Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

В современных условиях, демократические выборы являются главной формой проявления суверенитета народа и политической роли, как источника власти. Выборы позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс.1 Поэтому избирательный процесс и исполнение его правовых принципов является важной проблемой в современной России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1: Теоретические и правовые аспекты избирательно процесса
Теоретико-методологические основы избирательного процесса……….5
Основные правовые принципы избирательного процесса………………7
Глава 2: Этапы избирательного процесса
Назначение выборов. Регистрацию избирателей. Организацию избирательных округов, районов………………………………………...11
Выдвижение кандидатов и агитационно-пропагандистская кампания.12
Проведение голосования…………………………………………………16
Подведение итогов выборов……………………………………………..17
Глава 3: Итоги избирательной кампании 2008 года…………………………..20
Заключение……………………………………………………………………… 23
Приложения……………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Государственные органы должны сформировать независимые, беспристрастные  и компетентные органы управления избирательным процессом.

2)Выдвижение кандидатов и агитационно-пропагандистская кампания.

Выдвижение кандидатов - стадия избирательного процесса. Выдвижение кандидатов может осуществляться тремя  основными способами:

  • выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей;
  • выдвижение политическими партиями;
  • выдвижение кандидатов путем особой процедуры (праймериз).

Выдвижение политическими  партиями имеет наиболее широкое  распространение. Партия должна собрать необходимое число подписей в их поддержку. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов и особенностей избирательного закона страны24. Большое число подписей  и короткий срок их сбора могут служить серьёзным препятствием для претендентов.

Праймериз - предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются  кандидаты в депутаты центральных  и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов. Такой способ применяется в США.

Регистрация кандидатов, с одной  стороны юридический фактор, открывающий  следующий этап избирательной кампании, а с другой организационный. Этот процесс должен быть строго документирован. Это очень протяженный во времени  процесс проверки избирательными комиссиями порядка выдвижения кандидатов.25

Выдвижение кандидатов заканчивается  их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания.

Наиболее распространенным методом  политической агитации с древнейших времен является публичное выступление. Умение хорошо и образно говорить, увлекать слушателя – это один из основных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа. Ни одна современная избирательная кампания не обходится без листовок. Листовка – это надежное, недорогое, оперативное и достаточно эффективное средство ведения избирательной борьбы, обладающее большим потенциалом творческого самовыражения для ее авторов. Опыт показывает, это грамотно организованная и профессионально подготовленная листовочная кампания по эффективности воздействия на избирателей сопоставима, а в ряде случаев превосходит как электронные, так и печатные СМИ.

В ходе публичных дебатов с несколькими  оппонентами кандидату желательно определить своего основного оппонента  и создать у избирателей представление о противнике как о лице, нарушающем основные этические правила: честность, скромность, доброжелательность, предупредительность1.

Ни одна современная избирательная  кампания не обходится без листовок. Опыт показывает, что грамотно организованная и профессионально подготовленная листовочная кампания по эффективности воздействия на избирателей сопоставима, а в ряде случаев превосходит как электронные, так и печатные СМИ.

Важнейшим каналом влияния на избирателей  в кампании любого уровня являются СМИ. Хорошо спланированная реклама в прессе или на телевидении может в кратчайший срок привлечь к кандидату внимание избирателей, готовых оказать ему кредит доверия.

Эффективная работа со СМИ предполагает тщательное планирование такой работы, координацию с другими агитационными технологиями. Задача штаба конкретного кандидата состоит в том, чтобы подать, информация о своей кампании так, чтобы она получила статус новостей или сенсации2.

Использование наружной рекламы – один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата до широкой публики. При этом под наружной рекламой понимается не только реклама, расположенная на улице, но и в общественных местах, например, стадионах, в метро. Привлечение известных людей для агитации за кандидата – один из классических способов ведения предвыборной борьбы.

