Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

В современных условиях, демократические выборы являются главной формой проявления суверенитета народа и политической роли, как источника власти. Выборы позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс.1 Поэтому избирательный процесс и исполнение его правовых принципов является важной проблемой в современной России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1: Теоретические и правовые аспекты избирательно процесса
Теоретико-методологические основы избирательного процесса……….5
Основные правовые принципы избирательного процесса………………7
Глава 2: Этапы избирательного процесса
Назначение выборов. Регистрацию избирателей. Организацию избирательных округов, районов………………………………………...11
Выдвижение кандидатов и агитационно-пропагандистская кампания.12
Проведение голосования…………………………………………………16
Подведение итогов выборов……………………………………………..17
Глава 3: Итоги избирательной кампании 2008 года…………………………..20
Заключение……………………………………………………………………… 23
Приложения……………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Волго-Вятская академия государственной  службы

Факультет управления, экономики и  права очного обучения

Кафедра истории и политологии

 

 

 

 

 

Реферат

«ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

 

 

 

 

 

Специальность: Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

2009 год

 

 

 

 

 

План

Введение …………………………………………………………………………..3                                 Глава 1: Теоретические и правовые аспекты избирательно процесса

  1. Теоретико-методологические основы избирательного процесса……….5
  2. Основные правовые принципы избирательного процесса………………7

Глава 2: Этапы избирательного процесса

  1. Назначение выборов. Регистрацию избирателей. Организацию избирательных округов, районов………………………………………...11
  2. Выдвижение кандидатов и агитационно-пропагандистская кампания.12
  3. Проведение голосования…………………………………………………16
  4. Подведение итогов выборов……………………………………………..17

Глава 3: Итоги избирательной кампании 2008 года…………………………..20

Заключение……………………………………………………………………… 23

Приложения……………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………………27

 

Введение: Выборы – важнейший компонент современной политики любого демократического государства. В России, выборы как социальное явление прочно вошли в обиход с 1989 года, а принятие новой Конституции РФ в 1993 году повлекло за собой принципиальное обновление правовой базы выборов, а избирательный процесс с этого времени стал последовательно претерпевать все новые и новые качественные перемены. На современном этапе выборы стали привычным атрибутом жизни россиян.

В современных условиях, демократические выборы являются главной формой проявления суверенитета народа и политической роли, как источника власти. Выборы позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс.1 Поэтому избирательный процесс и исполнение его правовых принципов является важной проблемой в современной России.

В этой работе рассматриваются  теоретические аспекты избирательного процесса: виды избирательных систем, место выборов в демократическом государстве, функции выборов. Также будут подробно рассмотрены правовые аспекты избирательно права в России, которые основываются на Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2 Во второй главе реферата, автором будут рассмотрен избирательный процесс, избирательная процедура, т.е. официально установленный порядок выборов. Как студента специальности «маркетинг» автора особенно интересует агитационный вопрос, поэтому в реферате подробно рассматривается агитационно-пропагандистская кампания. Исследователи отмечают, что главная особенность российского избирательного процесса, выраженная в известном афоризме: неважно, как голосовать, важно, как подсчитывать результаты. Поэтому мы обратим особое внимание на процесс подведение итогов выборов и признание выборов недействительными. В последней главе автором будет рассмотрены итоги проведения выборов президента Российской Федерации в 2008 году.

Главными целями этой работы являются: выявление главных  правовых аспектов Избирательного права  в России, выделение основных стадий избирательного процесса, и рассмотрение избирательного процесса на примере выборов президента Российской Федерации в 2008 году.  

Глава 1: Теоретические  и правовые аспекты избирательного процесса

1) Теоретико-методологические  основы избирательного процесса.

Под избирательным процессом  принято понимать один из основных элементов избирательной системы. Включает: а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); д) проведение голосования (в один или два тура); е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными органами. Первые три пункта можно отнести к подготовительному этапу проведения выборов, и он оказывает большое внимание на все его стадии. Выдвижение кандидатов в свою очередь еще и включает агитационно-пропагандистскую кампанию. Последние два пункта это непосредственно само голосование и подведение итогов выборов. Процедура выборов включает также: контроль за ходом голосования и подсчетом голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение.3 Согласно Федеральному закону №67 «выборы это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»4 В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы – достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, законодательные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти.

