лиц, привлечение  специалистов и экспертов, выезд  в необходимых случаях на место  возникновения конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами, а также гласность и открытость при рассмотрении избирательных  споров.

 

2.1 Административный порядок разрешения избирательных споров

 

Для своевременного разрешения избирательных  споров оправдала себя практика формирования рабочих групп из членов избирательной  комиссии с правом решающего голоса, специалистов, экспертов. Также возможно участие представителей избирательных  объединений и общественных движений.

Такие рабочие группы создаются  для оперативного рассмотрения жалоб (заявлений), влекущих за собой избирательные  споры.

На заседания рабочей группы приглашаются кандидаты, их представители, наблюдатели, представители средств  массовой информации (СМИ), а также  другие заинтересованные лица.

При необходимости рабочая группа выезжает на место возникновения  избирательного спора.

Если рассматривать общий порядок  рассмотрения обращений, поступающих  в избирательную комиссию, то его  рассматривают:

  • Председатель избирательной комиссии.
  • Заместитель председателя избирательной комиссии.
  • Член избирательной комиссии с правом решающего голоса.
  • Соответствующая рабочая группа.
  • Коллегиально избирательной комиссией.

Как правило, порядок рассмотрения обращений должен быть конкретизирован  в подзаконных актах внутреннего  пользования (регламент, постановления  избирательной комиссии и т.п.).

Участковые избирательные комиссии коллегиально и безотлагательно  разрешают избирательные споры, возникшие в день голосования. Сигналы  о нарушениях избирательных прав граждан могут поступить от кандидатов, наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, работников СМИ  и других заинтересованных граждан.

Установив при рассмотрении избирательного спора нарушения избирательных  прав граждан, избирательная комиссия принимает исчерпывающие меры к  их устранению, зависящие от ее компетенции.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным  объединением, инициативной группой  по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  1. Оставить жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу).
  3. Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу).

 В процессе рассмотрения  обращения может возникнуть необходимость  провести проверку сообщаемых  сведений. И здесь важная роль  при рассмотрении избирательных  споров отведена правоохранительным  органам Российской Федерации:

Правоохранительные органы активно  помогают в установлении достоверности данных паспортов или заменяющих их документов при проверке подписных листов, выверке списков избирателей, разрешении споров относительно постоянного или временного проживания граждан в различных регионах страны, наличия российского гражданства и т. п.

В обязанность полиции вменяется: принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах.

В случае нарушения кандидатом, избирательным  объединением, инициативной группой  по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая  комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны  для нижестоящих комиссий.

Комиссии в пределах своей компетенции  независимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Ответственность за неисполнение решения  избирательной комиссии, комиссии референдума  предусмотрена в п. 1 ст. 5.3 Кодекса  «Об административных правонарушениях Российской Федерации», где сказано, что «неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Информация о работе Избирательные споры