Трудно добиться того, чтобы люди приходили и встречались  с кандидатом – нужно, чтобы кандидат сам приходил к ним3. существует множество способов организации таких встреч. Наиболее эффективная агитационная кампания проводится прямо на улице, например, с использованием следующих вариантов:

    • Посещение предприятий торговли
    • Посещение предприятий
    • Посещение вузов и школ
    • Дома престарелых, больницы и др.
    • Места отдыха, дискотеки
    • Спортивные мероприятия
    • Собрания общественных организаций
    • Агитационные походы или поездки

Одной из эффективных  форм предвыборной политической борьбы являются массовые предвыборные акции: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями, посещение политиками массовых мероприятий, пикеты, забастовки. Массовые акции являются традиционным способом политической борьбы. Участие в митингах надолго откладывается в памяти людей и благотворно влияет на их мотивацию участия в избирательной кампании. В случае если митинг легальный, разрешенный властями, его участники могут получить удовлетворение от безопасного для них лично «разрешенного бунта», от устроенного ими беспорядка. Это создает «митинговую эйфорию», в которой участники находятся довольно долгое время – до 10 дней после митинга. Для того чтобы митинг достиг своей цели, необходима четкая организация и подготовка, решение вопросов: где и когда проводить митинг, кто должен в нем участвовать, какие требования и лозунги необходимо предъявить, какую подготовить атрибутику.

Таким образом, существует множество технологий, способных  привести к победе в избирательной  кампании. Важно, чтобы технологии учитывали  местные особенности кампании и  своевременно адаптировались к конкретной ситуации и учитывали законодательство. Избирательная кампания – это во многом творческий процесс и попытки пройти все кампании с одним и тем же технологическим багажом неизменно приводят к проигрышу.

 

 

3) Проведение голосования

Агитационная кампания заканчивается за 1 день до голосования, тем самым, давая избирателям принять окончательное решение, без давления извне, который они выражают непосредственно в день выборов.

Голосование - стадия избирательного процесса. Голосование проходит в  один или два тура и осуществляется путем подачи бюллетеня или путем использования специальной машины для голосования. «Голосование является кульминационным этапом избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти».26 Голосование осуществляется с помощью избирательных бюллетеней.27

Время начала и окончания  голосования на выборах, референдуме  устанавливается законом. Продолжительность  голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка расположено место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает с временем голосования, по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.28

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. Причем подсчет ведется, открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии

 

 

4) Подведение итогов  выборов

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов  и подведением результатов выборов. Установление итогов голосования и определение результатов выборов подводит своеобразную черту под волеизъявлением избирателей. Порядок подсчета голосов избирателей и установления результатов выборов регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».29 При этом особо оговариваются очередность действий избирательных комиссий различного уровня, порядок подсчета и обработки голосов избирателей, требования, предъявляемые к составлению протоколов об итогах голосования и результатах выборов, правила определения результатов выборов, гарантии гласности осуществления всех процедур, связанных с подсчетом голосов и установлением результатов волеизъявления избирателей. Эта процедура начинается на участковых комиссий. Определение результатов выборов относится к компетенции тех избирательных комиссий, которые наделены этим правом соответствующим законом. Правом определять результаты выборов наделена лишь Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.30 При характеристике порядка подсчета голосов и установления итогов голосования на избирательном участке важно также иметь в виду, что законодательство детально регулирует весь интеграл действий участников этого процесса, особо оговаривая, что в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, участковые избирательные комиссии вправе использовать при голосовании на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. На основании первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и после предварительной проверки правильности их составления соответствующая вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности их составления, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Кроме этого в случае, если после подписания протокола об итогах голосования и сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию избирательная комиссия, направившая документы, выявила в них неточность (описку), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и сводную таблицу.31

Избирательная комиссия, наделенная соответствующим правом федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, путем сложения содержащихся в первых экземплярах протоколов нижестоящих комиссий данных об итогах голосования определяет результаты выборов. В зависимости от полученных цифр и в соответствии с избирательным законодательством избирательная комиссия может принять одно из следующих решений:

  • об избрании кандидата или распределении депутатских мандатов между кандидатами из списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (блоками), за которые подано необходимое число голосов избирателей;
  • о признании выборов не состоявшимися;
  • о признании выборов недействительными;
  • о проведении повторного голосования.