Главным регулятором  выборов является избирательная  система, которая определяет общие принципы организации выборов, а также  способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Пропорциональная система применяется к выборам по спискам. При этой системе каждая из партий получает количество мандатов пропорциональное проценту голосов, но в некоторых государствах учитывается процентный барьер. (Например, на выборах депутатов Государственной Думы: центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если не один федеральный список кандидатов не получил 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.5) Мажоритарная система в свою очередь делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства. При системе абсолютного большинства кандидату для избрания необходимо получить абсолютное большинство голосов (50%+1). (Такая система чаще используется при президентских выборах) При системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем другие. (Такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Франции, Японии) В современно мире все чаще применяется смешанный тип избирательной системы, потому что многие страны стремятся использовать достоинства каждой избирательной системы и смягчить их недостатки. Смешанный тип сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. (Подобная избирательная система использовалась в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 годах).

В соответствии с лавными  законами страны, государство, главный  участник избирательного процесса механизм государственного управления выборами, призванный обеспечить установленную  законом процедуру.6 Каждая страна организует выборы по-своему. В России основным элементом организационной структуры избирательного процесса является система избирательных комиссий. Их Главная задача провести выборы в соответствии с действующим законодательством и обеспечить контроль его выполнения.

2) Основные правовые принципы избирательного процесса.

Согласно Конституции  РФ: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.7 Демократические свободные  выборы  в  органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании8. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.9 Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.10 Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола,  расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного положения,  места жительства, отношения к религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.11 Избиратели участвуют  в  выборах  в  Российской Федерации на равных основаниях.12 Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.13 Голосование на  выборах в Российской Федерации является тайным,  то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.14

В списки избирателей  включаются все граждане Российской  Федерации,  обладающие  на  день голосования активным избирательным правом.      Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку  на  основании сведений,  представляемых  по  установленной форме главой местной администрации. Основанием для включения гражданина Российской  Федерации  в список  избирателей  на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка,  определяемое  в  соответствии с федеральным законом,  устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.      Гражданин Российской  Федерации  может быть включен в список избирателей только на одном избирательном  участке. Избирательные комиссии  в  Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и  проведение выборов в Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.

Голосование на выборах  в Российской Федерации  проводится  в один из выходных дней. О времени  и  месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за  20  дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на  избирательный  участок,  на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,  путем заполнения  избирательного  бюллетеня  в  помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования,  исключить возможность искажения волеизъявления избирателя,  обеспечить сохранность избирательного бюллетеня  и  учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Каждый избиратель голосует лично,  голосование за других лиц не  допускается. Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа,  удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям  возможность участвовать в голосовании,  в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не  могут  прибыть в помещение для голосования. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных  кабине или комнате,  в которых не допускается присутствие иных лиц.  Избиратель,  не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,  вправе воспользоваться для этого по- мощью другого лица,  не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или  подписи  не менее двух ее членов.  Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные  бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики,  которые должны находиться в  поле  зрения членов  участковой  избирательной  комиссии и наблюдателей.

Федеральный закон «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ  И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ  ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» постоянно изменяется и дополняется. После изменений, внесенных Федеральным законом от 05.04.2009 № 42-ФЗ,  для участия в выборах партия должна быть зарегистрирована не позднее, чем за год до дня голосования. 15 Так же 30 декабря 2008 года Президентом РФ был издан закон ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, который говорит о том, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Этот закон применяется в отношении Президента Российской Федерации и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.16

 

 

 Глава 2: Этапы избирательного процесса

1)Назначение выборов. Регистрацию избирателей. Организацию избирательных округов, районов.

Как уже отмечалось ранее, назначение выборов является исключительно  прерогативой главы государства  или законодательного органа в соответствии с Федеральным законом. Периодичность назначения выборов связана со сроком полномочий выборного органа или лица, устанавливаемым   конституцией, и с определением порядка проведения выборов.17

Выборы депутатов назначает  уполномоченный на то орган или должностное  лицо.18 День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. 19Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.20 Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования21.

Выборы должны иметь  демократический характер регистрации  избирателей. Списки избирателей необходимы не только для того чтобы идентифицировать личность избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечить его избирательные права, допустив к участию в процедуре голосования, но и для защиты его прав.22 Это, прежде всего, означает отсутствие любой дискриминации. Составление списков избирателей – сложная, ответственная и трудоемкая работа. Во многих демократических странах мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста. В Российской Федерации существуют правила регистрации населения по месту жительства и ответствующие организации имеют необходимую информацию о гражданах, проживающих на определенной территории. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.23 Регистрация избирателей - удостоверение права участвовать в выборах, производимое должностным лицом. Цель регистрации избирателей состоит в том, чтобы установить личность имеющего право голоса раньше выборов таким образом, чтобы только этот человек мог подавать избирательный бюллетень.

Информация о работе Избирательный процесс