Закрепляя условия признания того или иного кандидата избранным на выборную должность, законодательство устанавливает вместе с тем обязанность избирательной комиссии отменить свое решение об избрании кандидата, если он не подтвердит сложения обязанностей, не совместимых со статусом депутата, выборного должностного лица. При этом федеральным законом может быть предусмотрено, что если кандидат не сложил с себя указанные полномочия без вынуждающих к тому обстоятельств, в результате чего назначены повторные или дополнительные выборы, то он должен возместить соответствующей избирательной комиссии полностью или частично произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных либо дополнительных выборов. Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами.

 

Глава 3: Итоги избирательной кампании 2008 года.

Выборы президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и  было определено Советом Федерации.

Кандидаты на пост Президента России:

  • Медведев Д.А. (выдвинут 17 декабря 2007 года партией «Единая Россия» и поддержан Путиным В.В., который на тот момент являлся Президентом РФ)
  • Зюганов Г.А. (выдвинут от Коммунистической партии Российской Федерации)
  • Жириновский В.В. (кандидат от ЛДПР)
  • Богданов А.В. (Лидер Демократической партии России, но зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть он собрал 2 миллиона подписей)

Крайним сроком для подачи заявки независимых кандидатов на высшую государственную должность была установлена дата 18 декабря 2007 года, для кандидатов от политических партий – 23 декабря 2007. Период регистрации кандидатов в президенты закончился 16 января 2008 года.

Хочется отметить, что  Путин не имел права баллотироваться  на пост Президента РФ в третий раз подряд32, согласно Конституции РФ.

Кандидат от партии власти Дмитрий Медведев совершил турне  по стране, посетив около 20 городов. Геннадий Зюганов совершил несколько  поездок в регионы и выступил в нескольких предвыборных митингах. В основном КПРФ пыталось вести борьбу с доминированием Медведева в СМИ. В средствах массовой информации, в первую очередь электронных, доминирует информация о единственном кандидате, освещению «профессиональной деятельности» которого, а фактически – косвенной агитации, посвящены новостные программы всех ведущих телевизионных каналов. Кандидатам в президенты с 1 по 25 января в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 7 часов 56 минут 9 секунд. Из них 85,6% было отведено Д.А. Медведеву, 5,6% - В.В. Жириновскому, по 4,4% – Г.А. Зюганову и А.В. Богданову. Показательно, что при полном доминировании информации о Д.А. Медведеве в эфире телевизионных каналов, 29 января Центризбирком РФ получил уведомление от Д.А. Медведева об отказе от участия в теледебатах. В сообщении его избирательного штаба отмечается, что поскольку первый вице-премьер не уходит в отпуск, а продолжает активно работать в должности первого заместителя председателя правительства, то у него достаточно плотный график, в который включены поездки по регионам и рабочие совещания, в результате на дебаты просто не остается времени. В условиях, когда иные кандидаты в рамках своего эфирного времени лишены возможности по закону вести контрагитацию против Д.А. Медведева, получается, что телезрители полностью лишаются возможности получения информации об альтернативных и тем более критических взглядах на кандидатуру Д.А. Медведева и его программу.

По мнению наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы, результат выборов действительно  отражает волю народа. Наблюдатели ПАСЕ указали на ряд нарушений, например регистрация кандидатов, вопрос о том, что кандидаты не имели равного доступа к СМИ. По мнению наблюдателей, это ставит под сомнение справедливость выборов, но они отмечают, что это не повлияло на результаты выборов. Они сделали вывод, что народ России голосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и кандидатом, которого он поддерживает.

Согласно Постановлению  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 104/777-5 (О результатах выборов Президента Российской Федерации) избранным на должность Президента Российской Федерации стал Дмитрий Анатольевич Медведев, набравший 70,28% голосов избирателей.33

Информация о работе Избирательный процесс